Особенности методики формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа) по теме

Татьяна Ивановна Беляева

 Особенности методики формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Основатель  методики формирования количественных представлений в детском саду, построенной в соответствии с программой воспитания и обучения, А.М. Леушина, автором монографии «Обучение счёту в детском саду», является её ученица Л.С. Метлина. Ею была реализована и детально разработана методика в книге «Занятия по математике в детском саду». Затем, авторским коллективом под руководством А.А. Столяра., методика была дополнена.

Круг задач, решаемых методикой, которую предлагает А.А. Столяр, достаточно широк [18]:

  • научное обоснование программных требований к уровню развития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;
  • определение содержания фактического материала для подготовки ребенка в детском саду к усвоению математики в школе;
  • совершенствование материала по формированию математических представлений в программе детского сада;
  • разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации процесса развития элементарных математических представлений;
  • реализация преемственности в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе;
  • разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;
  • разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.

Общей  задачей  методики является - исследование и разработка дидактических основ процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Упираясь на методику А.М. Леушиной,   в задачи своей методики А. А. Столяр добавляет работу по формированию представлений о численности (количественная характеристика) множеств; способах образования чисел, количественной оценке величин путем измерения.

Методы   предложенные А.А. Столяром содержат базовый компонент, представленный в методике А.М. Леушиной, также  новые практические и словесные методы. Это, создания проблемной ситуации, чтение известных литературных произведений, также дети учатся правильно строить и использовать в речи простые и сложные предложения, краткие и точные выражения, объяснять полученный результат, отвечая на вопросы. Усиливается внимание к осмыслению вопросов со словами сколько, который, адресованных сверстникам, воспитателю.

Методика А.А. Столяра отвечает современным требованиям и достаточно детально разработана для изучения а также, применения в практической работе с детьми  в дошкольных учрежден.

В своей методике Л.С. Метлина, советует в основном использовать в комплексе наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях по формированию количественных представлений.  Такая постановка задачи позволяет возбудить их познавательную активность. Важно создавать проблемные ситуации, если имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, либо возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому.

 При изучении нового материала автор советует начинать с повторения  такого материала, который позволяет ввести новые знания в систему ранее  изученных. Повторение проводится в форме игровых упражнений. Что бы закрепить знания, в конце занятия проводятся игровые упражнения и дидактические игры.

  Л.С. Метлина предлагает, работу требующую произвольного внимания, чередовать с элементами игры. Организовывать самостоятельную работу детей с раздаточным материалом. При организации работы важно ставить перед детими задачи (проверить, научиться, узнать новое и т. п.).

В своей методике Л.С. Метлина советует такие математические представления, как «равно», «не равно», «больше — меньше», «целое и часть» и др. формировать на основе сравнения. Автор отмечает, что дети младшего дошкольного возраста уже могут под руководством педагога последовательно рассматривать предметы, выделять и сопоставлять их однородные признаки. На основе сравнения дети выявляют существенные отношения, например отношения равенства и неравенства, последовательности, целого и части и др., делают простейшие умозаключения [14].

Также Л. С. Метлина предлагает уделять большое внимание, развитию операций умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Все эти операции, указывает автор, выполняются с опорой на наглядность. Например, сравнение производится на основе способов сопоставления и противопоставления (наложения, приложения, счета, измерения). Выделение и усвоение математических свойств, связей, отношений достигается выполнением разнообразных действий. Большое значение в обучении по-прежнему имеет активное включение в работу разных анализаторов.

С середины учебного года, необходимо вводить простейшие схемы, например «числовые фигуры», «числовая лесенка», «схема пути» (картинки, на которых в определенной последовательности размещены изображения предметов). Так как наглядной опорой начинают служить «заместители» реальных предметов.

Как и  все предыдущие авторы,  Е.И. Щербакова  предлагает в младшей группе  продолжать работу над множествами,  учить детей выделять их части по тем или другим признакам (цвету, форме» размеру, сравнивать между собой выделенные части множества, устанавливать соответствие между элементами в этих частях, определять, какая из частей больше (меньше). Но понятие «цифра» автор вводит только в среднем возрасте. В свою очередь А.А. Столяр вводит это понятие в старшем возрасте, а А.М. Леушина чуть позднее, в подготовительной к школе группе.                                                                                         Е.И. Щербакова предлагает ввести новшество: постепенно учить детей использовать термины множество, элементы множества, подмножество. Знакомить с объединением множеств, чтобы дети понимали, что несколько отдельных частей можно объединить в одно целое множество и что любое множество больше, чем его часть.   Автор отмечает, ребенок еще не выполняет арифметических действий сложения и вычитания, однако именно такими упражнениями закладывается основа. Эту работу, отмечает Щербакова, следует рассматривать как пропедевтику вычислительной деятельности [23].

На всех занятиях автор советует использовать разные предметы,   игрушки, геометрические фигуры, предметные картинки, природный материал,  и др. Необходимо организовывать упражнения по группировке множеств  Дети могут объединять множества, отличающиеся по каким-либо признакам.

Таким образом, проведя анализ методики формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста можно сделать вывод, что все авторы в построение своих методик опираются на базовую методику, предложенную А.М. Леушиной. Ими выделяются единые задачи, но при этом Е. И. Щербакова и А. А. Столяр значительно расширяют содержание своих методик.                                                                               Современные исследователи отмечают важность использования игры для формирования количественных представлений дошкольников. Такие авторы как Щербакова, Е. В. Колесникова, А. А. Столяр, Л. С. Метлина, В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, 3. А. Михайлова в своих методиках рекомендуют игровые элементы включать в упражнения во всех возрастных группах: в младших — в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т. д., в старших — игровые моменты приобретают характер поиска, угадывания, соревнования.                                                                      В таких случаях говорят об игровых упражнениях или упражнениях в игровой форме. Но эти игровые приёмы и методы авторы рекомендуют применять в рамках занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Особенности методики формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста

Основатель  методики формирования количественных представлений в детском саду, построенной в соответствии с программой воспитания и обучения, А.М. Леушина, автором монографии «Обучение счёту в детском саду», является её ученица Л.С. Метлина. Ею была реализована и детально разработана методика в книге «Занятия по математике в детском саду». Затем, авторским коллективом под руководством А.А. Столяра., методика была дополнена.

Круг задач, решаемых методикой, которую предлагает А.А. Столяр, достаточно широк [18]:

  • научное обоснование программных требований к уровню развития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;
  • определение содержания фактического материала для подготовки ребенка в детском саду к усвоению математики в школе;
  • совершенствование материала по формированию математических представлений в программе детского сада;
  • разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации процесса развития элементарных математических представлений;
  • реализация преемственности в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе;
  • разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;
  • разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.

Общей  задачей  методики является - исследование и разработка дидактических основ процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Упираясь на методику А.М. Леушиной,   в задачи своей методики А. А. Столяр добавляет работу по формированию представлений о численности (количественная характеристика) множеств; способах образования чисел, количественной оценке величин путем измерения.

Методы   предложенные А.А. Столяром содержат базовый компонент, представленный в методике А.М. Леушиной, также  новые практические и словесные методы. Это, создания проблемной ситуации, чтение известных литературных произведений, также дети учатся правильно строить и использовать в речи простые и сложные предложения, краткие и точные выражения, объяснять полученный результат, отвечая на вопросы. Усиливается внимание к осмыслению вопросов со словами сколько, который, адресованных сверстникам, воспитателю.

Методика А.А. Столяра отвечает современным требованиям и достаточно детально разработана для изучения а также, применения в практической работе с детьми  в дошкольных учрежден.

В своей методике Л.С. Метлина, советует в основном использовать в комплексе наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях по формированию количественных представлений.  Такая постановка задачи позволяет возбудить их познавательную активность. Важно создавать проблемные ситуации, если имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, либо возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому.

 При изучении нового материала автор советует начинать с повторения  такого материала, который позволяет ввести новые знания в систему ранее  изученных. Повторение проводится в форме игровых упражнений. Что бы закрепить знания, в конце занятия проводятся игровые упражнения и дидактические игры.

