Рабочая программа
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Бахолдина Ольга Петровна

Рабочая   программа

 комплексного развития и  коррек­ции различных сторон психики детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bahaldina.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного  вида  «Малыш»

Зерноградского района

 

Рабочая   программа

 комплексного развития и  коррекции различных сторон психики детей

(подготовительная группы)

                                                                                 

Автор - составитель:                               О.П.Бахолдина, педагог-психолог

 

Пояснительная записка

Разработка проблемы становления внутреннего мира ребенка в педагогической науке и практике получила свое развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности педагогической работы с ребенком были уровень развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако, социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования, центром которого становится личность и ее внутренний мир. Основы, определяющие успешность личностного становления и развития, закладываются в дошкольном периоде. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней свое достойное место. Необходимо отметить, что наряду с ориентацией на приобретения знаний, характерной особенностью образования дошкольников являлась его ярко выраженная социальная направленность. Воспитывая с ранних лет в ребенке коллективиста, мы тем самым пытались противостоять естественным процессам формирования психики, концентрации сознания ребенка на собственных нуждах и потребностях. Противоречия между биологическим и социальным началами в человеке обусловливают возникновение движущих сил для его развития. По мере освоения человеком социальной действительности, накопления социального опыта происходит становление его как субъекта, Однако на ранних онтогенетических этапах приоритетной целью развития ребенка является становление его внутреннего мира, его самоценной личности. Дети по своей природе эгоцентристы, и не учитывать это в воспитании нельзя. Результатом противодействия природной сути ребенка может стать ее подавление, но не изменение. ребенок не принят, изолирован или отвергнут. А между тем успешное становление отношений ребенка со сверстниками — основное условие его развития, важнейший фактор формирования личности. Неразвитые же навыки общения приводят к множеству психологических проблем и нервно-психическим заболеваниям.

Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей и поиски путей оказания помощи детям до поступления их в школу привели к созданию «Программы комплексного развития и  коррекции различных сторон психики детей», которая включает в себя курс специальных занятий — игротренинг. Программа разработана для детей 6-7 лет.

Цель программы

Помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций

Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации.

Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия

Задачи. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.

Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей

Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение; тренировать психомоторные функции.

Блок 4. Коррекция зависимости от окружающих. Обучение умению самостоятельно решать проблемы

Задачи. Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; прививать новые формы поведения; учить самостоятельно, принимать верные решения; учить навыкам саморасслабления.

Блок 5. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения

Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективно.

 На каждый блок задач отводится 4 занятия. Первое занятие каждого последующего блока — повторение пройденного — служит плавным переходом к новой теме.

Структура группового занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание (2—4 упражнения), рефлексию (в рисунках), ритуал прощания.

Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами.

Возраст 7 лет по своей психологической характеристике является первым сенситивным периодом, хотя восприятия этических норм в силу появления самосознания и эмоциональной восприимчивости. Построенные таким образом занятия дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал, позволяющий понять себя и другого, пережить радость открытия своего «Я» в лучшем проявлении. Последнее связано с развитием самооценки, так как дети оценивают другого, особенно сверстников, полнее и правильнее, чем себя, поэтому, сравнивая себя с другим, они осознают свои особенности, свою уникальность, понимают, что у каждого есть ценные качества личности, которые следует любить и развивать. В этом им помогает решение проблемных ситуаций, взятых из детской жизни. Важно не давать детям заранее «правильного» ответа, а ставить их в ситуацию выбора. Проговаривая перед сверстниками свой выбор, ребенок приобретает уверенность в своих силах, учится отстаивать свои ценности, что способствует сознательному усвоению правил жизни, к которым он пришел сам, через вариант собственных предположений, а значит, и усвоению тех понятий, которые вытекают из анализа ситуаций.

На занятиях большое внимание уделяется сохранению тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения в раскрытии и осмыслении решаемых проблем. То, что познается детьми, проводится через эмоциональную сферу, чтобы ребенок мог почувствовать другого человека, его проблемы, откликнуться на его состояние, обогащая этим свою личность.

Таким образом, создаются условия для накопления детьми эмоционально-образных представлений среди себе равных. Без этого происходит антрофия потребности в эмоциональном контакте с другими, что самым отрицательным образом сказывается на развитии гуманистических качеств растущей личности.

Принципы проведения

Специфичность обстановки. Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования, где есть игрушки, которые поступают в распоряжение детей. Выбор и инициатива принадлежат детям. Ограничения их активности минимальны: не покидать пределы комнаты до конца занятий и не выносить из нее игрушки. Каждая развивающее- коррекционная группа состоит из 6-8 детей.

Группа составляется не по одному какому то признаку, а на против дети с разными проблемами занимаются вместе в одной группе.

Занятия тематические. Темы и их последовательность определяются онтогенетической концепцией структуры самосознания B.C. Мухиной.

Диагностическая система психологического обследования.

Направления диагностических исследований

Цель  диагностики

Диагностическая методика

Определения готовности ребенка к школе ДОУ

Особенности мотивационно личностной сферы:

-мотивационная готовность

-эмоциональное состояние (уровень тревожности)

Определение творческого воображения (креактивности)

Методика М.Р. Гинзбург

ДДЧ

Тест «Дорисовывания»

Психолого-педагогический мониторинг адаптации детей к школе

Исследования эмоционального состояния детского коллектива

Психодиномическая работа с родителями

Изучение активного психического состояния и самооценки

Методика «Цветопись»

Анкета для родителей Афанасьева Битянова

Методика «Несуществующее животное»

Тест «моя семья»

Технические средства обучения:

Магнитофон, аудиокассеты, методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.), куклы — манекены для ролевых игр, видеомагнитофон, видеокассеты, реквизит для игр и этюдов, ароматизаторы, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, восковые и пастельные мелки, небольшие сувениры для поощрений, награждений.

Список литературы

        Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим         детей общению-Ярославль,1996.

Овчарова Р.В. практическая психология в начальной школе. – М.,1996.

Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с

дошкольниками. – М.,Воронеж, 1998.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль 1997.

Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. – 1995.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога – М., 1996.

Щербакова  Т.Н. Детсая психология в сказках и играх. Журнал «Школьные

технологии» № 1,1997.

Субботина Л.Ю. развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996

Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям, -

М., 1996

Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. Я.

Л. Кломинского, Е. А. Панько. – Мн., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...