ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИРУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОРИГАИМИ
статья на тему

Маркова Ольга Николаевна

Движения руки человека, как писал И. Н. Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИРУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОРИГАИМИ

Маркова О. Н.

воспитатель

МДОУ «Центр развития ребёнка –детский сад № 7»

В последнее время педагоги и психологи придают всё большее значение развитию мелкой моторики, ведь точные, скоординированные мелкие движения  пальцев находятся в тесной связи с развитием речи и мышлением детей. Движения руки человека, как писал И. Н. Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

С учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования  у детей должны быть сформированы предпосылки к учебной деятельности и определённые  социально- нормативные возрастные характеристики в виде целевых ориентиров [1, с. 26].  Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.

Одним из способов развития ловкости детских пальцев является оригами. При выполнении поделок в технике оригами ребёнок выполняет разнообразные движения одновременно двумя руками,  всеми пальчиками. Происходит постоянная смена напряжения и расслабления мышц пальцев. Дети овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, учатся работать  руками под контролем сознания, что способствует  совершенствованию точных движений пальцев, развитию глазомера, тактильной чувствительности.

Работа по развитию мелкой моторики руки через изготовление поделок  в технике оригами  проводится в соответствии с требованиями ФГОС ДО во время образовательной деятельности по конструированию (блок конструирование из бумаги), в совместной деятельности с воспитателем подгрупповым и индивидуальным  способом и в самостоятельной деятельности детей. В процессе деятельности с воспитателем осуществляется  личностно-ориентированный и дифференцированный подход к воспитанникам: каждый ребенок может работать на своем уровне сложности и с учетом своих особенностей, при этом обеспечивается взаимосвязь занятий оригами с другими видами деятельности.

Принципы обучения технике оригами:

  • Принцип наглядности: представление образцов, схем, иллюстраций, соответствующих изучаемому материалу.
  • Принцип последовательности:  планирование изучаемого познавательного материала происходит последовательно, от простого к сложному.
  • Принцип занимательности: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.  У детей должно возникнуть желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
  • Принцип тематического планирования материала: материал изучается по тематическим блокам.
  • Принцип личностно-ориентированного общения: в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Для самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности детей   в режимных моментах в группе создано образовательное пространство, соответствующее требованиям ФГОС ДО к  развивающей предметно-пространственной среде (п. 3.3). В уголке  «Школа Оригами»  собраны квадраты разного размера из разноцветной бумаги, карточки  с базовыми формами, с условными обозначениями, пооперационные карты  и карты со схемами, книги с поделками в технике оригами, детские работы.

На начальном этапе работы по формированию мелкой моторики рук средствами оригами отрабатываются  технические навыки детей, т.е. умение точно совместить углы и стороны квадрата, чётко проводить  линии сгиба.  При этом используется приём объяснения с опорой на символы-ориентиры. Например,   на углах квадрата, которые будут совмещены, рисуем символы-ориентиры: пчёлка и цветок. Нужно «посадить пчелу на цветок», а чтобы пчела не улетела, пальцами одной руки удерживаем точно совмещённые углы, а пальцами другой  руки прогладим полученную складку.

Для облегчения освоения способа изготовления поделки используются пооперационные карты, которые  показывают чёткую последовательность выполнения действий. В отличие от схемы, карта предлагает объёмный образец. Любую фигуру на карте можно развернуть и снова свернуть по сгибам, тем самым отрабатывая приёмы складывания или вспоминая забытые действия и операции.  При использовании пооперационных карт обеспечивается чувственное восприятие информации: ребёнок видит всё, что изображено на карте; он может потрогать, развернуть, свернуть, ощутить объём; ребёнок слушает комментарии педагога.

Для более успешного освоения техники оригами и развития мелкой моторики процесс изготовления поделок  разделён на ряд последующих операций:

1. Знакомство с образцом готовой игрушки, погружение в игровую ситуацию.

Для создания мотивации используются игровые приемы, проблемные ситуации, ролевые игры. Например: детям необходимо вернуть героев в сказку, помочь в украшении группы, принять участие в выставке, сделать подарки к празднику. Художественное слово, музыкальные произведения, интересные истории о создаваемом  предмете помогают создать творческую атмосферу.

2. Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковые игры активизируют моторику рук, у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.

3. Анализ схемы с одновременным выполнением одной операции.

Во время обучения используются следующие методы  и приемы: демонстрация схемы выполнения поделки, показ поэтапного выполнения операций с одновременным их выполнением и  проговариванием действий, устная инструкция.

4. Оказание индивидуальной помощи на начальном этапе и в  дальнейшем по требованию.

Во время работы детям, особенно на первых порах, нужны поощрение и поддержка.

5. Подведение итога и  представление готовых работ.

Фигурки, сложенные детьми из бумаги,  используются в театрализованной деятельности, инсценировке таких сказок, как: «Репка», «Теремок», «Колобок» и т.д., проигрывании проблемных ситуаций, в качестве атрибутов к подвижным играм, в самостоятельной игровой деятельности детей,  в художественном творчестве при создании открыток  к праздникам, оформлении интерьера группы и мини- выставок согласно тематике. Для большей заинтересованности   детей искусством оригами создаются игрушки, которые могут выполнять различные действия. Дети радуются тому, что сделанная собственными руками лягушка прыгает, кораблик плывет, самолетик взлетает.

Работа  по развитию мелкой моторики рук у дошкольников средствами оригами строится в тесном сотрудничестве с родителями. Родители используют возможности оригами для развития ловкости детских пальцев в домашних условиях, активно помогают в оснащении уголка оригами схемами, операционными картами, литературой.

Техника оригами может по праву занимать почетное место среди различных приемов, направленных на развитие  точных, ловких, скоординированных движений пальцев у детей. Систематическая планомерная деятельность по развитию моторики рук  средствами  оригами в группе детского сада и в семье способствует всестороннему интеллектуальному и эстетическому развитию дошкольников, расширяет игровой опыт детей, знания об окружающем мире, обогащает  словарь детей.

Дать хочу вам на прощанье один очень полезный совет:

Занимайтесь с детьми оригами –  чудесней занятия нет!

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ.- М.: ТЦ Сфера, 2016
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. Справочник.- СПб.: «Кристалл», М: «Оникс», 2005
  3. Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: «Эксмо»; СПб.: «Валерии СПД», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами - пластилинографии

Проект направлен на развитие творческих способностей детей по изобразительной деятельности, конструированию. Может реализовываться в любой группе, начиная с двух лет. Пластилинография – это один ...

Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Данный материал поможет логопедам, родителям, специалистам, работающими с детьми данной категории. Материал апробирован и одобрен...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности (педагогический проект)

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности (педагогический проект)...