Главные вкладки

    Статья (младшая группа) на тему:
    Литературное образование дошкольников совместно с родителями в условиях детского сада.

    Илюшенко Лариса Борисовна

    Илюшенко Лариса Борисовна, воспитатель

    МБДОУ детского сада № 35 г. Ангарска

     

    ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

              В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) поставлена задача осуществления партнёрства с семьёй, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

    Поэтому работа по развитию речи, ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста должна проводиться не только в условиях детского сада, но и в семье. Это не означает, что раньше такой работы дошкольное учреждение не проводило. Однако задачи, поставленные ФГОС ДО, заставляют педагогов по-новому посмотреть на проблему взаимодействия с семьёй.

    Проблема формирования интереса к книге и чтению, приобщения ребёнка к литературному богатству закладывается в самом раннем возрасте, становится всё актуальнее. Надо донести до родителей мысль, что чтение детской литературы возможно в самом раннем возрасте, потому  что ранний возраст – самый сензитивный (чувствительный) возраст для восприятия художественного слова.

    К сожалению, исходя из нашего опыта, мы должны признать, что сейчас молодые родители не только не являются инициаторам детского чтения, но и сами очень мало читают.

    Таким образом, проблемами формирования интереса к книге и чтению у детей раннего возраста являются: непонимание взрослыми роли литературы в детской жизни, ограничение круга детского чтения, отсутствие грамотной политики и методики приобщения детей раннего возраста к литературе (книге) и процессу чтения.

    Исходя из важности этой проблемы, была поставлена ЦЕЛЬ -  использование  событийного подхода  в формирование интереса к книге и чтению у детей раннего возраста при взаимодействии воспитателей и родителей.

    В ходе реализации 1 этапа нашей работы был проведён анализ литературы.

    На всём протяжении ХХ века ребенка раннего и дошкольного возраста как читателя, его интерес к книге и чтению активно изучали такие учёные, Н.С. Карпинская, М.М. Конина, Л.М. Гурович, З.А. Гриценко, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Р.И. Жуковская и другие. Как отмечает Н.С. Карпинская, детская литература играет огромную роль в становлении ребенка как личности и на каждом возрастном этапе имеет своё особое значение.

    З.А. Гриценко считает, что развивать способности и основные черты характера ребёнка следует уже в раннем возрасте, а первое знакомство ребёнка с книгой должно состояться как можно раньше. Это свидетельствует, что именно период раннего детства должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя.

    Читатель в ребёнке начинается раньше, чем он научится читать. Ребёнок-слушатель - это уже читатель. Однако читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу. Пробуждение интереса к книге происходит в раннем возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача воспитателей - знакомить родителей с приемами общения ребенка с книгой.

    На 2 этапе работы были сформированы педагогические условия  для формирования интереса к книге и чтению у детей раннего возраста.

    Одним из важных условий формирования у дошкольников интереса к художественной литературе является совместная работа воспитателя с родителями по формированию у детей интереса к книге. Обучение родителей владением приёмами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребёнка. Это и простое чтение воспитателя в кругу детей,  недели русских народных сказок, выставки книг, семейные вечера чтения, родительские собрания: «Чтение в жизни ребенка»,  «Как привить интерес к книге», музыкально-литературные праздники «День рождения любимого героя книги».

    Во взаимодействии с родителями нами был выбран событийный подход. Co-бытие - это  значительное явление в жизни человека.

    Как отмечает В.И. Слободчиков: «Основная функция совместного бытия – развивающая. “Со-бытие” есть то, что развивается и развивает».

    Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А.С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и  волнующие события. Такими событиями для нас стали Международные праздники, в которых заложены нравственные и культурные ценности народа.

    Например, ежегодно 3 марта отмечается Всемирный день писателя. И, конечно же, невозможно представить этот день без воспоминаний о нашем земляке В. Г. Распутине. 15 марта в день памяти о нашем сибирском писателе совместно с библиотекой был проведён творческий вечер для родителей и педагогов «Живи и помни» по произведениям Распутина.

               В первую среду марта проводится  Всемирный день чтения вслух. В этот день приглашаются все желающие на литературные чтения. Каждый готовит отрывок из любимого произведения. Цель этого мероприятия показать, что чтение – это способ взаимодействия с окружающим миром и возможность передачи своих эмоций другому человеку вместе со звучащим словом. Например, (отрывок).  Конечно же эти слова из повести  Прощание с Матёрой» не могут не тронуть струны  души каждого человека.

    21 марта – Всемирный день поэзии, который мы проводим под вывеской «Души прекрасные порывы». Каждому родителю и педагогу  готовятся поздравления с выдержками из стихотворений, которые мотивируют перечитать любимые томики стихотворений.

    2 апреля весь мир отмечает Международный день детской книги, который отмечается, начиная с 1967 года в день рождения великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена. В этот день мы проводим фотоконкурсы, выставки «Книжный парад для дошколят», посвящённые лучшим книгам мира. Показываем игры-спектакли по детским книгам.

