Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства в ДОУ
методическая разработка на тему

Гармаева Туяна Дашиевна

Формы и методы работы с дошкольниками   обеспечивают полноценное развитие личности детей в сферах социально - коммуникативного, познавательного, речевого, художественно - эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody-lkz_ycgjhnfk.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства в ДОУ

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.

 В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе дошкольного учреждения появился такой раздел как: «Поддержка детской инициативы» основным принципом, которого является - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, по поддержки своей инициативы в разных видах деятельности.

В   ФГОС ДО п. 3.2.5 говорится о том, что для реализации задачи по созданию социальной ситуации развития детей, в содержательном разделе Программы дошкольного образования отмечены способы и направления поддержки детской инициативы, определены условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста такие как:

- поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

- поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

- создание правильно организованной предметной среды и ее содержательное наполнение;

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, партнеров в совместной деятельности.

Целевые ориентиры, по поддержки детской инициативы и самостоятельности определенны, так же в ФГОС ДО п. 4.6.

-проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности

 Наше ДОУ работает по программе «Детство»

Работа в детском саду ведется по следующим  образовательным областям:

-Социально-коммуникативное развитие;

-Познавательное развитие;

-Речевое развитие;

-Физическое развитие;

-Художественно-эстетическое развитие.

Безусловно, изменение качества образования, обновление содержания дошкольного образования требует содержательной перестройки. Однако успех ожидает того, кто ищет новые подходы, новые интересные формы.

В нашем ДОУ ОД  построена таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу ребят менее утомительной, насыщенной. Игровые формы позволяют активизировать познавательные интересы дошкольников, удивить, зажечь огонек любознательности. В игровой деятельности у ребят интенсивно развиваются наблюдательность, память, воображение.

Главным методом обучения конечно является игра.   Поэтому в моем приоритете игровые технологии, т.к в  игре дети   учатся общаться друг с другом, дружить, уважать мнение сверстника.  

Игровую деятельность можно включить:  

- в качестве самостоятельных технологий для освоения темы или раздела;

-  как элементы более обширной технологии;

-  в качестве занятия или его части (объяснения, закрепления).

В коммуникативных играх дети играют в парах, группах больших и маленьких или  целой группой, при этом  дети имеют возможность свободно двигаться по комнате. Для этого нужно создать в группе богатую предметно- развивающую среду, центры развития ребенка, с богатым мобильным, сменяемым материалом.

В  ОД   применяю   обучающие  игры, создание проблемной игровой ситуации,  которые помогают создать положительную установку на обучение и развитие, что является необходимой предпосылкой успешного усвоения материала.  ОД строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, творческую, коммуникативную. В результате у детей       развиты нравственные нормы поведения, культура общения в коллективе, способность к сотрудничеству. Используя в работе     игровые занятия,   позволяет в комплексе решать развивающие, воспитывающие и образовательные задачи.

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является общий круг, где дети решают и обсуждают проблемную  игровую ситуацию, чем они хотели бы заниматься сегодня, сами вырабатывают правила поведения, распределяют роли, выбирают, кто, за что будет отвечать, и что будут делать.

Общий круг.

На общем круге   начинается игровая деятельность. Игру может предложить как воспитатель, так и ребенок. Дети могут применить свой индивидуальный подход во время игры или предложить собственное решение. Право выразить свою точку зрения, право быть услышанным, право рассуждать – всё это дети могут во время обмена новостями. Затем переходим к планированию дня, выбору темы, где каждый ребенок может предложить свою тему проекта, принять участие в совместном планировании, которое будет определять деятельность всей группы. Все идеи детей фиксируются воспитателем. В итоге (голосованием, обсуждением) выбираются темы, которые интересны большинству детей группы. Далее подбираются содержание, формы и виды деятельности по данным проектам. Завершается проект презентацией, оформлением предметно-пространственной среды (Центра) и анализом деятельности. Ребенок сам может решить, как он хотел бы использовать выбранную работу: отнести маме, разместить на выставке в группе, продолжить работу позже и др.  Общий круг может длиться от 10 до 30 минут, детям не задаются жесткие рамки, вся структура сбора так же подвижна и зависит от того, какие цели были выделены, насколько хорошо всем вместе, насколько обсуждаемая тема интересна и важна. В течение дня групповых сборов может быть несколько. Таким образом, технология утреннего ежедневного детского сбора позволяет выразить свою точку зрения, право быть услышанным, право рассуждать. Дает возможность распланировать день с учетом интересов детей. После проведения сбора определяется тематика проектов, часть проектов дети выполняют совместно с родителями, полученные результаты презентуют, другая часть более масштабных проектов реализуется в группе т. е. вид деятельности, которым будут заниматься дети конкретно в данный день может быть определен   по выбору детей на общем круге, через проектную деятельность и по выбору педагога, через ситуации провокации. Все дети после беседы с воспитателем, выбирали интересный им центр активности.   Каждый центр имеет свое обозначение.  Маршрут в группы указывают стрелки, по которым дети свободно передвигаются по центрам. Задача воспитателя заключается в том, чтобы подобрать материалы разного уровня сложности и выложить различные вспомогательные пособия для поддержки самостоятельных действий: схемы, модели, литература во всех центрах в зависимости от индивидуальных интересов и развития ребенка. Воспитатель в совместной деятельности выступает в роли ассистента, или партнера.

Наш детский сад  работает по билингвальной технологии, которая предусматривает изучение бурятского и английского языка.   Утренний прием детей я  начинаю  с взаимного приветствия друг друга на русском  и бурятском языке. Одновременно идет и процесс приобщения и родителей к  двум языкам через приветствие, беседы о погоде, настроении, самочувствии, детях. Утреннюю зарядку   провожу  так же поочередно на  русском и бурятском  языке.  Во время всех режимных моментов, разговаривают с детьми по-бурятски, комментируя действия и таким образом в процессе непосредственного общения происходит приобщение и освоение языка.

На сегодняшний день все больше внимания уделяется ИКТ,  так как, использование ИКТ позволяет в доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога. Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения развивает у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление. Правильно подобранные видеоматериалы, позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений.   Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми.

Еще одним эффективным методом является проектная деятельность, которую так же использую при работе с детьми. Совместно с детьми и родителями разрабатываем интересные проекты на самые разные темы.   Основной целью проектной деятельности является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Технология исследовательской деятельности С помощью этой технологии я предоставляю ребёнку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы, умению обобщать предметы, делать умозаключения, что  позволяет почувствовать себя настоящим исследователем, позволяют ему создать естественно - научные представления о том или ином явлении, предмете; обобщить полученные знания, сопоставить их и сделать выводы о значимой ценности явлений для себя.  Создавая уголок для детского экспериментирования,  хотелось создать атмосферу творческого единодушия, где каждый ребенок мог найти себе дело по своим интересам и способностям. В исследовательской деятельности, как и в любом творчестве, существует пространство свободы, где ребенок самореализует себя. Это проявляется в деятельности и развивается согласно текущему процессу. Применение такой технологии исследовательской деятельности дает положительную динамику роста развития моих воспитанников, которое прослеживается при систематическом проведении мониторинга.

По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности и  обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса   является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

 Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья моих воспитанников, требуемого по ФГОС, я использую различные виды современных здоровьесберегающих технологий: закаливание (воздушные   ванны, обтирание, ходьба босиком по массажным коврикам и дорожкам здоровья, физкультминутки — динамические паузы, пальчиковая гимнастика — упражнения и игры для кистей и пальцев рук, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика — комплекс упражнений для насыщения организма кислородом, музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции, сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй, песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным песком, проведение зарядки и гимнастики пробуждения после тихого часа. В зимний период  вместе с детьми ходим на стадион, где     дети с удовольствием катаются на коньках, на санках, лыжах, играют в хоккей. Также зимою каждый год проводят районную олимпиаду среди дошкольников, где мои воспитанники получили почетные, призовые места. В летней период на территории детского сада дети катаются на роликовых коньках, велосипедах, самокатах и др., играют в   футбол, баскетбол.

Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

Формы реализации образовательной программыИгра - ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации двигательной, познавательно-исследовательской, ком...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является испол...

методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

конспект занятия по лепке на тему "Зайчонок"...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

Одним из главных психолого-педагогических условий для успешной реализации программы ФГОС ДО, является применение в образовательном процессе методов, средств, форм, работы с детьми, которые полностью с...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства.

laquo;Key to Learning» предлагает уникальный и особый подход к развитию когнитивных способностей. Он фокусируется равно на развитии каждого из этих трех общих учебных способностей – комму...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства.

Методы, формы организации деятельности воспитанников детского сада, средства....

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства...