Опыт работы "Использование кругов Луллия в работе по развитию речевой активности детей старшего дошкольного возраста"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Дешева Мызылдай Делдоновна

Учите ребенка, каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-Он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он усвоит их на лету.

К.Д.Ушинский

Основная идея работы с дидактическим пособием "Круги Луллия"- создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений, познании окружающего мира, для решения проблемных ситуаций, повышению уровня речевого развития воспитанников.. Методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ (Круги Луллия) формируют успешность в ребенке. Примененние технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы  и приемы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей. Игра заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определенного объекта при создании нового образа нового объекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение.

     Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей,  обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

    Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Условия возникновения, становления опыта.

  Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников.

 Осознав  важность выше изложенного, определила тему своей работы «Использование кругов Луллия в работе  по развитию  речевой активности детей старшего дошкольного возраста »

Актуальность и перспективность опыта.

В современной  педагогической практике всё больше используются устаревшие модифицированные пособия для  детей дошкольного возраста. Умение классифицировать – одна из составляющих творческих способностей человека. Дети не могут пользоваться имеющимися у них знаниями, так как они разобщены, не востребованы в полной мере. Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ  для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие  вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.       Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала, способствует повышению уровня речевого развития воспитанников.

Ведущая педагогическая  идея.

Основная идея работы с дидактическим пособием «Круги Луллия» – создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений , познании окружающего мира , для решения проблемных ситуаций,  повышению уровня речевого развития воспитанников.

   Теоретической базой опыта является изучение труда создателя кругов Луллия -   Раймонда Луллий.    

- Изучение опыта работы других педагогов  коллег

Новизна опыта.

Методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ (Круги Луллия) формируют успешность в ребенке. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приемы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей.  Игра заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Ожидаемые результаты.

   Работая в данном направлении, предполагаю, что в результате применения кругов Луллия в работе с дошкольниками смогу достигнуть следующих результатов:

  • познание языка и мира в их взаимосвязях;
  • развитие творческого мышления и воображения;
  • обогащение словарного запаса;
  • свобода в своих высказываниях;
  • переход от односложных предложений к развёрнутым текстам;
  • формулировка и решение проблемы.

Адресная направленность.

      Считаю, что опыт работы будет полезен воспитателям детских садов, логопедам и учителям начальных классов.

                                               

 Описание опыта.

 Учите ребенка, каким – нибудь неизвестным ему пяти словам-

Он будет долго напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинами,

он усвоит их на лету.

К.Д.Ушинский

         Настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить.

      Поэтому Федеральные государственные образовательные стандарты предлагают интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешными. Помочь соответствовать этому может такая современная технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, а именно кольца Луллия.

Изучая данное направление, я определила основную цель своей работы – создать условия для развития основных компонентов языковой системы (фонематического восприятия и звукового анализа, грамматического строя речи, словарного запаса и связной речи) через использование кругов Луллия.

Для достижения поставленной цели выделила следующие задачи:

  • уточнять, пополнять и активизировать словарный запас;
  • совершенствовать слоговую структуру слова;
  •  автоматизировать звуки речи;
  •  развивать фонематические процессы;
  • формировать структуру предложений;
  • совершенствовать развитие связной речи.

В процессе организации работы, направленной на реализацию задач, была изучена научно – методическая литература таких авторов как  Генриха Сауловича Альтшуллера, РаймундаЛуллия,Т.А.Сидорчук, а также периодическая печать,была  подобрана художественная литература.

Основная идея работы с дидактическим пособием «Круги Луллия» – создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира, для решения проблемных ситуаций и повышению уровня речевого развития воспитанников.

В своей работе опиралась на принципы организации игр:

  • переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным;
  • cистемность и последовательность;
  • применение игровых моментов;
  • концентричность при изучении материала;
  • активное использование наглядного материала.

 Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна, кедр  и т.д.), на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т.п.), а на самый маленький – места произрастания (опушка леса, сад, сосновый бор и др.)

2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изодеятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи.

Игры с кругами Луллия включаю непосредственно в содержание занятий, как одно из средств реализации программных задач.

Они могут быть использованы в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи.

Классификация игр.

Игры с «Кругами Луллия» можно условно разделить на три типа:

        

        

        

                                                         

 Формы организации игр Луллия.

  • образовательные ситуации, (например, в рамках образовательной деятельности по речевому и познавательному развитию).
  • игровые обучающие ситуации;
  • самостоятельная игровая деятельности детей.

Мои принципы работы:

  • вместе мы сила – любое дело делать совместно: с коллегами, родителями и с детьми;
  • идеи от детей – любая идея ребенка заслуживает внимания, оно ценно и приветствуется.
  • воспитатель – равноправный партнер.  

 Многофункциональное пособие - круги Луллия. Они бывают двух видов горизонтальные и вертикальные. Педагоги могут использовать от 2 до 4 кругов в зависимости от возраста детей. Круги разделены на сектора, количество которых варьируется от 4 до 8. На каждый сектор круга помещается картинка. В своей практике я использую сменные картинки, что позволяет использовать одну и ту же основу – круг- для разных игр.

Технология работы с речевыми кругами заключается в том, что ребенок раскручивая круги, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочкой, либо в свободный сектор. Универсальность игрового материала состоит в том, что используя лишь несколько кругов можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие, они с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

. Авторы методики «Круги Луллия» используют такое понятие, как тренинг. Это серия игр, объединенных одной темой. Тренинги состоят из заданий 4 типов:

  • 1-й тип: «Найди реальное сочетание». Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например, Лист березы – клякса зеленого цвета. Лист березы зеленого цвета. Листья у березы бывает зелеными летом.)
  • 2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия. Например, лист березы клякса черного цвета. Березовый листок может быть черного цвета ночью.)
  • 3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.
  • 4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
  • Зная ,что  основным приоритетом  дошкольного образования все более четко выдвигаются проблемы возрождения национальной культуры и традиций, духовных ценностей  использую региональный компонент (национальные игры, природа родного края, животный мир Республики Алтай, история села Кырлык, достопримечательности Усть – Канского района, знаменитые земляки и т.д.)

Работа с родителями.

На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Были выделены некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей.

  1. Информирование родителей о задачах и содержании методики игр Луллия.
  2. Обучающие семинары по всем вопросам воспитания и обучения по ФГОС.
  3. Участие родителей в мероприятиях детского сада.
  4. Создание обогащенной развивающей среды дома.

Организация семейного  клуба в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьёй по данной теме.

Использую такие формы работы с родителями:

  • рекомендации («Мама, прочти», «Наши объявления»);
  • консультации («А вы знаете, что…», «Это очень интересно»);
  • анкетирование;
  • дискуссии;
  • беседы («Лесенка успеха»);
  • памятки, буклеты («Как правильно играть ?»).

   Традиционными стали проведение таких совместных мероприятий с родителями как: конкурс «А ну – ка, папы!», «Минута славы», «Эстафеты», «Чага байрам», «Jылгайак», «Jаанамнын jанар кожоны», «Новогодние чудеса вокруг елочки». Постоянно проводим мастер – классы для родителей по темам «»Занимательные круги Луллия» и т.д

Слайды

Наши воспитанники и воспитатели, активные участники в жизни социума. Выступают с концертами на праздниках и митингах перед жителями села; очень тесная связь со школой, с учителями начальных классов – проводятся совместные педсоветы, круглые столы, открытые занятия, мастер – классы, осуществляется преемственность детский сад – школа.

Слайд

Организация развивающей предметно – развивающей среды в ДОУ.

  • оформлен центр «Уус колдор»;
  • cоздана игротека;
  • собраны дидактические пособия «Круги Луллия», лабиринты, головоломки;
  • оформлен центр речевого развития пособия для проведения артикуляционных упражнений в игровой форме, комплексы пальчиковых игр, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха;
  • cшиты костюмы, куклы – персонажи для создания игровых ситуаций.

При  создании  предметно – развивающей среды придерживаюсь таких принципов:

  • дистанции, позиции при взаимодействии;
  • активности, самостоятельности, творчество;
  • гибкости, динамичности;
  • индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка.

    Задача детского сада  - создать условия для разнообразных игр, для игр детского творчества, фантазии, конструирования. Мы убеждены: необходимо окружить ребенка красотой, чтобы он проникся мыслью – важно не только сохранить красоту, но и творить её вокруг себя. В детском саду ребенок  проводит много времени.  От того, насколько детский сад будет ухоженный, красивый, периодически обновляющийся, с разумно спланированными зонами, cовмещающими решение вопросов экологического, нравственного, физического, художественного воспитания  будет зависеть, каких детей мы воспитаем.

   Мы все мечтаем, чтобы наш детский сад развивался. И только коллективом все вместе мы можем достичь этой реальности.

 Результативность .

     По итогам диагностики, в результате обучения с использованием элементов технологии ТРИЗ (круги Луллия) у детей повысился уровень развития творческого мышления, основными показателями и критериями которого являются: умение рассуждать и делать выводы; находчивость; внимательность и сообразительность; творческая фантазия.
  Работа с творческими задачами также способствует повышению уровня речевого развития воспитанников. Речь детей становится более осознанной и произвольной. У воспитанников закрепляются и навыки самостоятельной работы. Они овладевают умением сравнивать и обобщать. Умеют вербализовать (словесно выражать) шаги решения творческой задачи в форме развернутых связных высказываний. Ребята учатся в определенной мере контролировать процесс собственной речевой деятельности и деятельности своих товарищей, у них формируется готовность к социальному взаимодействию.

  1. Позитивная динамика освоения детьми основной общеобразовательной  программы ДОУ

Образовательные области

2017-2018

2018-2019

2019-2020

Уровень выполнения программы

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

1

Познавательное развитие

61%

 82%

25%

39%

42%

52%

2

Речевое развитие

61%

77%

30%

45%

47%

59%

3

Социально - коммуникативное развитие

58%

74%

26%

38%

42%

57%

4

Физическое развитие

62%        

84%

29%

36%

50%

62%

5

Художественно - эстетическое развитие

63%

80%

41%

52%

55%

80%

Таблица 1. Результаты освоения воспитанниками основной программы  за последние 3 года

Используемые методики диагностирования: комплексная диагностика освоения общеобразовательной программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, В.В. Гербовой.

Диаграмма 1. Динамика освоения воспитанниками основной образовательной

 программы за 2019-2020 учебный год

1 - познавательное развитие, 2- речевое развитие, 3- социально-коммуникативное развитие, 4 - физическое развитие;

5- художественно-эстетическое развитие.

Диаграмма 2. Динамика освоения воспитанниками основной образовательной

программы    за 2019-2020 учебный год

1- познавательное развитие, 2- речевое развитие, 3- социально - коммуникативное развитие, 4 - физическое развитие; 5- художественно-эстетическое развитие.

Диаграмма 3.   Динамика освоения воспитанниками основной

программы  за 2019-2020 учебный год

1 - познавательное развитие, 2- речевое развитие, 3- социально - коммуникативное развитие,4 - физическое развитие; 5- художественно-эстетическое развитие.

Анализ результатов диагностики, показывает положительную динамику в усвоении детьми образовательной программы. По результатам диагностики с детьми низкого уровня провожу коррекционную работу. Подбираю коррекционные игры для развития различных психических процессов: внимания, мышления, памяти и развития речи. Игры подбираю от простого к сложному.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что методика « Круги Луллия» соответствует Стандарту дошкольного образования и вполне успешно может применяться в детском саду, делая процесс обучения увлекательным и интересным для наших детей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кырлыкская средняя общеобразовательная школа» структурное подразделение

 ДОУ «Кырлыкский детский сад»

https://masterfresok.ru/upload/iblock/582/fotooboi-zamok-na-skazochnoy-polyane-foto.jpg

МАСТЕР-КЛАСС

«Путешествие в Страну красивой речи»

        

Воспитатель: Дешева М.Д.

2021г.

Ход мастер-класса

I. Вводная часть.

 -Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер классе мы окунемся в мир Кругов Луллия. Тема моего мастер-класса «Путешествие в Страну красивой речи». Поставила следующую цель:

(Слайд №2)

Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе активного игрового взаимодействия с кругами Луллия.

-А задачи вы видите на экране
Задачи:

  • Обучение педагогов навыкам применения кругов Луллия;
  • Повышение педагогического мастерства и квалификации участников;
  • Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагога;
  • Формирование  у педагога мотивации на использовании в образовательной деятельности кругов Луллия.

- Мы живем в период изменений и требований к системе образования. И в связи с введением в систему дошкольного образования Федеральных государственных образовательных стандартов, педагогам открываются большие возможности использования новых педагогических технологий,  методик, различных видов дидактического материала.В современной  практике всё больше используются современные педагогические технологии. Сегодня мы поговорим о Кругах Луллия, как об одном из средств развития правильной, красивой речи и интеллектуально-творческих способностей детей. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

(Слайд №3)

Вопрос аудитории:

-Давайте дадим лучшему в мире логической машине в виде кругов небольшую характеристику которой она соответствует:

  • Неограниченный игровой потенциал
  • Развлечение для любого возраста
  • Игра круглый год
  • Спокойная, развивающая игра
  • Развитие речи, воображение, фантазия, мыслительная деятельность
  • Многофункциональный.

