Рабочая учебная программа 2 младшая группа
рабочая программа (младшая группа) на тему

Марченко Валентина Анатольевна

Цель Программы:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2_mladshaya_gruppa.docx86.75 КБ

Предварительный просмотр:

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Программа составлена для организации работы с детьми младшего дошкольного возраста (2 младшая группа). Рабочая программа разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17.10.2013г), на основе Основной образовательной программы МБДОУ ДС №35 и, с учётом методических рекомендаций авторского коллектива примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Срок реализации данной программы – 1 год.

Настоящая Программа обеспечивает разностороннее развитие детей от  3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому. Она представляет собой модель процесса воспитания, развития и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в младшем дошкольном возрасте.

Программой  предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Цель Программы:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Задачи Программы:

1.        Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;

2.        Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;

3.        Реализовать формы организации совместной взросло-детской в ходе непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, режимных моментах, работе с родителями.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:

  • забота о здоровье, эмоциональное благополучие и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения и семьи;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту,  формах работы с детьми.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

1.2. Возрастные особенности развития детей  четвертого года жизни

        В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

        Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

        Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

        Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

        В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

        Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

        Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

        В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

        Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

        Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

        В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

1.3. Планируемые результаты освоения программы – целевые ориентиры

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС.

В конце учебного года целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

        Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешить конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросом.
  • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • Проявляет симпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
  • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
  • Проявляет ответственность за начатое дело.
  • Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
  • Проявляет уважение к жизни и заботе об окружающей среде.
  • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
  • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.        Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Дошкольное образование в МБДОУ ДС №35  направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно - эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Воспитательно-образовательный процесс, строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».

Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. В начале раздела по каждой образовательной области приводится цитата из ФГОС ДО, обозначающая цели и задачи образовательной области.

2.1.1.        Содержание образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

 «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Основные цели и задачи для второй младшей группы:

           1.Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

  • Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
  • Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.
  • Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.
  •  Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.
  • Приучать детей общаться спокойно, без крика.
  • Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
  • Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.
  • Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь).

2.        Ребенок в семье и сообществе

2.1.        Образ Я.

Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т.п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова).

2.2. Семья.

Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.).

 

2.3.        Детский сад.

  • Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками).
  • Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окраску строений.
  • Обращать внимание детей на различные растения, на их разнообразие и красоту.
  • Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр. Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада.
  • Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада.
  • Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель и др.), их труду; напоминать их имена и отчества.

3. Культурно-гигиенические навыки.

        

  • Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
  • Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
  • Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

3.1.Самообслуживание.

  • Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.).
  • Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

3.2.        Общественно-полезный труд.

  • Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.
  • Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал.
  • Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
  • Во второй половине года начинать формировать у детей умения,
  • необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т. п.).

3.4.        Труд в природе.

 Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.

3.5.        Уважение к труду взрослых.

  • Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
  • Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

4.        Формирование основ безопасности.

4.1 Безопасное поведение в природе.

Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

4.2. Безопасность на дорогах.

  • Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения.
  • Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
  • Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).
  • Знакомить с работой водителя.

4.3. Безопасность собственной жизнедеятельности.

  • Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).
  • Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).
  • Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).
  • Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.
  • Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом.

Методы и приемы освоения:

1.        Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающая беседа). Словесные приемы (повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка действий).

2.        Наглядные (непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии), опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание картин, рассказывание по картинам)).

3.        Практические (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения). Игровые приемы (игровое сюжетно- событийное развертывание, игровые проблемно-практические ситуации, игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, имитационно моделирующие игры, ролевые обучающие игры, дидактические игры).

Принципы: сознательность и активность; наглядность и систематичность, последовательность; прочность, доступность, научность, связь теории с практикой.

2.1.2. Содержание образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»

        

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,

любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Основные цели и задачи для второй младшей группы:

  1. Количество.
  • Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи - круглые, эти - все красные, эти - все большие и т. д.).
  • Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».
  • Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов».
  • Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.

          1.1.Величина.

  • Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).

          1.2.Форма.

  • Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником.
  • Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

1.3.Ориентировка в пространстве.

  • Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева.
  • Различать правую и левую руки.

1.4.Ориентировка во времени.

  • Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.

2.Развитие познавательно-исследовательской деятельности

2.1. Познавательно-исследовательская деятельность.

  • Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.
  • Стимулировать использование исследовательских действий.
  • Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
  • Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности.
  • С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.
  1. Сенсорное развитие.
  • Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи.
  • Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств).
  • Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).
  • Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.
  • Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
  • Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.
  • Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).

2.3.Дидактические игры.

  • Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2–3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета; собирать картинку из 4–6 частей.
  • В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

     3.Ознакомление с предметным окружением

  • Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.
  • Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и функцией. Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования.
  • Расширять представления детей о свойствах (прочность, твердость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Предлагать группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда — одежда) хорошо знакомые предметы.
  • Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки). Формировать понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т. д.).

4.Ознакомление с социальным миром

  • Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы.
  • Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской/поселковой инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.
  • Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; самые любимые места посещения в выходные дни.
  • Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
  • Обращать внимание детей на личностные (доброжелательный, чуткий) и деловые (трудолюбивый, аккуратный) качества человека, которые ему помогают трудиться.
  • Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.

5. Ознакомление с миром природы

  • Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.
  • Знакомить детей с аквариумными рыбками и декоративными птицами (волнистыми попугайчиками, канарейками и др.).
  • Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.), о земноводных (на примере лягушки).
  • Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.
  • Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).
  • Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.).
  • Дать элементарные представления о растениях данной местности: деревьях, цветущих травянистых растениях (одуванчик, мать-и-мачеха и др.). Показать, как растут комнатные растения (фикус, герань и др.). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
  • Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
  • Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой— рассыпается, влажный— лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает).
  • Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
  • Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло, нужно его поливать и т. п.).
  • Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

5.1.Сезонные наблюдения

Осень.

  • Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края.
  • Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов.
  • Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их.

        Зима.

  • Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду).
  • Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их.
  • Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.; участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.

        Весна.

  • Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки.
  • Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко— потеплело— появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную. Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.

        Лето.

  • Расширять представления о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах.
  • Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.

 Методы и приемы

1.        Словесные: пояснения, указания, разъяснения используются при демонстрации способа действия и в ходе выполнения работ, рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей. Словесные методы: организация развивающих проблемно-практических и проблемно-игровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов. Личностное и познавательное общение воспитателя с детьми на социально-нравственные темы. Этические беседы. Чтение художественной литературы.

2.        Наглядные: показ иллюстрированного материала, показ реальных предметов, картин. Экскурсии,  наблюдение  за деятельностью людей и общественными событиями, рассматривание видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей).  Знакомство  с  элементами национальной культуры народов России: национальная  одежда,  особенности внешности, национальные сказки, музыка, танцы, игрушки, народные промыслы. Виды упражнений: коллективные; индивидуальные.

3.        Практические методы: игровые проблемно-практические ситуации, имитационно-моделирующие игры, ролевые обучающие игры, дидактические игры. Сотрудничество детей  в  совместной  деятельности гуманистической  и  социальной направленности  (помощь,  забота, оформление группы, уход за цветами и прочее).

2.1.3. Содержание образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»

 «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Основные цели и задачи для младшей группы (от 3 до 4 лет):

1.        Развитие речи.

1.1.        Развивающая речевая среда.

  • Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).
  • Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста“», «Предложите: „Хотите посмотреть...“», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?“»).
  • В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой“»).
  • В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения пред- ставлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
  • Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.
  1. . Формирование словаря.
  • На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
  • Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья—рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы  (тарелка—блюдце,  стул—табурет—скамеечка,  шуба—пальто—дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
  1. Звуковая культура речи.
  • Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц.
  • Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
  1. 4. Грамматический строй речи.
  • Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
  • Помогать получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
  1. 5. Связная речь. Развивать диалогическую форму речи.
  • Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
  • Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
  • Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).
  • Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
  • Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

2.Художественная литература.  

        Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Продолжать способствовать формированию интереса к книгам.

Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.

Методы и приемы:

1.        Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, беседа после чтения, пересказ, чтение с продолжением беседы о книгах, обобщающие беседы, заучивание стихотворений. Словесные приемы: речевой образец, повторное чтение, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

2.        Наглядные методы непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии), опосредственное наблюдение, изобразительная наглядность: рассматривание картин, рассматривание иллюстраций, портретов поэтов и писателей, художников иллюстраторов, тематические выставки. Наглядные приемы (показ иллюстрированного материала.).

3.        Практические методы: прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, просмотр (прослушивание) записей в исполнении литературных текстов самими детьми, вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления, тематические выставки. Игровые приемы (игровое сюжетно - событийное развертывание, игровые проблемно-практические ситуации, игра- драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, имитационно-моделирующие игры, ролевые обучающие игры, дидактические игры)

2.1.4. Содержание образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений

искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

Основные цели и задачи для второй младшей группы:

  1. Приобщение к искусству.
  • Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).
  • Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению видов искусства через художественный образ.
  • Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д.
  1. Изобразительная деятельность.
  • Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости.
  • Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.
  • Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.
  • Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).
  • Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.
  • Приобщать к нетрадиционной технике рисования.
  1. Рисование. 
  • Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.).
  • Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.
  • Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
  • Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).
  • Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица»,

«дождик, дождик, кап, кап, кап...»).

  • Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).
  • Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить располагать изображения по всему листу.

Учить нетрадиционной технике рисования:

  • рисование пальчиком;
  • рисование по манке;
  • рисование ладошками;
  • рисование трафаретом из картофеля, моркови;
  • рисование ватными палочками;
  • прием тычка;
  • тампонирование (поролон);
  • метод печатания;
  • рисование восковыми мелками.
  1. Лепка. 
  • Формировать интерес к лепке. Закреплять представления детей о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
  • Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.
  • Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.
  1. Аппликация.
  • Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их.
  • Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
  • Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного изображения.
  • Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закреплять знание формы предметов и их цвета. Развивать чувство ритма.
  1. Конструктивно-модельная деятельность.
  • Подводить детей к простейшему анализу созданных построек.
  • Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.
  • Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.). Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).
  • Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома—улица; стол, стул, диван—мебель для кукол.
  • Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.
  1. Музыкальная деятельность.
  • Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку. Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем.
  • Способствовать развитию музыкальной памяти. Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.
  1. Слушание. 
  • Учить слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении.
  • Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо).
  • Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

    7.2. Пение.

  • Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми)—ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).
  • Песенное творчество. Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля».
  • Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.

7.3.Музыкально-ритмические движения. 

  • Учить двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание.
  • Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.
  • Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой.
  • Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения с предметами, игрушками и без них.
  • Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д.
  • Развитие танцевально-игрового творчества. Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Учить более точно выполнять движения, передающие характер изображаемых животных.

7.4.Игра на детских музыкальных инструментах.

  • Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием.
  • Учить дошкольников подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.

Методы и приемы

1.        Наглядные: рассматривание красочных энциклопедий альбомов. Объяснительно-иллюстративное сопровождение, показ движений.                                                                                                                                                                                                                                                          

2.        Словесные методы:  беседы, чтение познавательной литературы, прослушивание аудиозаписи.

3.        Практические: творческое экспериментирование с изобразительными материалами. Совместные с родителями домашние задания. Экскурсии, выставки разучивание  песен,  танцев, воспроизведение мелодий.

2.1.5.        Содержание образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие»

«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».

Основные цели и задачи для второй младшей группы:

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

        Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

        Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

Содержание психолого- педагогической работы

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.

Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.

Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются  силы.

Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания.

Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.

Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения.

Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Физическая культура

Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать действовать совместно. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях. Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места;

в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15–20 см.

Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно.

Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать.

Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.

Учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и слезать с него.

Учить детей надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи на место.

Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх.

Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.

        Подвижные игры. Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Организовывать игры с правилами.

Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений. Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений.

Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Принципы: дидактические - системность и последовательность, развивающее обучение, доступность, учет индивидуальных особенностей, сознательность и активность ребенка, наглядность. Специальные - непрерывность, последовательность наращивания тренирующих воздействий, цикличность. Гигиенические - сбалансированность нагрузок, рациональность чередования деятельности и отдыха, возрастная адекватность, оздоровительная направленность всего образовательного процесса, осуществление личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Методы и приемы:

1.        Словесные методы: объяснения, пояснения, указания; подача команд, распоряжений, сигналов; вопросы к детям; образный сюжетный рассказ, беседа; словесная инструкция. Чтение и рассказывание художественных произведений, обобщающая беседа, рассказывание с опорой на наглядный материал.

