Доклад «Использование дидактического пособия «Театр на фартуке» в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Щербакова Анастасия Сергеевна

Выступление на семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_shcherbakova.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Использование дидактического пособия «Театр на фартуке» в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Щербакова А.С.

Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является развитие речи детей. Наблюдая за детьми 3-го и 4-го  года жизни, посещающими вторую младшую группу «Улыбка», отметила для себя, что различные формы запаздывания речевого развития встречаются у большинства детей.  Оптимальным вариантом решения проблемы в младшем дошкольном возрасте будет развитие речи детей посредством театрализованной деятельности. В детском саду используются разные виды театров (кукольный, би-ба-бо, теневой, пальчиковый, настольный и др.). Мне же хотелось внести в наш детский сад, что-то новое, я решила  изготовить театр  на фартуке, где все герои сказок объемные, съемные и крепятся при помощи липучки.  Чтобы изготовить  данный вид театра,  не требуется много времени и больших материальных затрат, его можно сделать из подручного материала, а героев сказок из фетра. Большую помощь в изготовлении пособия мне оказали родители воспитанников: сшили фартук на взрослого и детский фартук, помогли изготовить персонажей сказок, а также дополнительные декорации (деревья, пень, цветы и др.).

 «Театр на фартуке» – это нетрадиционный  язык, который меняет традиционный взгляд на организационный аспект театрализованной деятельности дошкольников.

Поскольку дети, посещающие группу – младшие дошкольники, то ведущая роль в театрализованной деятельности принадлежит воспитателю.

В работе использую русские народные сказки по возрасту: «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Репка», «Колобок». Вначале показываю детям сказку, сама читаю текст. После показа сказки идет совместная работа с детьми. Мы обсуждаем сказку с тем, чтобы дети усвоили ее содержание, персонажей. Привлекаю детей к проговариванию отдельных фрагментов, отрывков из сказки (например, учим песенку колобка). Затем привлекаю детей к инсценировке либо полностью, например «Курочка Ряба», «Репка», либо фрагментов сказки («Колобок», «Заюшкина избушка»). По мере того, как дети овладевают содержанием произведения, я уже привлекаю детей себе в помощники с тем, чтобы они передвигали фигурки героев и проговаривали их слова. А затем уже и сами,  на «своём» фартуке показывали сказку самостоятельно. Такой театр вызывает у детей интерес к постановке, понимание сюжета, даёт возможность взаимодействия «актёр – зритель»; педагог имеет возможность упражнять детей в постановке вопросов, сравнивании, рассказывании, побудить к речевому общению.

Первая театральная постановка сказки «Репка» на фартуке вызвала у ребят второй младшей группы «Улыбка» особый интерес, массу положительных эмоций. Когда ребята показывали самостоятельно сказку на «своем» фартуке, то даже самые застенчивые дети изъявляли желание принять участие в постановке, чувствовали себя намного раскованнее.  Практически без помощи воспитателя смогли воспроизвести сказку от начала до конца с помощью декораций, а в конце рабочего дня, дети с особым интересом делились впечатлениями о своих «маленьких театральных постановках» со своими родителями.

 Данное пособие можно использовать  во время НОД, например, для постановки проблемной ситуации на рисовании или лепке, воспитатель  убедительно рассказывает вымышленную историю о нуждах и заботах различных игровых персонажей и побуждает детей помочь им (например, для зверей из сказки «Теремок» нарисовать новый домик, для зайчика из сказки «Заюшкина избушка» слепить угощение-морковку и т.д ), а также и в

режимных моментах;  в  процессе театральной деятельности воспитатель  может предложить детям поиграть в подвижные игры, где они могут показывать повадки животных, например, попросить ребёнка показать, как прыгает лягушка, или ходит медведь, лиса (по сказке «Теремок»). Можно   предложить детям показать,  как  дед тянул репку (сказка «Репка»), как баба с дедом пекли колобок (сказка «Колобок»), как дед и баба били яйцо (сказка «Курочка Ряба») и др.

Таким образом, в процессе «фартуковой» деятельности,  воспитатель  побуждает детей к обобщению услышанного и увиденного; прививает умение видеть новое, фантазировать, преодолевать трудности, перевоплощаться; формирует любознательность.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Использование интегрированных занятий в познавательно – речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Методические рекомендации по использованию интегрированных в позновательно-речевом развитии....

Дидактическое пособие для речевого развития детей младшего дошкольного возраста «Книжка-малышка»

Данное дидактическое пособие, способно в игровой форме развивать у детей речь, мелкую моторику рук, внимательность, пространственное воображение, логику, мышление, самостоятельность, инициативность и ...

презентация к докладу «Использование дидактического пособия «Театр на фартуке» в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Использование дидактического пособия «Театр на фартуке» в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов "Роль дидактических пособий в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможнос...

Доклад на тему: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»

laquo;Детство — каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие...

Проект "Театр как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

В проекте раскрывается содержание работы по использованию средств театральной деятельности для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Даются рекомендации по использованию потешек в образов...

Доклад на тему: "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста".

Речь - одна из важных линий развития ребёнка.Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира....