Обобщение педагогического опыта воспитателя МДОУ «Детский сад №118» Сафоновой Анны Сергеевны. На тему: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в проектной деятельности».
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Сафонова Анна Сергеевна

Обобщение педагогического опыта воспитателя МДОУ "Детский сад №118" Сафоновой Анны Сергеевны на тему: "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в проектной деятельности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_a.s.safonovoy_sayt.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

воспитателя МДОУ «Детский сад №118»

Сафоновой Анны Сергеевны.

На тему: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в проектной деятельности».

Всё хорошее в людях - из детства!

                                                                             Как истоки добра пробудить?

                                                                          Прикоснуться к природе всем сердцем:

                                                                             Удивиться, узнать, полюбить!

                                                                             Мы хотим, чтоб земля расцветала,

                                                                            И росли, как цветы, малыши,

                                                                            Чтоб для них экология стала

                                                                            Не наукой, а частью души!

 

                                                                                      И.П. Поляков

Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» — это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранна по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания основано на определённой системе базовых ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками.

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла в первую очередь в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня напрямую связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учёта биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты. Проблемы экологического воспитания являются одними из главнейших проблем современности. На что и обратил внимание лидер нашей страны, так год 2017, был объявлен президентом РФ В. В. Путиным «годом экологии». Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Идея приобщения человека к природе, к её познанию, имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский видели в природе могучий источник знаний. Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы. Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то даёт, а потому, что она самоценна. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает с ней знакомиться до того, как произносит первые слова. Во время прогулок на природе, можно всесторонне развивать ребёнка, воспитывать у него многие положительные качества. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство, прежде всего как эстетическое чувство, так как природа является основой красоты, источником живописи и музыки. Поэтому человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять её как источник радости и счастья.

  Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Я, считаю, что одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Известный американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении, считал, что проектная деятельность – это «энергичная, от всего сердца деятельность».

  Проектная деятельность в формировании экологической культуры у детей представляет собой особый вид деятельности – это не только увлекательная игра, но и гибкая система воспитания и обучения, организация интегрированного воспитательно-образовательного процесса. Она носит характер сотворчества взрослого и ребёнка в решении определённой проблемы. Главное в проектной деятельности то, что проект «не привязан» к программе. Дети свободны в своём творчестве. Работая над проектом, они учатся ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия, принимать решения, учатся мыслить. Я считаю, что проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста остается актуальной и обуславливает выбор темы опыта: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в проектной деятельности».

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования на основе ФГОС ДО, внедрением инновационных  технологий воспитания дошкольников по образовательным областям. Одной из таких технологий и является - технология проектной деятельности.                                                                                        С целью выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания детей, мною было проведено анкетирование родителей дошкольников. Оно показало, что 84 % родителей, считают главной задачей дошкольного учреждения научить ребенка безопасному поведению в природе бережному отношению к ней.

  Поэтому основная цель данной педагогической идеи - формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности.

 Для достижения этой цели определены следующие задачи:

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;

- формировать такие нравственные качества личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность;

- прививать трудовые природоведческие навыки;

- вести экологическое просвещение родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности, реализацию проектов.

Для реализации данных цели и задач я использовала проектный метод.  Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний

 Используя проектный метод в экологическом воспитании, я придерживалась следующих принципов:

  • принцип природосообразности, который предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами;
  • принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем;
  • принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в организации связи игры с другими специфическими видами детской деятельности, которые взаимодействуют и обогащают друг друга;
  • принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров;
  • принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс природы и культуры родного края;

принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать проблемы на доступном уровне.

Теоретическая база опыта.

Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику.

  Так большинство мыслителей и педагогов прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы « вести детей в природу », чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

 Метод проектов нашёл своё отражение в идеях отечественных учёных 20-х годов: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крапской, М.В.Крупениной.

  Изучение интернет-ресурсов и методической литературы так же повлияло на выбор педагогической идеи и  формирование опыта.

  В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры. Я изучила некоторые из них.