2.        Наглядно-зрительные приемы: (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительные ориентиры).

3.        Наглядно-слуховые приемы: (музыка, песни). Наглядные методы: (непосредственное наблюдение, деятельность репродуктивного характера (показ-повтор за взрослым, пример сверстников, поощрение), рассматривание картин).

4.        Наглядные приемы (показ иллюстрированного материала, беседы с привлечением наглядности, работа с альбомом сюжетных фотографий).

5.        Практические методы: (повторение упражнений без изменений и с изменениями; проведение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме). Дидактические игры, игры-драматизации, дидактические упражнения, пластические этюды, игры-эксперименты. Игровые приемы (игровое сюжетно-событийное развертывание, игровые проблемно-практические ситуации, имитационно-моделирующие игры, ролевые обучающие игры, дидактические игры, игры-путешествия предметного характера).

2.2.   Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Особенности осуществления образовательного процесса (организационные, национально – культурные, демографические, климатические и др.)

Организационные:

Образовательный процесс в МБДОУ строится на основе светского образования, планируется в игровой форме с учетом интеграции образовательных областей.

Содержание  образовательного процесса в МБДОУ определяется:

  • в группах компенсирующей  направленности дошкольное образование осуществляется в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования (для детей с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития и др.особенностями развития воспитанников ДОУ)

Содержание и организация образовательного процесса направлены на реализацию инновационной деятельности в работе МБДОУ через внедрение в воспитательно-образовательной работе инновационных технологий, обеспечивающих обогащенное развитие детей, включение социо-игровых подходов в организацию учебно-воспитательного процесса, использование развивающих игр.

При составлении расписания занятий учитываются дни наибольшей работоспособности детей (вторник, среда). В эти дни планируются занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного  напряжения детей, проводятся в первую половину дня. Для профилактики утомления детей сочетаются с физкультурными и музыкальными занятиями.

Воспитанники принимают активное участие в городских, региональных и всероссийских мероприятиях (выставки, конкурсы, фестивали).

1 раз в квартал (октябрь, февраль, апрель) проводится неделя здоровья.

Образовательный процесс выстраивается на основе  педагогической диагностики, которая проводится с целью индивидуализации образования

В середине года (январь) организуются недельные каникулы, во время которых проводятся занятия художественно-эстетического – оздоровительного цикла.

Национально-культурные особенности:

        Образовательный процесс направлен на приобщение детей к истокам народной культуры своей страны через знакомство с произведениями устного народного творчества, народными играми, музыкой, танцами, декоративно-прикладным искусством. В планировании образовательной деятельности  разработан проект «Мы живем в России» (дети знакомятся с разными национальностями, населяющими нашу страну и представителями ближнего зарубежья, подвижными национальными играми).

        Климатические особенности:

        Образовательная организация  находится на территории, имеющей резко континентальный климат, с достаточно суровыми зимними температурами воздуха до – 400С. При проектировании содержания образовательной программы дошкольного образования учитываются специфические климато-географические и экологические особенности нашего региона, к которому относится Красноярский край, - средняя полоса России, Восточная Сибирь: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны;  длительность светового дня; погодные условия и т.д. Эти факторы учитываются при составлении перспективно-тематического годового плана психолого-педагогической работы в ДОУ. Также  акцент делается на профилактику простудных заболеваний, на организацию прогулки. Прогулка организуется два раза в течение дня: утром и вечером, в любую погоду, кроме неблагоприятных условий. Утренний прием детей на улице осуществляется только в теплое время года в период: вторая половина  мая, июнь – август.

Структура прогулки зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста детей. Выбор игр зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) организуются  малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

В условиях холодной сибирской зимы, когда световой день  уменьшается до 7 часов, количество прогулок  и совместной  деятельности взрослого и детей, осуществляемой  на улице, сводится к минимуму. В этих условиях реализация Программы проходит в помещениях МБДОУ в адекватных видах  совместной  деятельности взрослого и детей, организации различных видов детской деятельности.

Социокультурное окружение:

Социокультурные особенности Красноярского края  сказываются на содержании психолого-педагогической работы в ДОУ:

  • ведущие отрасли экономики обуславливают тематику ознакомления детей с трудом взрослых;

Традиции ДОУ:

В образовательной организации осуществляется:

  • патриотическое воспитание через соблюдение русских национальных традиций:             (празднование Рождества, Масленицы, памятных дат);
  • проведение музыкально-физкультурных развлечений с участием детей и родителей;
  • проведение Дня открытых дверей для детей, родителей, коллег города;
  • мониторинг состояния здоровья вновь прибывших воспитанников;
  • организация работы с родителями вновь прибывших детей.

        Педагогические средства:

1. Форма проведения:  занятия, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, чтение художественных произведений, встречи с интересными людьми, дидактические игры, проектная деятельность, самостоятельная игровая деятельность.

2. Форма организации: коллективная, групповая, индивидуальная.

3. Методы:

- словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание аудио;

- наглядные – экскурсии, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения;

-практические – дидактические игры, оформление альбома, изготовление поделок, создание коллажей.

4. Приемы: обращение к жизненному опыту детей, исследовательские действия, игровые приемы.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Режим дня

Режим дня

 (холодный период года)

Подготовительная к школе группа

Время

Вид деятельности

7.00-8.20

Прием, осмотр детей, игры, утренняя гимнастика

8.20-8.50

Подготовка к завтраку, завтрак

8.50-9.00

Подготовка к занятиям

9.00-9.40

Занятия

9.40-12.00

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки

12.00-12.40

Подготовка к обеду, обед

12.40-15.00

Подготовка ко сну, дневной сон

15.00-15.20

Постепенный подъем, воздушные процедуры

15.20-15.40

Подготовка к полднику, полдник

15.40-16.50

Совместная деятельность с воспитателем, прогулка, игры, труд

16.50-17.30

Подготовка к ужину, ужин

17.30-19.00

Самостоятельная деятельность детей, совместные игры, уход детей домой

3.2. Специфика организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий

        В  соответствии с требованиями ФГОС ДОО, в программу включен раздел «Культурно – досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий.  Развитие культурно – досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Отдых. Развивать культурно-досуговую деятельность детей по интересам. Обеспечивать каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие. Формировать умение занимать себя игрой.

        Развлечения. Показывать театрализованные представления. Организовывать прослушивание звукозаписей; просмотр мультфильмов. Проводить развлечения различной тематики (для закрепления и обобщения пройденного материала). Вызывать интерес к новым темам, стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения.

        Праздники. Приобщать детей к праздничной культуре. Отмечать государственные праздники (Новый год, «Мамин день»).

Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения.

        Самостоятельная деятельность. Побуждать детей заниматься изобразительной деятельностью, рассматривать иллюстрации в книгах, играть в разнообразные игры; разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, обыгрывать народные песенки, потешки.

Поддерживать желание детей петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками. Создавать соответствующую среду для успешного осуществления самостоятельной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Второй младшей группы №5 На 2012-2013 учебный год

Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, об...

Рабочая программа второй младшей группы №4 на 2012-2013 учебный год

СодержаниеI.      Пояснительная записка. (Введение, возрастные особенности детей; организация режима пребывания детей в образовательном учреждении)II....

Рабочая программа первой младшей группы на 2014-2015 учебный год

Составлена на основе примерной образовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Вераксы...

2018 – 2019 учебный год. Рабочая программа воспитателя, Младшей группы (3 - 4 года) На 2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа воспитателя,Младшей группы (3 - 4 года)На 2018 – 2019 учебный год...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (возраст 2-3 года)

Основная образовательная программа МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка» (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного о...

рабочая учебная программа младшей группы 3-4 года

Рабочая учебная программамладшей группы 3-4 годакомбинированного видаСоставлена на основе программымуниципального автономного дошкольного образовательного учреждения«Малиновский детский сад&raqu...