  Л.С. Метлина предлагает, работу требующую произвольного внимания, чередовать с элементами игры. Организовывать самостоятельную работу детей с раздаточным материалом. При организации работы важно ставить перед детими задачи (проверить, научиться, узнать новое и т. п.).

В своей методике Л.С. Метлина советует такие математические представления, как «равно», «не равно», «больше — меньше», «целое и часть» и др. формировать на основе сравнения. Автор отмечает, что дети младшего дошкольного возраста уже могут под руководством педагога последовательно рассматривать предметы, выделять и сопоставлять их однородные признаки. На основе сравнения дети выявляют существенные отношения, например отношения равенства и неравенства, последовательности, целого и части и др., делают простейшие умозаключения [14].

Также Л. С. Метлина предлагает уделять большое внимание, развитию операций умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Все эти операции, указывает автор, выполняются с опорой на наглядность. Например, сравнение производится на основе способов сопоставления и противопоставления (наложения, приложения, счета, измерения). Выделение и усвоение математических свойств, связей, отношений достигается выполнением разнообразных действий. Большое значение в обучении по-прежнему имеет активное включение в работу разных анализаторов.

С середины учебного года, необходимо вводить простейшие схемы, например «числовые фигуры», «числовая лесенка», «схема пути» (картинки, на которых в определенной последовательности размещены изображения предметов). Так как наглядной опорой начинают служить «заместители» реальных предметов.

Как и  все предыдущие авторы,  Е.И. Щербакова  предлагает в младшей группе  продолжать работу над множествами,  учить детей выделять их части по тем или другим признакам (цвету, форме» размеру, сравнивать между собой выделенные части множества, устанавливать соответствие между элементами в этих частях, определять, какая из частей больше (меньше). Но понятие «цифра» автор вводит только в среднем возрасте. В свою очередь А.А. Столяр вводит это понятие в старшем возрасте, а А.М. Леушина чуть позднее, в подготовительной к школе группе.                                                                                         Е.И. Щербакова предлагает ввести новшество: постепенно учить детей использовать термины множество, элементы множества, подмножество. Знакомить с объединением множеств, чтобы дети понимали, что несколько отдельных частей можно объединить в одно целое множество и что любое множество больше, чем его часть.   Автор отмечает, ребенок еще не выполняет арифметических действий сложения и вычитания, однако именно такими упражнениями закладывается основа. Эту работу, отмечает Щербакова, следует рассматривать как пропедевтику вычислительной деятельности [23].

На всех занятиях автор советует использовать разные предметы,   игрушки, геометрические фигуры, предметные картинки, природный материал,  и др. Необходимо организовывать упражнения по группировке множеств  Дети могут объединять множества, отличающиеся по каким-либо признакам.

Таким образом, проведя анализ методики формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста можно сделать вывод, что все авторы в построение своих методик опираются на базовую методику, предложенную А.М. Леушиной. Ими выделяются единые задачи, но при этом Е. И. Щербакова и А. А. Столяр значительно расширяют содержание своих методик.                                                                               Современные исследователи отмечают важность использования игры для формирования количественных представлений дошкольников. Такие авторы как Щербакова, Е. В. Колесникова, А. А. Столяр, Л. С. Метлина, В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, 3. А. Михайлова в своих методиках рекомендуют игровые элементы включать в упражнения во всех возрастных группах: в младших — в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т. д., в старших — игровые моменты приобретают характер поиска, угадывания, соревнования.                                                                      В таких случаях говорят об игровых упражнениях или упражнениях в игровой форме. Но эти игровые приёмы и методы авторы рекомендуют применять в рамках занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БЕГА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автореферат диссертации на соискание ученой степенимагистра педагогических наук...

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БЕГА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БЕГА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА         Автореферат диссертации на соискание учено...

Дидактическая игра как средство развития количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста

Статья, которая может быть полезной педагогам ДОУ для подготовки выступления....

Роль дидактических упражнений в формировании количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста

Основная особенность дидактических упражнений определена их названием: это упражнения обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образо...

Методическая разработка дидактических игр и игровых упражнений для формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста на этапе счётной деятельности

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.Дидактическая игра – обучающая игра, обязательным элементом которой является познавательное содержание и дидактическая задача....