  Программа Е. Рылеевой «Открой себя». Предполагает личностное развитие ребёнка. Предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры.

  Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Это программа Н.А. Рыжовой «Наш дом природа» нацелена на воспитание гуманной и творческой личности ребёнка 5 – 6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе, навыков практического участия в природоохранной деятельности своего края.

  Программа С. Николаевой «Юный эколог». Эта программа создана на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. Она включает как бы две подпрограммы, тем самым, одновременно решая вопрос становления начал экологической культуры у детей и развитие её у взрослых, их воспитывающих (ведь, воспитатель, является носителем экологической культуры).  Именно она легла в основу проекта «Защитники природы»  

  Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия: -  Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»; З.Ф. Аксёнова «Войди в природу другом»; В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»; Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников»; Е.А. Свешникова «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников»; Л.М. Потапова «Детям о природе»; В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» и др.

 В основу практико-методологической стороны  данного опыта положены методические пособия: Л.С Киселёвой «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»; О.М.Масленниковой "Экологические проекты в детском саду".

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

   В своей работе я эффективно использую следующие формы работы с детьми:

- циклы наблюдений за растениями в уголке природы;

- целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей;

- игры экологического содержания;

- словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;

- чтение литературы природоведческого содержания;

- инсценировки, театрализованные представления;

- проведение опытов и экспериментов с песком, глиной, водой, воздухом;

- экологические праздники;

- оформление гербариев листьев деревьев, лекарственных трав;

- изготовление поделок из природного и бросового материала;

- интегрированные занятия.

  Но главным условием при разработке проекта является учёт региональных и реальных условий и возможностей детского сада.

  На первом этапе выбирается тема проекта и ставится цель.

  Второй этап – пошаговая разработка проекта.

  Третий этап – выполнение проекта – самый интересный для детей и самый ответственный для воспитателя. Этот этап включает в себя последовательно взаимосвязанные мероприятия.

 Четвёртый - презентация проекта, которая может быть представлена различными формами (открытый показ, праздник, выставка и пр.).

Анализ результативности.

Результативность моего опыта работы заключается в совместной деятельности педагога, воспитанников и родителей. Я, считаю, что в результате такой деятельности добиваюсь реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Освоили нормы поведения в природном окружении. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Анализ ежегодного мониторинга по воспитанию экологической культуры детей за 2017-2018 уч. год показал, что высокий уровень показали 78% детей, средний уровень – 18%, низкий уровень – 4%. Мною был сделан вывод, что у детей к концу года установились устойчивые экологические знания.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Особых трудностей и проблем по использованию опыта не возникало, но стоит заметить, что любая программа нуждается в корректировке и должна учитывать индивидуальные особенности и возможности детей, поэтому запланированная мной работа постоянно корректировалась для лучшей результативности.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный педагогический опыт адресован как начинающим педагогам, так и опытным воспитателям, в связи с тем, что одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально – положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы. А одним из перспективных методов, способствующих решению данной задачи, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.

Наглядное приложение.

- Конспект НОД «Прогулка в осенний лес!»

Материалы из опыта работы опубликованы на сайтах

 https://nsportal.ru/anna-sergeevna-safonova; http://ds118sar.schoolrm.ru/.                                                                                                            

  Конспект интегрированной НООД по образовательной области «Познавательное развитие»

Тема: «Прогулка в осеннем лесу!»                                                            

Цель: формировать экологическую культуру дошкольников, развивать представления об окружающем мире, расширять и уточнять представления детей о лесе, развивать познавательный интерес.

Интеграция.образовательных областей: «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».


Задачи:


Образовательные: 
- дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный;
- формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья;
- учить называть отличительные особенности деревьев.
Развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес к жизни леса;
- развивать связную речь, умение рассуждать, анализировать.
- расширять и активизировать словарь.
Воспитывающие:

- формировать бережное отношение к природе;
- систематизировать знания о пользе леса в жизни человека, о правильном поведении в лесу.
Предварительная работа: чтение рассказов о лесе; беседы о безопасном поведении в лесу, загадывание загадок о деревьях; рассматривание иллюстраций с изображением разных видов деревьев.    

