Статья "Эмоции -главное содержание музыки"
статья на тему

Осокина Ирина Евгеньевна

в статье подчёркивается значимость эмоционального развития детей посредством музыки

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель Осокина И.Е.

ГБДОУ детский сад №23 Приморского района

Санкт-Петербурга

Эмоции - главное содержание музыки.

Эмоции являются “центральным звеном”                                                                                       психической жизни человека и прежде всего – ребенка.    

   Л.Выготский

   В современном мире дети стали больше сидеть компьютерными играми, слушать или подпевать музыку взрослую, а подчас с мобильного устройства или с радиолы в машине. Смотреть зарубежные мультфильмы, в которых уродливые или механические герои зачастую бывают глупые, грубые. Да и сами мультфильмы не несут особо смысловую нагрузку, а порой, в основе лежит зло, которое уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа в сказках, где со злом старались бороться другими способами: пытались перехитрить, уговорить, перевоспитать. Просмотрев такой мультфильм, у детей проявляется агрессия, безжалостность, жестокость. А демонстрация уродливых, непропорциональных героев способствует разрушению существенных эталонов красоты.  Поэтому в последние годы появляется все больше детей с нарушением психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Дети  меньше общаются с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому, считаю тему, направленную на развитие эмоциональной сферы, очень актуальной и важной. Об этом же писал К.Изард: “Эмоции организуют восприятие, мышление и действие”. Формирование “умных” эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы являются одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

 Музыка воплощает бесконечное многообразие эмоциональных переживаний человека и все богатство духовного мира человечества. Из всех видов искусства, музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике, пантомимике и вокальной мимике. Исходя из этого, поставлена цель: развивать эмоциональную сферу ребенка средствами мимики и пантомимики на музыкальных занятиях.

   С детьми младшего и среднего  возраста, работаю над развитием эмоций, мимики через игру, образы, движения. С детьми старшего и подготовительного возраста работаю с масками-пиктограммами, цветом, пантомимикой, мимикой, выразительностью пластических движений.

 Для целенаправленной системной работы с детьми по развитию эмоциональной сферы выбрана классификация эмоций  К.Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Работая над эмоциональным развитием детей дошкольного возраста, опираюсь на возрастные возможности детей. Использую сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение. Детям очень нравятся игры, направленные на развитие эмоциональной экспрессии: они с охотой передают ситуации из жизни животных, их повадки, способы передвижения, звукоизвлечения. Учитывая возрастные особенности детей, эмоционально - игровой контекст носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер. Например, игры “Медвежата”, по стихотворению П.Воронько; “Кошка и котята”, “Обезьянки и тигр”, “Аист и лягушата”, музыка Н.Насауленко. Всем текстам соответствует музыкальное сопровождение, которое определяет эмоциональный характер движений. Удачно подобранное музыкальное произведение помогает ребенку более глубоко проникнуть в содержание образа, способствует умению передавать свои чувства мимикой и пантомимикой.

В младшем возрасте помогают в работе наборы карточек и сюжетных картинок с изображением главного героя в разных эмоциональных состояниях. Детям предлагается подобрать картинку с сюжетом, который соответствует характеру услышанной музыки.                                                                              

В средней группе  эмоциональный словарь детей пополняется новыми словами, обозначающими различные настроения, состояния  (трусливый, обиженный, озорной и т.д.); словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень страшный, ужасно трусливый, очень печальный).

Дети учатся по музыке определять эмоциональное состояние героя, замечать изменения в настроении. Например, “Котик заболел” и “Котик выздоровел”, музыка Гречанинова. Мимикой и пантомимикой дети изображают больного и здорового котика. На занятии предлагаю детям на услышанный музыкальный фрагмент передать настроение двух девочек: радостной «Резвушка» и капризной «Капризулька». Необходимо одеть девочек в платья, соответствующие их настроению (капризную девочку – в темное платье, веселую – в яркое).

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, необходимо учить их понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонация голоса), определять причины того или иного настроения, развивая способность реагировать на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, содействие. Большую помощь в этом оказывают пластические этюды и игры. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. В работе использую этюды, направленные  на выражение основных эмоций, на отображение и сопоставление положительных и отрицательных черт характера Музыка является постоянным фоном, на котором передаются различные настроения, прослеживаются связи между переживаниями человека и его действиями.

Театральные этюды

Этюд «Кошка».

Ведущая: Кошка, как тебя зовут? Ведущая: Мяу, хочешь молочка?

Кошка: Мяу! Кошка: Мяу!

Ведущая: Стережешь ты мышку тут? Ведущая: А в товарищи - щенка?

Кошка: Мяу! Кошка: Фрр!

Выразительные движения:

1. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены. Кошка испытывает удовольствие. 2. Голова наклонена вперед, брови нахмурены, глаза сощурены, нос сморщен. Кошка испытывает отвращение к щенку.

Этюд «Больная кукла».

Тихо. Тихо. Тишина. Просит музыки она.

Кукла бедная больна. Спойте, что ей нравится,

Кукла бедная больна, и она поправится.

Дети поют песню, кукла выздоравливает.

Выразительные движения:

1. Дети изображают больную куклу. Брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, плечи опущены, голова клонится к плечу. Кукла испытывает страдание. 2. Голова чуть приподнята, тело отклонено назад, улыбка.

Этюд «Повадка зверей»

Волк – злится,

заяц – трясётся от страха,

белка - тревожится,

лиса – хитрит, воображает

медведь – ленится.

Дети передают повадки и характерные черты зверей мимикой и жестами.

Этюд «Гусь»

Утром встал гусак на лапки, (приподняться на носочки)

Приготовился к зарядке, (прижать кулачки к плечам)

Посмотрел он вправо, влево (поворот головы )

Пощипал немного перья (движения по тексту)

Оглянулся он вокруг (повороты туловища)

И с разбега в воду плюх! (присесть)

Этюд «Что же вышло?» муз. Левкодимова.

Подними ладошки выше,

А теперь согни дугой.

Что же вышло? - Вышли гуси!

Вот один, а вот другой.

Собирались в стаи гуси, Вот один, а вот другой.

Дети, если гуси собираются на юг осенью, какие у них должны быть крылья?

(Сильные). Изобразите гусей с большими, сильными крыльями.

А, если лиса подкралась и ранила крылышко гусёнку? Изобразите раненого гуся. Болит ли крыло у гусёнка?

Давайте изобразим на своём лице страдание, которое испытывает гусёнок.

Также в работе использую мимические упражнения на развитие воображения и эмоций в движениях

Знакомство детей с мимикой и пантомимикой.

1.У героев без сомненья

Бывает разное настроение

Я буду его называть,

А вы попробуйте его показать.

Дети должны показать эмоции - испуг, страх, обиду, радость.

А теперь пришла пора

Общаться жестами, друзья.

«Не оставляй братца одного» - погрозить пальцем.

«Иди ко мне» - пригласить рукой.

«Тихо» - приложить палец к губам.

2.А теперь пришла пора

Общаться жестами, друзья.

Я вам слово говорю,

А от вас я жеста жду.

Дети должны изобразить жестами, не пользуясь словом, но чтобы всем стало понятно: «Здравствуй», «Иди сюда», «Не балуй», «До свиданья».

Игра "Зеркало".

Теперь представьте себе, что мы с вами находимся в магазине, торгующем зеркалами.    Все мы — зеркала, и должны точно отражать движения и выражение лица маленькой обезьянки, которая сюда прибежала. Кто хочет быть обезьянкой?..

 Игра "Морщинки". 

Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох, вдох-выдох. И последний раз — вдох-выдох. Отлично... Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь — соседу слева. Наморщите лоб — удивитесь, нахмурьте брови — рассердитесь, наморщите нос — вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!

Игра по сюжету Успенской «Тук-тук».

(Дети приседают за спинку стула).

Воспитатель - Тук-тук! Кто здесь живёт?

Ребёнок - Это я, зайчик.

Воспитатель - Если ты зайчик, покажи мне свои ушки.

(попросить показать зайчика, попавшего лисе в лапы).

Воспитатель - Тук-тук! Кто здесь живёт?

Ребёнок - Это я, лиса.

Воспитатель - Покажи хитрую лису.

Затем дети также изображают голодного и злого волка, проворную белочку, свернувшегося в клубок ёжика, косолапого медведя.

Игры для развития коммуникативной сферы.

1.«Весёлые бельчата» - развитие выразительности движений, эмоциональности, мимики и пантомимики.

2.«Дикие животные» - развитие пантомимики и эмоциональности.

Изобразить маленького, ласкового зайчонка; весёлого зайчонка, сердитого волка, неуклюжего медведя. Изобразить огорчение маленького лисёнка, который не смог поймать мышонка.

3. «Большие и маленькие птицы» - развитие воображения и пантомимики

4. «Птица с раненым крылом» - развитие выразительности движений, мимики, пантомимики.

5. «На птичьем дворе» - изобразить неуклюжего утёнка, заботливую курочку.

6. « Угадай, кто я?» - дети изображают различных домашних животных

Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов), «языком чувств, моделью человеческих эмоций» (В.В. Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребёнка.

Список литературы:

  1. Бочкарёв Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания. Докт. Дисс. В 2Т.-КГУ, К., 1990-101с.
  2. Данилина.  Т.А В мире детских эмоций.- М.: Айрис-Пресс, 2007 Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Особенности и средства развития эмоциональной среды дошкольнока
  3. Изард К.Э. Психология эмоций./ Перев. С англ.- СПб.: Питер, 1999
  4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». – М.: Академия 2006
  5. Широкова Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.-Ростов / нД- Феникс, 2005. Лепис «Эмоциональное и познавательное развитие ребёнка на музыкальных занятиях».- М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарь эмоционально-образного содержания музыки

"Шпаргалка" для воспитателей - быстро подбираем "красивые" слова для характеристики любого музыкального произведения!...

Конспект игры-фантазии для развития творческого воображения и речи детей пятого года жизни на содержании музыки М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» (из сюиты «Картинки с выставки»).

Цель: активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музы­кальных произведений.Задачи:обогащение представлений детей о «птенцах» и «невылупившихся птенцах»;активизац...

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Пересмотрены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.Они не распространяются на семейные группы, размещенные...

Словарь эмоционально-образного содержания музыки

Шпаргалка" для воспитателей и родителей- быстро подбираем "красивые" слова для характеристики любого музыкального произведения!...

Словарь эмоционально-образного содержания музыки

Словарь эмоционально-образного содержания музыки...