Использование кругов Луллия в работе по развитию речевой и познавательной активности дошкольников
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Близнова Светлана Борисовна

Я хочу познакомить вас с уникальной методикой «Кольца Луллия». Центральное место в ней занимает многфункциональное пособие - круги Луллия. Универсальность игрового материала состоит в том, что используя лишь несколько колец можно получить разные варианты игры. Дети легко осваивают это пособие, они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx24.11 КБ
Файл krugi_lulliya.pptm1.24 МБ
Файл buklet.docx287.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колосок» с.Хватовка Базарно-Крабулакского муниципального района Саратовской области»

Мастер-класс для педагогов

«Занимательные круги Луллия»

В рамках муниципальной ярмарки методических идей (мастер-классов) «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений «Базарно-Карабулакского муниципального района»

Выполнила:

Близнова Светлана Борисовна

Воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад «Колосок»

с.Хватовка Базарно-Карабулакского

муниципального района

 Саратовской области»

2018 год.

Цель: формировать представление педагогов об использовании методики «Кольца Луллия» в работе по развитию активного словаря дошкольников.

Оборудование: картинки с изображением объектов и материалов; большой круг на тканевой основе, разделенный на сектора; карточки-схемы; графин воды; буклеты.

Предварительная работа: разработка буклетов «Использование  кругов Луллия в работе по развитию речевой и познавательной активности дошкольников»

Ход мероприятия

1. - Сегодня я хочу познакомить вас с уникальной методикой «Кольца Луллия». Основоположником этого метода является Раймунд Луллий. Он изобрел круги, на которых можно было найти ответ на любой вопрос путем простого раскручивания. Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал этот метод и они решили адаптировать его к образовательной деятельности с дошкольниками. На основе метода луллизма разработали методику для детского сада - «Кольца Луллия». Центральное место в ней занимает многфункциональное пособие - круги Луллия.

Они бывают двух видов горизонтальные и вертикальные. Педагоги могут использовать от 2 до 4 кругов в зависимости от возраста детей. Круги разделены на сектора, количество которых варьируется от 4 до 8. На каждый сектор круга помещается картинка. В своей практике я использую сменные картинки, что позволяет использовать одну и тужу основу – круг- для разных игр.

Технология работы с речевыми кругами заключается в том, что ребенок раскручивая кольца, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочку, либо в свободный сектор. Универсальность игрового материала состоит в том, что используя лишь несколько колец можно получить разные варианты игры. Дети легко осваивают это пособие, они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

2. Авторы методики «Кольца Луллия» используют такое понятие, как тренинг. Это серия игр, объединенных одной темой. Тренинги состоят из заданий 4 типов:

  • 1-й тип: «Найди реальное сочетание». Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например, Лист березы – клякса зеленого цвета. Лист березы зеленого цвета. Листья у березы бывает зелеными летом.)
  • 2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия. Например, лист березы клякса черного цвета. Березовый листок может быть черного цвета ночью.)
  • 3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.
  • 4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
  • - Уважаемые коллеги, предлагаю вам проиграть такой вариант. Нам выпало сочетание «Стекло – чемодан».
  • - Какой предмет мы бы получили? (стеклянный чемодан)
  • - Что может быть хорошего в стеклянном чемодане?
  • - Какие недостатки у стеклянного чемодана?
  • - Но вот беда, хозяин этого чемодана остался не очень-то доволен этим перевоплощением. Он совсем не желает, чтобы все видели, что у него в чемодане. Помогите ему решить эту проблему.
  • Варианты педагогов
  • - Мне было интересно услышать ваши варианты, надеюсь у вас это задание вызвало положительные эмоции, также как у детей, которые играют с кругами в детском саду.

3. Подобные игры можно организовывать и не имея под рукой пособия. И сейчас мы с вами попробуем это сделать. Я приглашаю выйти тех, кто получил карточки от моего помощника.

  • Рабочим материалом в игре, которую я для вас приготовила, будут картинки с изображением объектов и материала.
  • - У кого карточки с изображением материала образуют внутренний круг.
  • - У кого карточки с изображением объектов образуют внешний круг.
  • - Какое изображение у нас оказалось под стрелкой? (………)

Первое наше задание будет на «Реальное сочетание». Внутренний круг у нас остается неподвижным, а внешний круг продвигается по часовой стрелке до тех пор, пока под стрелку не попадет подходящий для этого материала объект.

  • Педагоги выполняют задание.
  • - Какое сочетание у нас получилось? (…………) Молоды!

 Для игры «Объясни необычное сочетание» будем раскручивать два круга Внутренний круг движется по часовой стрелке, а внешний против, до тех пор пока я не проговорю слова. Готовы?

Ходим кругом друг за другом.

Только надо не зевать.

Все, что стрелка нам покажет,

Будем дружно называть.

  • - Какое сочетание у нас получилось? (……) Вот сейчас мы и будем фантазировать. Попробуйте объяснить необычность данного сочетания. Когда, или где такое сочетание может случится?
  • - А теперь мы переходим к третьему типу игры «Придумай фантастическую историю или сказку». Можно начать с известных всем слов жили-были или однажды злой волшебник…
  • Заслушивается один рассказ.
  • - Обычно дети все вместе начинают рассказывать, и получается коллективный рассказ.
  • - Большое спасибо уважаемые коллеги. Четвертым заданием в нашей игре должно было стать «Решение проблемы», но мы рассмотрели её чуть ранее на примере стеклянного чемодана.
  • - Сейчас, я хотела бы представить вам еще один вариант игры, который появился в нашей группе в ходе работы над опытом. Для этого у нас есть этот замечательный разноцветный круг. Вы видите на нем сектора, такие же как на кругах Луллия.
  • - Для игры нам нужно 8 человек. Правила игры просты. Наша задача рассказать о предмете, который находится в центре куга, с опорой на схемы, расположенные в секторах круга. Все они вам знакомы. Когда я начну произносить слова, вы будете двигаться по кругу, как только я закончу – вы должны остановиться. Объектом, который мы будем описывать сегодня станет вода.

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте – знак найди,

Предмет в центре опиши.

Педагоги описывают объект с опорой на свою схему.

- Я благодарю вас, коллеги, можете присесть. Такая игра может быть использована на занятии, в качестве приема для подведения итога, может быть использована в совместной деятельности в режиме дня. Если в группе большое количество детей, можно попросить их дополнять ответы участников, но не повторять.

4. – В своем мастер-классе я постаралась кратко представить основные положения организации игр с кругами Луллия. Вы может использовать на практике тренинги в полном объеме, а можете включать в образовательный процесс отдельные игры. Все зависит от того, какие задачи вы ставите на данном этапе.

И в заключении я хотела бы предложить вам ответить на вопрос «Соответствует ли данная методика ФГОС ДО?» (……………)

Какой самый первый принцип стандарта… «Сохранение уникальности и самоценности детства и реализация образовательной программы в формах адекватным данному возрасту ребенка. И прежде всего это ….игра».

Круги Луллия – это тоже игра. Дидактическая игра, где в игровой форме скрыты задачи по развитию ребенка.

Какие задачи по речевому развитию определяет для нас Стандарт? «Овладение речью, как средством общения, связной грамматической речи монологической и диалогической, речевого творчества». Могут ли они решаться в играх с кругами Луллия? (….)

Таким образом, мы можем сделать вывод, что методика «Кольца Луллия» соответствует Стандарту дошкольного образования и вполне успешна может применятся в детском саду, делая процесс обучения увлекательным и интересным для наших детей.

Если вас заинтересовала данная тема, я приготовила для вас информационные буклеты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колосок» с.Хватовка Базарно-Крабулакского муниципального района Саратовской области» « Занимательные круги Луллия » Мастер-класс для педагогов Выполнила: Близнова Светлана Борисовна Воспитатель 1 квалификационной категории

Слайд 2

Основоположником этого метода является Р аймунд Л уллий – поэт, философ, мыслитель, живший в 13 в. Он изобрел круги, на которых можно было найти ответ на любой вопрос путем простого раскручивания . Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал этот метод и они решили адаптировать его к образовательной деятельности с дошкольниками. На основе метода луллизма разработали методику для детского сада - «Кольца Луллия ».

Слайд 3

Центральное место в ней занимает многфункциональное пособие - круги Луллия . Они бывают двух видов горизонтальные и вертикальные. Можно использовать от 2 до 4 кругов в зависимости от возраста детей. Круги разделены на сектора, количество которых варьируется от 4 до 8. На каждый сектор круга помещается картинка. В своей практике я использую сменные картинки, что позволяет использовать одну и тужу основу – круг для разных игр.

Слайд 4

Содержание игр позволяет использовать их для развития речи и коммуникативной функции дошкольников. « Круги Луллия » дают возможность эффективно корректировать различные аспекты речевой деятельности : развивать фонематические процессы; уточнять и активизировать словарный запас; совершенствовать слоговую структуру слова; знакомить с окружающим миром. Например: Задание:« Назови картинку, подбери к ней правильную схему положения звука в слове и подбери правильный звуковой символ». н а верхнем круге расположены звуковые символы , на втором- схема местоположение закрепляемого звука в слове, на третьем-предметные картинки .

Слайд 5

Совершенствование звуко-буквенной и слоговой структуры слова. Задание: Объедини слоги так, чтобы получилось слово»

Слайд 6

Игры с кольцами Луллия можно условно разделить на три типа: Игры на подбор пары. В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке кольца №1 обязательно должна соответствовать одна картинка кольца № 2. Игры экологического содержания: «Найди, где живет?», «Назови детеныша?», «С чьей ветки детки?», «Крылья, ноги, клювы», «Подбери место обитания». Игры для формирования фонематического слуха, грамматического строя речи и обучения грамоте: «Найди заданный звук в начале, середине и конце слова», «Чей дом?» («берлога чья? Медвежья»). II. Игры с элементом случайности в установке колец. В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. Если каждое кольцо имеет 8 картинок, то возможны 64 комбинации.

Слайд 7

III. Игры на развитие творческого воображения. Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игры, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Например, совпали картинки «зайчиха» и «лисята». Задаем вопросы: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она о них будет заботиться, чему станет их учить?». Заранее договариваемся с детьми, что ситуация сказочная, нереальная, а значит можно дать волю фантазии.

Слайд 8

Существуют разные варианты использования «Кругов Луллия ». В любом случае результат огромен. Удается расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и сверстниками на занятиях и в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Слайд 9

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

С достаточной степенью достоверности объяснить правомерность данного фантастического преобразования.

Например, хорошо ли иметь такую чудесную березу в унылой болотистой местности и каким обитателям леса особенно понравится, что на ней растут апельсины.

4. На основе фантастического преобразования составляется рассказ.

5. По итогам преобразования организуется продуктивная деятельность (лепка, рисование и т.п.).

C:\Users\Nataly\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20180409_133514.jpg

Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять и обрести веру в свой успех.

Более подробно с использованием Кругов Луллия в работе с дошкольниками вы можете познакомиться в книге Т.А.Сидорчук и ВС.В.Лелюх «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия».

Материал подготовила: воспитатель Близнова Светлана Борисовна.

МБДОУ «Детский сад «Колосок» с.Хватовка

Базарно-Карабулакского муниципального

района Саратовской области»

«Использование  кругов Луллия в работе по развитию речевой и познавательной активности дошкольников»

 (из опыта работы)

апрель 2018год

Основоположником этого метода является РаймундЛуллий – поэт, философ, мыслитель, живший в 13 в.

Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал метод луллизма и они решили адаптировать его к образовательной деятельности дошкольников.

 «Кольца Луллия» - это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи. Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.

В работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать 2-4 круга разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.  На сектора прикрепляются изображения, знаки, символы по теме.

Принцип изготовления развивающих игр состоит в следующем: вырезанные из картона круги разбивают на нужное количество секторов, серединка вырезается. Круги нанизываются на стержень (например, от пирамидки, или на палочку, карандаш), сверху прикрепляется стрелка или контурпо величине сектора.

Авторы методики «Кольца Луллия» используют такое понятие, как тренинг. Это серия игр, объединенных одной темой.

E:\луллий\IMG_20180403_143405.jpgТренинги с Кругами Луллия  бывают 4 типов:

•        1-й тип: «Найти реальное сочетание».

Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.

•        2-й тип: «Объясни необычное сочетание».

При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.

•        3-й тип: «Придумай фантастическуюисторию или сказку».

Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.

•        4-й тип: «Реши проблему».

В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.E:\луллий\IMG_20180403_155922.jpgТехнологическая цепочка проведения тренинга.

1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты.

Например, на сектора первого, самого большого круга прикрепляют изображения деревьев (сосна, яблоня и др.); второго - мест их произрастания (сад, лес, болото и т.п.); третьего - плодов или семян (апельсин, яблоко, шишка и др.).

2. Ставится задача тренинга.

Детям предлагается найти соответствия на кругах. Например, по просьбе воспитате¬ля они находят на нижнем круге изображе¬ние яблони, затем, поворачивая средний круг, отыскивают изображение сада и рас¬полагают его над яблоней, на маленьком круге таким же образом находят яблоко. Объясняют, что получилось.

3. Круги раскручивают, дети смотрят, ка¬кие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их.

Например: береза - болото - апельсин.

Задача. Объяснить, как объект может расти в таком месте и приносить подобные плоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательские задания в проектной деятельности, как средство развития речевой и познавательной активности, обогащения лексического запаса дошкольника.

В этой статье изложен мой опыт работы по использованию исследовательских заданий в проектной деятельности в работе с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста и формы взаимодействия с родителями....

Презентация для воспитателей"Использование деятельностного метода обучения в развитии речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста с ОНР""

Современный мир очень динамичен. Скорость его изменений постоянно нарастает:- каждые десять лет объём информации в мире удваивается;- с 2010 года новой информации создано больше, чем за последние тыся...

Игры с водой как средство развития речевой и познавательной активности. 

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11985524","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"224","width":"480"}}]]...

Развитие речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультипликации, мультфильма

Аннотация. В данной статье рассказывается об инновационном методе мультипликации в ДОУ.. Выделяются отличительные особенности применения данного метода как эффективного способа развития познавательной...

Опыт работы "Использование кругов Луллия в работе по развитию речевой активности детей старшего дошкольного возраста"

Учите ребенка, каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-Он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он усвоит их на лету.К.Д.УшинскийОсновная идея работы с дидактиче...

Доклад по самообразованию на тему «Использование «Кругов Луллия» в работе по развитию речевой активности дошкольников»

В связи с введением в систему дошкольного образования ФГОС, педагогам открываются большие возможности использования новых педагогических технологий,  методик, с пом...