Педагогический опыт работы
учебно-методический материал на тему

Зенифе Эдемовна Камилова

Педагогический опыт работы музыкального руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_._opyt.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Где музыка - плохого быть не может» ...

М.Сервантес

                 Опыт педагогической работы.

На мой взгляд, работая многие годы с детьми, я пришла к выводу, что работу музыкального руководителя можно сравнить с речкой, которая то тихо журчит сквозь тихий летний ветерок и красиво блестит под лучами солнца, то быстро движется по каменистому дну и выливается из своих берегов раннею весною. Как и речка, которая постоянно движется, встречаясь на пути с преградами, так и музыкальный руководитель постоянно находится в движении и поиске на пути к раскрытию новых идей и методов работы в музыкальной деятельности... Музыкальный руководитель для меня - это образ жизни, это песня, это мелодия! А в основе любой песни или мелодии – всего семь нот. Семь нот, но какое разнообразие, богатство смыслов!

До – это атмосфера доброты и доверия, которую я стараюсь создать на своих занятиях с детьми всех возрастов. Это и доступность музыкального материала. Это и добросовестность, с которой я отношусь к своей работе.

Ре – постоянная потребность в новом (знаниях, впечатлениях, ощущениях) и решительность, помогающая осваивать современный образовательный стандарт. Это и уверенность в необходимости моей профессии и в завтрашнем дне.

Ми – это минуты счастья общения с дошкольниками с помощью музыки, открывающей мир. Это и милые улыбки детей и родителей на праздниках. 

Фа – это фантазия, помогающая мне создавать интересные сценарии музыкальных занятий, развлечений, праздников. Это и задача развития творческой фантазии у ребят, которая помогает раскрывать смыслы, стоящие за музыкальными образами. Детская фантазия не имеет границ, в этом дети и музыка очень схожи.

Соль. Солидный опыт работы, знание методики музыкального развития детей, богатого репертуара для дошкольников способствуют успешному решению педагогических задач. Соль моей деятельности - развитие солнечной личности, способной различать, понимать и принимать прекрасное. Важно не просто научить ребенка выразительно и чисто петь или легко двигаться под музыку, а вызвать в нем желание общаться с музыкой, эмоционально откликаться на нее, получать радость от встречи с разными мелодиями; научить быть солистом по жизни.

Ля! Хочется верить, что несущаяся в космосе самая прекрасная и неповторимая планета Земля будет гордиться воспитанниками нашего детского сада!

Си – синтез всех искусств, на основе которого у детей формируется целостное, художественное восприятие мира. Систематичность – один из принципов развития, реализуемый в моей деятельности. 

И все эти ноты, складываются в гармонию моей профессии, которая приносит мне счастье, ведь счастье - это состояние души, и главное – «Счастье достаётся тому, кто много трудится!» (Леонардо да Винчи).

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Одним из ярких средств художественно-эстетического развития является музыка. Влияние музыки на развитие детей очень велико. Передавая всю гамму человеческих чувств, их оттенков, она способна расширить представления ребёнка об эмоциях и чувствах. «Музыка, прежде всего – путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств» - писал крупнейший отечественный психолог Б.М. Теплов. Знакомя ребёнка с различными эмоциональными состояниями, она одновременно делает его более способным к переживанию тех эмоций, которые не свойственны ему по темпераменту, тем самым углубляя его взаимодействие с окружающей действительностью и другими людьми.

В наш век все более актуальным становится использование информационно-компьютерных технологий на занятиях музыки. Музыкальные занятия в детском саду должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

В настоящее время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение инфомационно-коммуникационными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим ёё функционирования и развития как открытой образовательной системы.

В основе использования компьютерных средств в детском саду лежит метод эффективной организации среды и педагогического процесса. В современном мире технический прогресс развивается очень активно: с каждым днём появляются всё более новые технологии. Использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает создание новых, научно-обоснованных доступных средств развития.  Нами ИКТ рассматривается, как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, изменить развивающую среду детского сада. По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения старших дошкольников новые компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
  • ИКТ несёт в себе образный тип информации, понятный детям;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  • ИКТ является отличным средством для решения задач обучения.