Демонстрационный материал: картинки с изображением деревьев и их листьев, магнитофон с записью звуков леса.

Раздаточный материал: заготовки ствола дерева из коричневого картона, клей ПВА, кисточки для клея, бумажные салфетки, (по количеству детей), подставки для кисточек, квадратики из цветной бумаги жёлтого цвета для изготовления листочков, ножницы, степлер для фиксации основы дерева.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы оказаться в лесу?

Воспитатель: Но, прежде чем, совершить эту удивительную прогулку, нам необходимо вспомнить, как нужно вести себя в лесу. (Дети называют правила поведения в лесу)

Воспитатель: Правильно, ребята. Ну что ж, пора нам отправляться в путь, но только правила эти никогда не забывайте!  Ребята, закройте глаза. (Звучат звуки леса).  Что вы слышите? (Шелест листьев, птиц) Это значит, что мы уже в лесу. Откройте глаза и посмотрите, как тут красиво! Как много здесь разных деревьев. 

Воспитатель: Деревья очень важны в природе: они очищают воздух, из дерева делают мебель и дрова. Зная о пользе деревьев, мы с вами должны беречь, любить, помогать сажать их.  А вы знаете их названия? Сейчас мы это проверим и поиграем в игру «Назови дерево» (Дети рассматривают картинки деревьев и называют их).

Воспитатель: Ребята, береза, клен, дуб, рябина относятся к лиственным деревьям и лес, в котором они растут так же называют лиственным. Ель, сосна, кедр - это хвойные деревья, потому что вместо листиков на их ветках растут иголки. Лес где растут такие деревья называют хвойным. Если в лесу растут лиственные и хвойные деревья, то его называют смешанным.

Воспитатель: Ах, как красиво в осеннем лесу. Очень много разноцветных листьев. и все они такие разные! А давайте мы с вами поиграем, проверим вашу внимательность. Игра называется «С какого дерева листок» (Дети называют название дерева с которого упал лист)

Физ. Минутка

Дети стоят в центре паласа, воспитатель раздает детям по 2 веточки с кленовыми листочками. (звуки леса)

Ребята,  мы с вами находимся в лесу, дует легкий ветерок.

Ветер дует нам в лицо(дети машут  ладонями в сторону лица)

Закачалось деревцо(дети машут  вытянутыми руками над головой из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише(дети приседаю и опускают руки вниз)

Деревце все выше, выше(дети встают и поднимаю руки вверх)

Воспитатель А сейчас я вам предлагаю сделать красивые деревья из бумаги и картона. Перед вами на столе лежит заготовка из коричневого картона-это будет ствол нашего дерева. Но чего на нем не хватает? (Листьев) А их мы сделаем из цветной бумаги. Возьмите в руки квадратики из бумаги желтого цвета, согните их пополам, а теперь срежьте уголки так, чтобы получился листик. Ребята, не забывайте о правилах пользования ножницами. Будьте внимательны и осторожны. (Звучит фоновая музыка, выполняют задание)

- Затем нанесите клей на линию сгиба листа и приклейте к стволу нашего дерева.

-Наши деревья практически готовы, нам осталось только закрепить степлером основание нашего дерева, чтобы оно могло стоять. Я подойду к каждому из вас и закреплю ваши деревья.

- У нас получился замечательный осенний лес! Возьмите каждый своё дерево и принесите ко мне на стол (дети выставляют свои работы на стол воспитателя).

Заключительная часть

Вам понравилась прогулка в лес? Что вам больше понравилось на прогулке? Что нового вы узнали? (ответы детей). Наше занятие подошло к концу. (дети прощаются с гостями).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Концептуальное изложение педагогического опыта "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в игровой деятельности...

Родительское собрание в средней группе детского сада. Тема: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста»

Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.  Задачи:Выявить уровень  экологической культуры семьи путем анкетирования родителей.Продолжа...

Отчет по теме самообразования «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласк...