Доклад по самообразованию на тему «Использование «Кругов Луллия» в работе по развитию речевой активности дошкольников»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Сухарева Татьяна Викторовна

 

     В связи с введением в систему дошкольного образования ФГОС, педагогам открываются большие возможности использования новых педагогических технологий,  методик, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. В доступной и игровой деятельности можно успешно решать указанные задачи, потому что речь ребёнка развивается и активизируется в игре, а сама игра под влиянием и обогащением речи совершенствуется. Помочь соответствовать этому может такая современная технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, а именно кругиЛуллия.       

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Использование «Кругов Луллия» в работе по развитию речевой активности дошкольников»

Т.В. Сухарева, воспитатель

муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

Приморский детский сад

     В связи с введением в систему дошкольного образования ФГОС, педагогам открываются большие возможности использования новых педагогических технологий,  методик, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. В доступной и игровой деятельности можно успешно решать указанные задачи, потому что речь ребёнка развивается и активизируется в игре, а сама игра под влиянием и обогащением речи совершенствуется.

     Помочь соответствовать этому может такая современная технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, а именно кругиЛуллия.

     Авторы методики ТРИЗ предлагают для развития речи детей использовать круги Луллия.Методика построена на изобретении Раймонда Луллия. В 13 веке французский монах Раймонд Луллийсоздал логическую машину в виде бумажных кругов.Оказалось, что ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Круги Луллия» - это своеобразный компьютер, только для слов. Конструкция проста, что позволяет применять ее в детском саду.

     На начало учебного года, по результатам педагогической диагностики по речевому развитию, дети старшей группы показали низкие результаты (в.у.-0%,с.у.-33,3%, н.у.-66,7%).Поэтому, я определила основную цель своей работы – создать условия для развития основных компонентов языковой системы (фонематического восприятия и звукового анализа, грамматического строя речи, словарного запаса и связной речи) через использование кругов Луллия, которые я использую в своей деятельности первый год

     Для достижения поставленной цели выделила следующие задачи:

  • уточнять, пополнять и активизировать словарный запас;
  • автоматизировать звуки речи;
  •  развивать фонематические процессы;
  • формировать структуру предложений;
  • совершенствовать развитие связной речи.

Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) я изготовила круги Луллия напластиковой и картонной основе. Круги разбивают на нужное количество секторов, на сектора прикрепляются изображения, знаки, символы по теме игр.Неотъемлемой частью кругов является то, что они многофункциональные и доступны детям.

В деятельности использую такие игры:

Игра«Первый звук»-учить объединять картинки с одинаковыми первыми звуками.

Игра «Составь предложение»-учить придумывать предложение с получившейся парой слов.

Игра «Где спрятался звук»- учить подбирать слова по схеме.

В начале года провела анкетирование среди родителей по данной теме.Подготовила консультативный материал  для родителей «Речевые игры с кругами Луллия», «Играя в круги Луллия, ребенок развивает речь»Выступила на родительском собрании по теме:«Использование кругов Луллия для работы с детьми». Провела мастер-класс для родителей«Использование кругов Луллия в работе по речевой активности дошкольников».

Подготовила консультативный материал  для педагогов ДОУ «В чем польза кругов  «Луллия» для детей дошкольного возраста».

Применение кругов Луллия происходит в течение дня: в НОД, в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельностидетей.

     Многофункциональное дидактическое пособие «Круги Луллия»  помогает расширять и активизировать словарный запас за счет существительных, прилагательных, глаголов, числительных, учит составлять предложения, развивать логическое мышление, воображение,а также вносит элемент игры в образовательную деятельность. Поскольку при организации деятельности с кругами Лулия, я не руковожу выбором ребёнка, а наоборот – поддерживаю его выбор.

Универсальность игрового материала состоит в том, что используя лишь несколько колец можно получить разные варианты игр. При систематической организации деятельности  с кругами Лулияу некоторых детей заметна положительная динамика в развитии речи.

Во втором полугодие планирую обновление игр для детей (6-7 лет)

          Игра «Придумай фантастическую историю или сказку»-учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов.

Игра «Сказочная карусель»- учить придумывать предложения, сказки, рассказы.

Игра «Наоборот»- учить подбирать пару объектов противоположныхпо значению

НОД «В гости к сказке» с использованием Кругов Луллия.

Игра «Слогопары»-учить объединять картинки с одинаковым количеством слогов.

Для родителей организовать информационный стенд «Играем и развиваемся с кругами Луллия». Подготовить рекомендации для родителей «Совершенствование связной речи и познавательных процессов».

Показ открытой НОД для педагогов с элементами самообразования.

Используемые материалы:

  1. Статья «Использование Кругов Луллия в речевом развитии детей дошкольного возраста».https://www.youtube.com/watch?v=9qZgXmgJgwk
  2. Статья «Использование ТРИЗ - технологии в развитии речи детей дошкольного возраста».  https://www.youtube.com/watch?v=9qZgXmgJgwk


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кругов Луллия в работе по развитию речевой и познавательной активности дошкольников

Я хочу познакомить вас с уникальной методикой «Кольца Луллия». Центральное место в ней занимает многфункциональное пособие - круги Луллия. Универсальность игрового материала состоит в том,...

«Использование кругов Луллия в работе по развитию познавательной и речевой активности дошкольников»

Круги Луллия прочно заняли своё место в педагогике.Они являютя многофункциональным дидактичесеким средством, для развития речи и нителлектуально-творческих способностей детей....

Опыт работы "Использование кругов Луллия в работе по развитию речевой активности детей старшего дошкольного возраста"

Учите ребенка, каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-Он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он усвоит их на лету.К.Д.УшинскийОсновная идея работы с дидактиче...

План по самообразованию на тему: «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

План по самообразованиюна тему:«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»...

«Использование кругов Луллия в работе по развитию познавательной и речевой активности дошкольников»

laquo;Использование  кругов Луллия в работе по развитию познавательной и речевой активности дошкольников»...

Практические рекомендации для педагогов «Использование «Кругов Луллия» в работе над развитием речи детей»

Практические рекомендации для педагогов «Использование «Кругов Луллия» в работе над развитием речи детей»...