Вывод:  Таким образом, использование кругов Луллия повышает уровень развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

-Что такое круги Луллия? И кто его создал? (Слайд № 4) 

Методика построена на изобретении Раймонда Луллия испанского миссионера ,поэта, философа и получила название «Круги Луллия». В XIII веке он создал логическую машину в виде бумажных кругов. «Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и повышение уровня речевого развития воспитанников.

Еще он универсальный, настолько разнообразен, что никогда не надоедает. А как он устроен я вам сейчас кратко расскажу.

(Слайд №5) На стержень нанизывается два круга разного диаметра сверху устанавливают указатель, ограничитель или стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов на них располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира) круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалась бы несовместимые объекты. Из картинок в кругах можно собрать практически всё, что только может вообразить себе человеческая фантазия.

Круги Луллия можно собрать из любого материала:  картон, пластинки, ДВП, ДСП, диски.

-Как играть с кругами Луллия? Предлагаю и вам, уважаемые коллеги, окунуться в мир кругов Луллия и на практике увидеть. (Слайд №6)

II. Практическая часть.
-Мне нужны помощники 6 человек. Приглашаю желающих в мою в Волшебную страну красивой речи. 

  - Здравствуйте! А сейчас мы с вами поздороваемся друг с другом, держась за руки, присядем на корточки и скажем шепотом «здравствуйте». Чуть приподнимемся, мы выросли чуть-чуть погромче скажем «здравствуйте».  Наши ножки «здравствуйте».  Поднимем ручки и скажем радостно всем «здравствуйте». (педагоги выполняют движение)

Вывод: Данная игра мотивирует детей, повышает эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

 Вот мы и настроились!

Предлагаю разделиться на две команды и придумать название команды.

«Круги Луллия умная игра,

Увлекательна хитра.

Интересно здесь играть,

Творчески размышлять, составлять, искать.

Приглашаю всех друзей

В круги Луллия поиграть скорей

Тут не только интересно,

В круги Луллия играть полезно!»

-Команда ….., команда……

    Перед вами пособия Круги Луллия. На большом круге изображен объект, на втором круге – признак данного объекта.

 Первое испытание для команд. (Слайд № а)

I. «Найдите реальное сочетание». (фрукты, овощи)

Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. 

Вывод: данное задание систематизирует знание детей об окружающем мире.

(Слайд № б)

II. «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.

 Вывод: это задание повышает внимание детей, развивает речевую активность и логическое мышление.

(Слайд № в)

III «Придумай фантастическую историю или сказку». Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. 

Вывод: развивает творческое воображение, умение рассуждать и делать выводы.

(Слайд № г)

IV «Реши проблему» В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению (Что хорошо, что плохо).

Вывод: формирует умение быть свободными в своих высказываниях и решать проблемы.

 Команды очень хорошо справились с заданиями. ……(приглашение к большим Кругам )

 Перед вами более усложненные пособия Круги Луллия. На большом круге изображены животные, герои из детских песенок. На среднем круге – музыкальные инструменты. На маленьком верхнем круге - смайлики с определенным настроением.

- Вы должны выбрать животное, которое вам по душе.

-Какой бы вы выбрали музыкальный инструмент в соответствии его музыкальному произведению, характеру выбранного объекта ?

-Выберите смайлик под настроение музыкального произведения.

И так приступаем. (Слайд № 7)

- Раскрутите  пожалуйста круги, нам выпал скрипичный ключ. Это музыкальная пауза.

Обыгрывание детской песенки.

 Вывод: данное  обыгрывание обогащает музыкальные впечатления, пробуждает творческую активность.

III. Заключительная часть.

-Какую телевизионную игру напоминают эти круги. Крутим большой круг и смотрим какой вопрос вам выпал.

.

Рефлексия.
-Трудно или легко вам было работать? В чём возникли трудности?

-Что интересного вы возьмете для работы с детьми?

-Считаете ли вы, что технология соответствует требованиям ФГОС ДО в работе с детьми дошкольного возраста?

- Жил он много лет назад,

Внёс в науку большой вклад.

Взял круги, соединил,

Их на сектора разбил.

Получил компьютер мощный

Для учителей помощник.

Как творца Фамилия?.

Это….

 

Вывод: Таким образом, мы можем сделать вывод , что методика круги Луллия соответствует стандарту дошкольного образования и вполне успешна может применяться в детском саду, делая процесс обучения увлекательным и интересным для наших детей.

Спасибо всем за участие в мастер-классе!(раздача буклетов)



Предварительный просмотр:

Все Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей в старшей группе по теме: «В моей руке - моя семья»

разработала воспитатель старшей группы МБОУ «Кырлыкская СОШ» структурное подразделение ДОУ «Кырлыкский детский сад»

Дешева Мызылдай Делдоновна

Цель НОД:  Закрепление  понятия  о  семье  и  семейных ценностях.

 Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие».

Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи;

Прививать   желание  заботиться о близких.

 Задачи ОО в интеграции:

«Социально – коммуникативное развитие»:

развивать свободное общение и взаимодействие ребёнка со взрослым,  сверстниками, развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, умение адекватно оценивать собственные возможности.

«Речевое развитие»:

  Развивать речь как средство общения;

  Углубить представления о семье;

  Высказывать свою точку зрения.

 «Художественно -  эстетическое развитие»:

 Развивать творческое воображение;  умение создавать композицию, дополнять их деталями;  развивать эстетическое восприятие.

Вызвать положительные эмоции от восприятия знакомого                             музыкального произведения.

   «Физическое развитие»:

Закрепить в игровой форме навыки выполнения упражнений;

Продолжать формировать правильную осанку.

   

Предпосылки учебной деятельности:

Познавательные - должны знать членов своей семьи, перечислять своих родственников; высказывать свою точку зрения; создавать несложные композиции, используя разнообразные приемы.

Коммуникативные - умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности

        Материалы и оборудование: Семейные фотографии  каждого ребенка, мультимедийная презентация «Ырысту», цветная веревочка, национальная шапка, влажные  салфетки,  шаблоны «семьи на ладошке», зубные щетки, палитра красок, коробка для фотографий,  А. Тозыяков «Солнечная песенка».

Ход НОД

  1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

(Создание игровой мотивации)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мне бы хотелось с вами поближе познакомиться. А чтобы наша встреча прошла в дружбе и согласии, чтобы у всех было хорошее настроение, я предлагаю вам передать мою необычную, чудо- шапку друг другу. В нее вложено очень много добра и радости. И я хочу поделиться  ими  с вами. (Дети передают шапку по кругу)

- Вот и славно. Все мы стали добрыми, весёлыми и чуткими.

Воспитатель: 

- Как вы думаете, что такое чудо? (Ответы детей)

- Да, верно, сказка- это тоже чудо.

-А хотите послушать алтайскую сказку про мальчика – Ырысту? (Ответы детей)

 II.   Основная часть

Рассказывание алтайской сказки «Ырысту» (отрывок)

(Слайд №1,№2,№ 3,№4,№5,№6)

(Проводится гимнастика для глаз. Звучит спокойная музыка)

-Друзья мои, наши глазки устали. Дадим им отдохнуть. Представим, что мы там, где живет Ырысту.

-Давайте нарисуем высокие горы,  молочное озеро.  Нарисуем зеленую травку.

- А теперь откроем глазки,  чудесно!

Беседа по сказке

Воспитатель: Как зовут мальчика в сказке?

-Где ему было хорошо?

-Когда закончилась его счастливая жизнь?

- Кто помог ему в его беде?

-Расскажите о семье Ырысту.

 Воспитатель: Дети, для чего нужна семья?

- Как ласково вас называет ваша мама? (Ответы детей: лапочка, кÿничегим, сыпышкам)

-А как бы вы ласково назвали маму? Папу? (Ответы детей: мамочка, энейим, мамуля, адам, папочка)

Воспитатель: А давайте проверим, какими вы бываете, когда рядом с вами родители.

Проводится дидактическая игра «Закончи предложение»

Воспитатель: Я начинаю предложение и подбрасываю мяч. А  вы, ребята, должны поймать мяч и закончить предложение. Затем возвращаете мяч мне.

« Если мама и папа дома, то мне…”(Ребенок высказывают своё мнение)

«Если я без родителей, то мне…»(Ребёнок высказывает своё мнение)

Воспитатель: Вы правильно заметили, что с родителями нам всегда тепло, радостно и весело. Даже мы, взрослые,  отогреваемся душой возле своих родителей.

Воспитатель: Друзья,  а хотите отдохнуть? (Ответы детей)

(Проводится физкультминутка)

Воспитатель: Встанем все красиво,  словно месяц полукругом.

Все мы родом из Алтая    (Шагают на месте)

Все мы здесь и родились  (Прыжки на месте)

Здесь живут мои соседи,   (Наклоны туловища вправо- влево)

Здесь живут мои друзья     (Взмахи правой и левой руками)

Ну, а главное со мною       (Отвести руки в сторону)

Здесь живет моя семья       (Прыжки на месте)

Мама, папа, брат и я!       (Хлопают в ладоши)

Воспитатель: Здорово! Отдохнули.

(Проводится игра на мимику)

Дети, покажите, каким бывает  капризный мальчик? (Дети показывают мимикой капризного мальчика)

Покажите  дедушку, который  читает  газету;  бабушку, которая вяжет;  маму, которая вешает белье,  папу,  который  отдыхает на диване.

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием.

Воспитатель: Ребята, посмотрите  у меня в руках красивая коробка. Как вы думаете, что там лежит? (Предположения детей)

Воспитатель: А хотите посмотреть? (Открываем коробочку,  а в ней лежат семейные фотографии детей.)  (Воспитатель раздает фотографии детям. Каждый ребенок рассказывает о своей семье.)

- Арунат, расскажи кто на фотографии?

- Где фотографировались?

-Сколько лет тебе на фотографии?

-Хорошо, что у вас есть семья!

Воспитатель: Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут, как наши пальцы, все вместе.

Проводится пальчиковая игра «Беш карындаш»

Беш карындаш- беш сабар,

Бектен бек орды бар

Башпарак- ол баш сабар,

Бажын билип башкарар.

Бажы- Кырлу- ус сабар,

Бала алып отурар.

Ортон Мерген – омок уул

Одын jарып от одурар

Куба чечен- кутус уул

Воспитатель: Дети, я предлагаю вам нарисовать свою семью. Алтайская семья с давних пор считается очень большой. В семье очень много родственников.

-Как вы думаете, как мы можем их всех поместить на нашу ладошку? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята! С помощью кисточек мы можем всех наших родственников поместить на нашу ладошку. На алтайских шапках можно нарисовать кисточки.   Если кисточка на шапке   густая, это значит, что в этой семье - много родственников.

Рисование  с музыкальным сопровождением А.Тозыякова «Солнечная песенка»

Воспитатель: Перед вами на столах лежат зубные щетки, давайте нарисуем густые кисточки на шапках.

Берем в руки зубные щетки и наносим на разноцветные краски одним движением и рисуем кисточки. (Дети берут в руки зубные щетки, наносят на разноцветные краски  и рисуют кисточки)

Воспитатель: А теперь аккуратно положим щеточки на место и вытираем руки салфеткой.

- Вот и получилась у нас семья дружная, крепкая, счастливая, где вам будет весело, уютно всегда.

-Давайте дети оформим выставку, чтобы родители любовались и гордились вами.

(Дети оформляют вместе с воспитателем выставку работ)

III.      Заключительная  часть

Воспитатель: Дети, а у моей чудо- шапки тоже кисточки густые.

Что мы сегодня делали?

-Что больше понравилось?

-Что вы изобразили на аппликации?

- Алеша приготовил для вас  стихотворение.

Алеша читает стихотворение:

У меня есть семья-

Мама, папа, брат и я

Лучше всех мы живем

Песни громко мы поем.

Никому не разрешу

Обижать семью свою.

Пусть всегда живет семья-

Мама, папа, брат и я.

Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Кырлыкская средняя общеобразовательная школа» структурное подразделение

ДОУ «Кырлыкский детский сад»

                   https://masterfresok.ru/upload/iblock/582/fotooboi-zamok-na-skazochnoy-polyane-foto.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1090/0017420f-655e8a6c/img12.jpg

                                                    КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

детей в старшей группе по теме:

«По следам Кощея»

Воспитатель: Дешева М.Д.

                                                            2021г.

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе

по теме «По следам Кощея»

Цель НОД: развитие у детей лексико-грамматических средств языка по теме «Сказки».

Задачи

Образовательные:
- Познакомить детей с кругами Луллия;
- Совершенствовать умение детей составлять предложения по картинкам;
- Продолжать формировать навыки ориентировки по схеме;
Развивающие:
- Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность.
- Развивать творческое воображение, фантазию.