    Для того чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был «читающий» родитель, а еще лучше - читающий вместе с ребенком родитель. А для этого мы совместно с библиотекой запустили проект, который называется homoLegens, что в переводе с латинского–человек читающий. Заключили договор с библиотекой и тесно с ней сотрудничаем.

                  В ходе проведённой работы мы убедились, что проблема формирования интереса к книге и чтению не потеряла своей актуальности и решать её нужно совместно с родителями. Книга не имеет равных по способности устанавливать взаимопонимание разных поколений как внутри семьи, так и за ее пределами. Совместное семейное чтение сближает взрослых и детей.

         И я  хочу вам привести такой интересный факт, что эта проблема актуальна не только у нас, но и во всём мире.

    В Лондоне был проведён необычный  арт-проект Книги о городе, авторы которого пытались донести мысли о том, как приятно читать интересные книги.

     50 необычных скамеек в форме раскрытых книг с яркими иллюстрациями различных произведений были установлены на улицах Лондона

    Каждая скамейка BookBenches представляет собой разворот книги, и участником арт-проекта стал художник, который является иллюстратором книги «Алиса в Зазеркалье».

     И сейчас у нас в Иркутске выходит уникальный сборник стихов и рассказов отцов Иркутской области. Почти 200 произведений, написанных суровыми папашами, любящих своих детей войдут в этот сборник.

    Наверное, вы все знаете, что в апреле - месяце проводится такой флэш-моб, как тотальный диктант, текст которого подбирают по литературным произведениям современных писателей (Б. Стругацкого, З. Прилепина, Дины Рубиной, Евгения Водолазкина, Алексея Иванова     ) Мы с педагогами тоже успешно участвовали в таком диктанте.

                Таким образом, организация данного проекта позволила нам по-новому посмотреть на проблему взаимодействия с родителями, обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей по вопросам образования ребёнка, непосредственно вовлечь их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов  и организовать работу в соответствии с задачами, поставленными ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_k_rasputinskim_chteniyam.docx26.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Илюшенко Лариса Борисовна, воспитатель

    МБДОУ детского сада № 35 г. Ангарска

    ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

              В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) поставлена задача осуществления партнёрства с семьёй, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

    Поэтому работа по развитию речи, ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста должна проводиться не только в условиях детского сада, но и в семье. Это не означает, что раньше такой работы дошкольное учреждение не проводило. Однако задачи, поставленные ФГОС ДО, заставляют педагогов по-новому посмотреть на проблему взаимодействия с семьёй.

    Проблема формирования интереса к книге и чтению, приобщения ребёнка к литературному богатству закладывается в самом раннем возрасте, становится всё актуальнее. Надо донести до родителей мысль, что чтение детской литературы возможно в самом раннем возрасте, потому  что ранний возраст – самый сензитивный (чувствительный) возраст для восприятия художественного слова.

    К сожалению, исходя из нашего опыта, мы должны признать, что сейчас молодые родители не только не являются инициаторам детского чтения, но и сами очень мало читают.

    Таким образом, проблемами формирования интереса к книге и чтению у детей раннего возраста являются: непонимание взрослыми роли литературы в детской жизни, ограничение круга детского чтения, отсутствие грамотной политики и методики приобщения детей раннего возраста к литературе (книге) и процессу чтения.

    Исходя из важности этой проблемы, была поставлена ЦЕЛЬ -  использование  событийного подхода  в формирование интереса к книге и чтению у детей раннего возраста при взаимодействии воспитателей и родителей.

    В ходе реализации 1 этапа нашей работы был проведён анализ литературы.

    На всём протяжении ХХ века ребенка раннего и дошкольного возраста как читателя, его интерес к книге и чтению активно изучали такие учёные, Н.С. Карпинская, М.М. Конина, Л.М. Гурович, З.А. Гриценко, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Р.И. Жуковская и другие. Как отмечает Н.С. Карпинская, детская литература играет огромную роль в становлении ребенка как личности и на каждом возрастном этапе имеет своё особое значение.

    З.А. Гриценко считает, что развивать способности и основные черты характера ребёнка следует уже в раннем возрасте, а первое знакомство ребёнка с книгой должно состояться как можно раньше. Это свидетельствует, что именно период раннего детства должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя.

    Читатель в ребёнке начинается раньше, чем он научится читать. Ребёнок-слушатель - это уже читатель. Однако читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу. Пробуждение интереса к книге происходит в раннем возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача воспитателей - знакомить родителей с приемами общения ребенка с книгой.

    На 2 этапе работы были сформированы педагогические условия  для формирования интереса к книге и чтению у детей раннего возраста.

    Одним из важных условий формирования у дошкольников интереса к художественной литературе является совместная работа воспитателя с родителями по формированию у детей интереса к книге. Обучение родителей владением приёмами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребёнка. Это и простое чтение воспитателя в кругу детей,  недели русских народных сказок, выставки книг, семейные вечера чтения, родительские собрания: «Чтение в жизни ребенка»,  «Как привить интерес к книге», музыкально-литературные праздники «День рождения любимого героя книги».

    Во взаимодействии с родителями нами был выбран событийный подход. Co-бытие - это  значительное явление в жизни человека.

    Как отмечает В.И. Слободчиков: «Основная функция совместного бытия – развивающая. “Со-бытие” есть то, что развивается и развивает».

    Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А.С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и  волнующие события. Такими событиями для нас стали Международные праздники, в которых заложены нравственные и культурные ценности народа.

    Например, ежегодно 3 марта отмечается Всемирный день писателя. И, конечно же, невозможно представить этот день без воспоминаний о нашем земляке В. Г. Распутине. 15 марта в день памяти о нашем сибирском писателе совместно с библиотекой был проведён творческий вечер для родителей и педагогов «Живи и помни» по произведениям Распутина.

               В первую среду марта проводится  Всемирный день чтения вслух. В этот день приглашаются все желающие на литературные чтения. Каждый готовит отрывок из любимого произведения. Цель этого мероприятия показать, что чтение – это способ взаимодействия с окружающим миром и возможность передачи своих эмоций другому человеку вместе со звучащим словом. Например, (отрывок).  Конечно же эти слова из повести  Прощание с Матёрой» не могут не тронуть струны  души каждого человека.

    21 марта – Всемирный день поэзии, который мы проводим под вывеской «Души прекрасные порывы». Каждому родителю и педагогу  готовятся поздравления с выдержками из стихотворений, которые мотивируют перечитать любимые томики стихотворений.

    2 апреля весь мир отмечает Международный день детской книги, который отмечается, начиная с 1967 года в день рождения великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена. В этот день мы проводим фотоконкурсы, выставки «Книжный парад для дошколят», посвящённые лучшим книгам мира. Показываем игры-спектакли по детским книгам.

    Для того чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был «читающий» родитель, а еще лучше - читающий вместе с ребенком родитель. А для этого мы совместно с библиотекой запустили проект, который называется homoLegens, что в переводе с латинского–человек читающий. Заключили договор с библиотекой и тесно с ней сотрудничаем.

                  В ходе проведённой работы мы убедились, что проблема формирования интереса к книге и чтению не потеряла своей актуальности и решать её нужно совместно с родителями. Книга не имеет равных по способности устанавливать взаимопонимание разных поколений как внутри семьи, так и за ее пределами. Совместное семейное чтение сближает взрослых и детей.

         И я  хочу вам привести такой интересный факт, что эта проблема актуальна не только у нас, но и во всём мире.

    В Лондоне был проведён необычный  арт-проект Книги о городе, авторы которого пытались донести мысли о том, как приятно читать интересные книги.

     50 необычных скамеек в форме раскрытых книг с яркими иллюстрациями различных произведений были установлены на улицах Лондона

    Каждая скамейка BookBenches представляет собой разворот книги, и участником арт-проекта стал художник, который является иллюстратором книги «Алиса в Зазеркалье».

     И сейчас у нас в Иркутске выходит уникальный сборник стихов и рассказов отцов Иркутской области. Почти 200 произведений, написанных суровыми папашами, любящих своих детей войдут в этот сборник.

    Наверное, вы все знаете, что в апреле - месяце проводится такой флэш-моб, как тотальный диктант, текст которого подбирают по литературным произведениям современных писателей (Б. Стругацкого, З. Прилепина, Дины Рубиной, Евгения Водолазкина, Алексея Иванова     ) Мы с педагогами тоже успешно участвовали в таком диктанте.

                Таким образом, организация данного проекта позволила нам по-новому посмотреть на проблему взаимодействия с родителями, обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей по вопросам образования ребёнка, непосредственно вовлечь их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов  и организовать работу в соответствии с задачами, поставленными ФГОС.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формы работы с родителями в условиях детского сада»

    Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В законе РФ «О...

    Формы работы с родителями в условиях детского сада

    Наглядно и очень доступно рассказано о формах работы с родителями в условиях детского сада...

    Способы организации и содержание работы с родителями в условиях детского сада компенсирующего вида.

    Работа учителя логопеда с родителями и нетрадиционная форма рботы с родителями....

    Методические рекомендации для воспитателей «Формы работы с родителями в условиях детского сада»

    Методические рекомендации для воспитателей «Формы работы с родителями в условиях детского сада»...

    Методические рекомендации для воспитателей «Формы работы с родителями в условиях детского сада»

    Методические рекомендации для воспитателей «Формы работы с родителями в условиях детского сада»...

    Консультация для воспитателей «Формы работы с родителями в условиях детского сада ДОУ»

    Какие формы с родителями можно использовать в условиях детского сада....

    формы работы с родителями в условиях детского сада

    формы работы с родителя в условиях детского сада...