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. Педагоги-музыканты становятся для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования. Использование информационно-коммуникационных технологий возможно на музыкальных занятиях. Музыка и компьютер – совместимые вещи. Каковы функции компьютера в работе педагога-музыканта ДОУ?

  1. Источник учебной информации.
  2. Наглядное пособие.
  3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.
  4. Средство подготовки выступлений.

Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя.

При взаимодействии с детьми в культурно-досуговой деятельности можно использовать домашний кинотеатр, интерактивную доску, центр – караоке, мультимедиа, компьютер со специально подобранными программами, презентациями.

Использование в процессе музыкального воспитания интерактивных средств позволяет производить быструю смену дидактического материала, способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти. Уже имеющийся опыт показал, что работа с ноутбуком, демонстрация презентационных материалов на занятиях улучшают восприятие материала воспитанниками.  Занятия с показом видео-песенок, презентаций гораздо интереснее.

При применении в работе ИКТ необходимо не забывать о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничивается временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.

Трудно переоценить возможности информационных технологий в качестве средств художественного выражения и обучения, эстетического развития и художественного образования детей.

На музыкальных занятиях   использую такую программу, как «Шедевры музыки». В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, представлены биографии композиторов, аудио и видеофрагменты.

Прекрасно помогают в работе разделы «История музыкальных инструментов». Дети получают сведения о группах музыкальных инструментов, слышат их звучание.

Даже физкультминутку можно провести необычно с пользой для лучшего усвоения материала. Во время ее проведения демонстрируется фрагмент программы «Волшебная флейта». Звучит музыка В. Моцарта, на экране появляется силуэт музыканта, играющего на различных музыкальных инструментах. Дети повторяют движения, имитируя игру на изображенных инструментах, стараясь не нарушать ритм и темп звучащей музыки.

Включая в учебный процесс информационно-коммуникационные технологии, приходится решать вопрос по накоплению учебных программ, которые можно применять на занятиях музыки. На музыкальных занятиях можно использовать различные презентации, клипы на известные детские песни, которые помогают при изучении нового материала, закреплении и при повторении. Это увлекает детей.

Применение видеоряда   позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, активно вовлекает в учебный процесс, способствует раскрытию их творческих способностей, активизирует познавательную деятельность детей.

Преимущества использования современных информационно-коммуникационных технологий для организации детской музыкальной деятельности в детском саду

Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать деятельность с детьми так, чтобы ребёнок мог проявить активность, свои увлечения и интерес.

Музыкальное образование дошкольников согласно ФГОС направлено на становление музыкальной культуры:

Музыкальное образование дошкольников согласно ФГОС нацелено на развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи воспитательно-образовательной работы:

  • Развитие музыкально-художественной деятельности
  • Приобщение к музыкальному искусству
  • Развитие воображения и творческой активности

Помочь педагогу в решении этих задач может сочетание традиционных методов музыкального воспитания и современных информационных технологий.

Какие преимущества дают ИКТ музыкальному руководителю?

  • Быстрый и целенаправленный отбор информации.
  • Наглядное пособие.
  • Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.
  • Средство подготовки выступлений.
  • Возможность создания и использования интерактивных развивающих игр.

Информационные технологии на музыкальных занятиях и досугах, помогают педагогу решить ряд задач:

  • Делают материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.  
  • Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
  • Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
  • Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
  • Интерактивная доска помогает педагогу находиться на занятии в постоянном взаимодействии с детьми;
  • Занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыке перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал, используемый в работе с дошкольниками, должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывать познавательный интерес и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

Психологические особенности дошкольника таковы, что именно наглядность и игра, в этом возрасте, помогают детям развивать интерес к музыке, повышает мотивацию в самообразовании. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». (Китайская народная мудрость).

  Я также применяю    различные образовательные средства ИКТ как при подготовке к совместной музыкальной деятельности, при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний, а также   на развлечениях и праздниках.

Мультимедиа презентации, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана или интерактивной доски.

Это позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать  все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.
Используя возможности программы  Power Point,  можно разработать и использовать мультимедийные презентации по всем видам музыкальной деятельности:

1. Восприятие музыки.

Во время знакомства с творчеством того или иного композитора использование портретов, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д.

2. Музыкально-ритмические движения и танцы.

Использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

3. Пение.

По графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.

4. Музыкально-дидактические игры.

Развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, используя игры - презентации по темам: «Жанры», «Три кита в музыке», «Лад», «Ритм и темп», «Инструменты симфонического оркестра» и т.д.

На развлечениях и праздниках так же использую слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий, игры-презентации как форму викторины на вечерах досуга.

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки, программы для пения караоке.

Широкое применение получили музыкальные энциклопедии: «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка», «Популярная музыка»; обучающие программы: «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку». Работая с программой «Энциклопедия классической музыки» можно прослушать отрывки из музыкальных произведений и просмотреть иллюстрации и видеофрагменты.

Применение компьютерных обучающих и игровых программ в музыкальном образовании дошкольников реально может стать базой для формирования музыкальных предпочтений, культуры слушания и развития эмоциональной отзывчивости детей.

Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

 

   Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм). Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Инновационный педагогический опыт направлен на развитие музыкально-ритмических движений у детей, творческой фантазии в элементарном движении под музыку.

Музыкально-ритмические движения, как вид деятельности, служат делу познания ребёнком окружающей действительности и в то же время являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкального произведения. Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало их будущей творческой деятельности. Ведь именно творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности.  Они с интересом принимают участие в организованных концертах для родителей и для детей младшего возраста, чувствуют себя более свободно и раскрепощено в присутствии гостей на открытых занятиях и праздниках. После выпуска из детского сада воспитанники с большим желанием продолжают обучение в сфере дополнительного образования района.

Список литературы

  1. Горвиц Ю. Зачем малышам компьютер // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1.
  2. Гушлевская Г. С. Организация работы компьютерно-игрового комплекса дошкольного учреждения // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1.
  3. Зворыгина Е. В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников// Информатика и образование. – 1990. - №6.
  4. Иванова Е. О роли интереса в приобщении старших дошкольников к компьютеру // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 11.
  5. Казакова Л. А. Использование презентаций в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.
  6. Марголис Я. Иванов А. Шестилетки: к творчеству через компьютер // Информатика и образование. – 1991. - № 3.
  7. Моторин В. В. Педагогические приемы формирования компьютерной грамотности дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1.
  8. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Под ред. Ю. М. Горвица. – М., 1998. – С. 218 – 226.
  9. Основные показатели оценки деятельности ребенка на компьютере // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1.
  10. Чайнова Л. Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ».

Содержание работы. Введение. Глава 1. Нетрадиционная техника рисования.1.1.Понятие нетрадиционного рисования.1.2.Нетрадиционные          приемы р...

Педагогический опыт работы на тему: "Каплетерапия".

Развитие мелкой моторики, координации движений, концентрации внимания, способности к самовыражению, творческого воображения средствами нетрадиционной формы арт-терапии «каплетерапии»....

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт работы Тема: «Организация работы по основам безопасности жизни и здоровья детей».

Педагогический опыт работыТема:  «Организация работы по  основам  безопасности  жизни и здоровья  детей ».   Автор опыта: Кислицкая Домникия Александровн...

Педагогический опыт работы "Эффективные формы методической работы с молодыми педагогами"

В нашем детском саду организована Школа наставничества. В своем опыте работы я хочу поделиться такой эффективной формой  работы с молодыми педагогами как мозговой штурм....

Педагогический опыт работы Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».

Я уверена, что ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными с...