Воспитательные:
- Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движениями;
- Воспитывать способность сочувствовать и сопереживать героям сказки. 
Материалы к совместной деятельности: корона, волшебная палочка, волшебная карта, разноцветные круги с заданиями, круги Луллия, разрезные картинки по сказкам, мяч, конверт, следы, круги с кармашками, ковер-самолет, цветной сундук (разрезная картинка, монетки-шоколадки, планшеты, карточки с иллюстрациями сказочных героев.
Предварительная работа: чтение сказок, проговаривание слов отдельных сказочных персонажей, физкультминутка
Оборудование: фонограмма «В гостях у сказки».
Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

        

Ход НОД

I.Вводная часть (мотивационный, подготовительный)

(Создание игровой мотивации)

Воспитатель: Здравствуйте! А сейчас мы с вами поздороваемся друг с другом, держась за руки, присядем на корточки и скажем шепотом «здравствуйте». Чуть приподнимемся, мы выросли чуть-чуть по громче скажем «здравствуйте».  Наши ножки «здравствуйте».  Поднимем ручки и скажем радостно всем «здравствуйте». (Дети выполняют движение)

Воспитатель: Отлично! У всех хорошее настроение?

(Ответы детей) Да.

Воспитатель: Никто сегодня не грустит?

(Ответы детей) Нет.

Воспитатель: Замечательно. У меня для вас сюрприз - интересная книга со сказками. Давайте откроем ее. А что случилось? Куда пропали сказки, картинки. Как вы думаете, что произошло?

(Ответы детей)

(Воспитатель еще раз открывает книгу, из книги выпадает письмо. Дети подсказывают.)

Воспитатель: А вот и разгадка. От кого же это письмо?

(Ответы детей)

Воспитатель: Внимательно смотрим на экран и слушаем.

(Слайд №1)

«Здравствуйте, ребята! Мы жители сказочной страны!

Поскорее все сюда, у нас в сказочной стране приключилась беда! Кощей Бессмертный потерял свой сундучок и всё кругом разбросал! Заколдовал Кощей все ваши сказки. Не поймешь, не разберешь, и как же всё тут приберёшь. Поспешите, помогите найти сундук Кощея Бессмертного».

Воспитатель: Но как же нам узнать и где найти Кощея?

(Ответы детей)

Воспитатель: Кощей оставил свои следы на волшебной карте. А это карта находится у Королевы сказочной страны.

-Вы готовы ребята помочь жителям сказочной страны?

(Ответы детей) Да!

Воспитатель: Скажите, на чем можно отправиться в путешествие?

(Ответы детей) На транспорте: на машине, в автобусе, на поезде.

Воспитатель: А существует еще и волшебный транспорт. Назовите.

(Ответы детей) летучий корабль, ковер-самолет, сапоги скороходы, метла.

Воспитатель: Умница _______. Представим, что наш ковер-это волшебный ковер-самолет, который поможет нам отправиться в путешествие. Давайте присядем на него поудобнее и возьмемся за ручки, чтобы не упасть. Все готовы?

(Ответы детей) Да!

Воспитатель: Полетели!

(звучит музыка)

(Слайд № 2)

Релаксация.

Воспитатель: Поднимаемся все выше и выше. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Нас обдувает свежий ветерок. Сделаем глубокий вдох, выдох. Мы проплываем мимо ласкового солнышка, которое касается вас своими лучами. Протяните руки, погрейтесь их теплом. Летим уже над облаками, какие чудные облака: белые, воздушные. Мне кажется, что это облачко похоже на крокодила, а это на веселого зайчика. Держитесь покрепче, идем на посадку. Вот мы и прилетели в волшебную страну.

II.Основная часть (содержательный этап)
Воспитатель: Здравствуйте! Я королева страны сказок и приглашаю вас к себе в гости. В моей стране много интересных сюрпризов, а разгадать их поможет эта волшебная карта, на ней наш путь проложен со следами Кощея с разноцветными кругами с заданиями. За каждое выполненное задание вы получаете части сундука. Выполним их вместе?
(Ответы детей) Да!
(Рассматривание детьми схемы волшебной карты).
Воспитатель: Нам надо идти по следу. А вот и первое испытание «Доскажи словечко»
Для этого давайте вспомним правило: «Говорим красиво, правильно, неторопливо».

Воспитатель: Встанем все красиво, словно месяц полукругом. Я вам бросаю мяч и называю сказочного героя, а вы должны поймать мяч и продолжить.
Например: Кощей-Бессмертный

Керик- Бака

Змей-Горыныч

Конек-Горбунок

Торко- Чачак

Баба-Яга

Ырысту-Счастливый

Иван-Царевич, дурак

7 башту-Делбеген

Мальчик-С пальчик

Алып-Манаш

Курочка-Ряба

Василиса-Прекрасная, Премудрая

Соловей-Разбойник

 Сивка-Бурка.

Воспитатель: Молодцы ребята, справились, за выполненное задание вы получаете часть сундука Кощея Бессмертного.

(Получают  фрагмент части сундука)
Воспитатель: Направляемся дальше по следу, а вот и следующее  задание.
Воспитатель: Приглашаю вас занять места за столом. Спинки выпрямили, прижмем их к спинке стула, а руки пожалуйста положите на колени.
Воспитатель: Дети, посмотрите это волшебные круги, которые помогут нам узнать много интересного. (рассматривание кругов) Поиграем с ними?

(Ответы детей) 
Воспитатель: На самом большом круге расположены изображения героев разных сказок, на среднем круге – волшебные предметы этих героев, а на маленьком круге – место, где происходил сюжет из сказки. Давайте посмотрим, какие картинки находятся под стрелкой?
( Ответы детей: Емеля, прорубь, щука)
Воспитатель: Попробуем составить предложение?
(Ответы детей: Емеля пошел к проруби и поймал щуку)
Воспитатель: А как называется эта сказка?
(Ответы детей: по щучьему веленью, по моему хотенью)
Воспитатель: Умницы! Попробуем угадать, какие сказки здесь еще спрятаны!

(Ответы детей)
Воспитатель: Здорово! Вы отлично справились с заданием, а теперь немного пофантазируем. Санат, раскрути, пожалуйста, круги. На какие изображения указывает стрелка?
(Ответы детей: Красная шапочка, туфля, море).
Воспитатель: Красная шапочка в красивых туфлях оказалась у моря. Как ей попасть к бабушке?
(Ответы детей)

Воспитатель: Замечательно, вы молодцы! За выполненное задание вы получаете вторую часть сундука Кощея Бессмертного.

(Дети получают второй фрагмент части сундука)
Воспитатель: Нам нужно продолжить путь. Вы не устали, отдохнем, наберемся сил.

Проводится физкультминутка (Звучит музыка)

Воспитатель: Отдохнули, набрались сил, продолжим путь дальше.

(Воспитатель вручает третью часть сундука Кощея)

 Воспитатель: Держим путь к последнему испытанию
Воспитатель: Пожалуйста подойдите к столу. Чтобы выполнить это задание вам надо вместе с другом выбрать сказку и собрать героев этой сказки. Нужную картинку прикрепите на планшете на белой полоске.

(Дети работают в парах)

Воспитатель: Поменяйтесь планшетами с другой парой и проверьте, как выполнили ваши товарищи.

Воспитатель: Браво ребята! Блестяще! Все испытания прошли успешно. За это выполненное задание вы получаете часть сундука Кощея Бессмертного. Сможем ли мы наконец-то собрать сундук злого Кощея Бессмертного.

(Дети соединяют все части сундука.)

Воспитатель: Ура!!!

(Слайд №3)

Слова Кощея.

Кощей: Дорогие мои друзья! Спасибо вам за то, что вы нашли мой сундук, где хранится моя жизнь. Без вас бы я не нашел его. Я рад, что у меня теперь есть такие умные, находчивые, ловкие, добрые друзья. Спасибо-о-о-о! Но это еще не все, поколдуйте вокруг сундука и вас ждет сюрприз.

Воспитатель: Предлагаю поколдовать, я же волшебница. Всем дружно надо сказать: Абра-Кадабра-Бум-Бум- сундучок откройся!!!(Звучит музыка)

(Все вместе колдуют вокруг сундука)

(Открывают сундук, а там лежат книга и золотые монеты)

Воспитатель: А вот и наша книга, в которой не было картинок, сказок. Откроем, посмотрим. Вот чудеса, все картинки и сказки в книжке.

Воспитатель: Поблагодарим Кощея за угощения.

(Ответы детей)

Воспитатель: Попрощаемся с волшебной страной, скажем все вместе «До свиданья, до новых встреч»

III.Заключительная часть (рефлексивный этап)

Воспитатель: Ну что ж, нам пора возвращаться в детский сад. Садимся на ковер-самолет. (звучит спокойная музыка).

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в волшебной стране сказок?

(Ответы детей)

Воспитатель: А что мы там делали?

(Ответы детей)

Воспитатель: Санат, что тебе больше всего понравилось?

(Ответы детей)

Воспитатель: Какие трудности вы испытали во время путешествия?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я убедилась, вы самые смелые, умные, не побоялись  опасностей и помогли Кощею найти его сундук. Вы настоящая дружная команда. Спасибо вам всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт педагогической работы «Формирование коммуникативно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Преддошкольный период, является именно тем синзетивным периодом, в обучении детей способствующим закладке к основам коммуникации. И именно речь является ярким показателем развития ребенка. Чем лучше б...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способн...