Профессиональные компетенции педагогов
консультация на тему

Артемьева Елена Алексеевна

Изменения содержания дошкольного образования, а также процесса управления дошкольной образовательной организацией в настоящее время обусловлены новой нормативной  базой: Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentsii.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональные компетенции педагогов

Изменения содержания дошкольного образования, а также процесса управления дошкольной образовательной организацией в настоящее время обусловлены новой нормативной  базой: Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Так, Стандарт устанавливает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, прежде всего, к психолого- педагогическим и кадровым. Ключевым фактором успешной реализации очередного новшества в системе дошкольного образования под названием «ФГОС дошкольного образования» по-прежнему является педагог, его профессиональные  и личностные качества, его готовность к обновлению профессиональных компетенций в соответствии с современными тенденциями развития дошкольного образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимым для создания условий развития детей»

Также, согласно новому закону об образовании родители (законные представители) воспитанников  имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, участвовать в совместной деятельности, что несомненно актуализирует проблему профессиональных компетенций педагога во взаимодействии с семьями и детьми.

Впервые в российском образовании разработано содержание профессионального стандарта педагога, который призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.

Однако реальное внедрение заложенных в вышеуказанных документах идей во многом зависит от готовности и способности педагога к их воплощению.

Зачастую педагоги останавливаются в своем развитии, не стремятся к самосовершенствованию, что проявляется поначалу в пассивности, в усталости, пресыщенности впечатлениями, непониманием педагогических идеалов и заканчивается педагогической несостоятельностью.

Отсюда возникает противоречие между образовательными стандартами системы образования, образовательными ожиданиями общества и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде.

Меняется мир, меняются дети,   что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.  

Профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Отметим, что компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. Достижение цели всегда способствует развитию. Так и в педагогике, обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность.

Структура компетенции включает в себя:

  • умения как основу компетенции;
  • знания, обеспечивающие усвоение умения;
  • ценностное и ответственное отношение к применению умения в педагогической деятельности, которое эффективно используется как в знакомых, так и новых профессионально-педагогических ситуациях;
  • содержание профессиональных компетенций выстраивается на основе функционального анализа педагогической деятельности воспитателя в условиях видового разнообразия ДОУ.

Остановимся  подробнее на классификации видов компетенций и попробуем проецировать их на педагогическую деятельность работника дошкольного учреждения:

  1. Учебно-познавательная компетенция – включает совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Она предполагает владение навыками постановки целей, планирования, анализа и самооценки успешности собственной деятельности. К этой же компетенции относят умение эффективно действовать в нестандартных ситуациях, владение эвристическими методами решения проблем.
  2. Информационная компетенция – предполагает развитую способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, систематизировать и транслировать необходимую информацию.
  3. Коммуникативная компетенция – предусматривает владение навыками эффективного взаимодействия с людьми, умение работать в группе, гибкость в использовании различных социальных ролей.

Итак, в стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.  Сегодня от педагогов и руководителей ДОУ требуется активное включение в инновационную деятельность, в процесс внедрения новых программ и технологий взаимодействия с детьми и родителями.

Профессия накладывает на педагога определенные обязанности. В том числе это и требование к уровню развития личности, которая должна быть образцом для подражания, примером для воспитываемого и обучаемого поколения. Но педагог - как и все имеет свои переживания и чувства. Быть может, пассивное поведение педагога может быть связано не только с затруднениями в методике, но и с психологическими личными проблемами. Например, страх перед публикой, высокая тревожность, комплексы.

Человек с низким уровнем личностного развития, низким уровнем притязаний не может быть достойным примером для подрастающего поколения, не в состоянии заложить в ребенка базис высокоморальных, нравственных, личностных качеств и особенностей. Следует подчеркнуть особенный контингент воспитанников нашего учреждения – дети раннего возраста. Именно мы закладываем первыми основу личности, именно мы можем не заметить, навредить.

Основная профессиональная задача воспитателя - создание условий для гармоничного развития детей. Для этого педагог дошкольного образования должен обладать такими профессиональными компетенциями, как:

1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям,

2) умение общаться с каждым ребёнком,

3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

5) умение оказать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ,

6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

8)  умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;

9)умение организовать виды  деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

10)умение оценить  индивидуальное  развитие каждого ребёнка,

     11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей .    [2]

Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции. К тому  же, в последнее время отмечается тенденция увеличения числа воспитателей без специального дошкольного образования, воспитателей, чья профессиональная подготовка не отвечает современным требованиям дошкольного образования, воспитателей- стажистов со сложившимися педагогическими стереотипами.

Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень.

Требования современного мира таковы,  что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию.

 Выделим основные пути её развития:

-курсы повышения квалификации,

-исследовательская, экспериментальная деятельность,

-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий,

- активное участие в педагогических  конкурсах, мастер- классах,

-участие в методических объединениях,

- умение ориентироваться в информационном потоке,

-обобщение собственного педагогического опыта,

и самое главное- самообразование.

Самообразование- составная часть системы непрерывного образования- выступает как связующее звено между базовым образованием и  периодическим повышением квалификации.

Большинство воспитателей не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свой профессионализм. Сказываются внешние факторы (оплата труда, материально- техническое оснащение, перегрузки в работе., бытовые трудности и др.), но есть и субъективные причины, которые зависят от самих воспитателей. Им не хватает настойчивости, целеустремлённости, навыков самообразовательной работы.

Поэтому, очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию. Как говорил К. И. Чуковский «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…» 

Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая  самой личностью. Правильно организованная работа  по самообразованию должна стать стимулом,  как для профессионального мастерства педагога, так и для развития личности.

        Таким образом, анализ своих профессиональных затруднений, обогащение теоретических знаний и практических умений путем грамотного построения процесса самообразования, активное участие в методических формах работы ДОУ, развитие личностных качеств  воспитателем способствуют обновлению профессиональных компетенций и повышению профессиональной компетентности педагога в современных условиях.

Итак, еще раз подчеркнем актуальность и значимость формирования у педагогов готовности к обновлению профессиональных компетенций, чтобы как сказал А.Г. Асмолов, в нашем дошкольном учреждении не случилась «драма отставания воспитателей от детей».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

"Модернизация системы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в соответствии с требованиями государственного профессионального стандарта в образовании"

Методическая разработка представлена структурой, которая позволяет системно и целостно рассмотреть возможность преобразования управления с переходом на новый уровень, посредством использования мотивац...

"Основные профессиональные компетенции педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом в условиях реализации ФГОС ДО"

Консультация "Основные профессиональные компетенции педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом в условиях реализации ФГОС ДО" предназначена для работы с  педагога...

Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»

1. Тема: «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом педагога».2. Вид проекта: методический.3. По характеру контактов (участники прое...

Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»

Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»...