Главные вкладки

    Дидактическое пособие для речевого развития детей младшего дошкольного возраста «Книжка-малышка»
    методическая разработка по развитию речи на тему

    ПИКУЛЬ МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

    Данное дидактическое пособие, способно в игровой форме развивать у детей речь, мелкую моторику рук, внимательность, пространственное воображение, логику, мышление, самостоятельность, инициативность и восприятие (тактильное, зрительное, пространственное), а так же  формировать навыки сотрудничества со сверстниками  и взрослыми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл met.razr_._pikul.docx70.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 17 «РАДУГА»» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН

    ПИКУЛЬ МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

    Дидактическое пособие для речевого развития

    детей младшего дошкольного возраста

    «Книжка-малышка»

    станица Выселки,

    2016 год

    АННОТАЦИЯ

    Данное дидактическое пособие, способно в игровой форме развивать у детей речь, мелкую моторику рук, внимательность, пространственное воображение, логику, мышление, самостоятельность, инициативность и восприятие (тактильное, зрительное, пространственное), а так же  формировать навыки сотрудничества со сверстниками  и взрослыми.

    Дидактическое пособие предназначено для воспитателей младших групп дошкольных образовательных учреждений. Может быть использовано в самостоятельной и организованной образовательной деятельности для психоречевого развития детей  младшего дошкольного возраста, что позволит разнообразить детскую деятельность.

    Автор дидактического пособия: Пикуль Марина Александровна, воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 17 «Радуга»» МО Выселковский район.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

    В соответствии со стандартом речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой.

    Третий год жизни – не только период активного освоения речи, но и начало развития общих двигательных навыков. Координация движений у детей активно формируется именно в этом возрасте. В стадии развития находится и ручная умелость. Ребенок только учится держать кисть, карандаш, выполнять ими разнообразные движения. А ученые, изучающие работу детского мозга, давно заметили стимулирующую роль двигательной активности пальцев. Наблюдается взаимосвязь между тонкой моторикой и развитием речи. Иными словами, чем лучше ребенок действует своими пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает.

    Поэтому для работы с детьми младшего дошкольного возраста я разработала дидактическое пособие «Книжка-малышка» (по произведениям устного народного творчества).

    Цель дидактического пособия: оказать методическую помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений в вопросах организации образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграции с другими видами деятельности.

    Задачи:

    - развитие речи как средства общения,

    - обогащение активного словаря,

    - развитие связной речи,

    - развитие речевого творчества,

    - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,

    - знакомство с книжной культурой.

    Пособие многофункционально. Планируемые результаты использования данного дидактического пособия в системе дошкольного образования:

    педагоги:

    овладение опытом организации образовательной деятельности по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста посредством предлагаемого пособия;

    дети:

    - развитие в игровой форме  речи, мелкой моторики рук, внимательности, пространственного воображения, логики, мышления, самостоятельности, инициативности и восприятия (тактильного, зрительного, пространственного);

    - формирование навыков сотрудничества со сверстниками  и взрослыми.

    Дидактическое пособие представляет собой книгу с пришитыми пуговицами, липучками, кнопками на которые пристегиваются мягкие модули. Для ее изготовления использованы ткани: фланель, бархат; полиэстер, фетр. Каждая страница представляет собой кусок ткани, на которой расположены предметы (персонажи сказки, цветы,  бабочки, солнышко).  Все объекты подвижны и скреплены разными способами  (кнопки, пуговицы, липучки, шнурки, молния).  Ребенок выбирает из множества предоставленных предметов те, которые соответствуют конкретной странице, думает и находит место расположения объекта и способ его крепления к основе. Именно через такие упражнения и игровые моменты ребенок получает больше информации об окружающем мире и тренирует свои пальчики, а следовательно, и мозг.

    Малыши рассматривают предметы, называют их, сравнивают, выделяют общие и отличительные признаки, воспроизводят последовательность событий, учатся ориентироваться в пространстве. У детей развивается наблюдательность, формируются представления о форме, цвете, размере, расширяется словарный запас, связность речи.   

    Задача педагога – верно направить внимание каждого малыша, заинтересоваться вместе с ним, искренне удивиться обнаруженному, т.е. способствовать развитию одной из бесценных природных свойств ребенка – познавательной активности.

    Играя с книжкой, педагог учит детей правильно строить свою речь, начиная с небольших высказываний, понимать простые задания, которые им предлагаются.

    Следует помнить, что каждое умение возникает в процессе действия. А средством поощрения к работе и преодоления сложностей являются обязательная похвала и внимание со стороны педагога. И в результате, у каждого ребенка возникает желание познавать и осваивать мир!

    C:\Users\Радуга\Pictures\2015-02-22-03-05-20-model.png

    ПРЕИМУЩЕСТВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КНИЖЕК-МАЛЫШЕК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Простота использования.
    2. Доступность для детей младшего возраста
    3. Многовариантность использования различных игрушек  при изменении уровня сложности и целей игр.
    4. Возможность применения в играх, развивающих речь, восприятие, внимание, память, интеллект.
    5. Возможность комплексного использования в разных образовательных областях.
    6. Возможность создания нескольких вариантов развивающих игр при творческой работе с персонажами книжки-малышки.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

    1. Начало игры может быть разным: ребенок «случайно» натыкается на книжку-малышку, оставленную на видном месте, и начинает спонтанно знакомиться. Или же знакомство с игрой начинается со знакомства со сказкой. И через образность и захватывающий сюжет стимулируется стойкий интерес к играм. Принцип «играем-чувствуем-познаем», шаг за шагом, последовательно обеспечивает не только нескучное времяпровождение, но и технологическую модель обучения, основанную не на осознанной необходимости в получении знаний, а на постоянном интересе, творчестве, как ребенка, так и взрослого, родителя, воспитателя.
    2. Выполнение любого задания должно походить на игру. Ни в коем  случае, не стоит жестко настаивать на полном выполнении задания, это может выработать негативное отношение к  играм.
    3. При неудачах всячески поддерживать ребенка, при необходимости помочь, показать, как выполнить задание.
    4. Чаще хвалить малыша даже при небольших успехах, вселять уверенность, что он справиться с задачей, открыто радоваться вместе с ним – ребенку очень важно это одобрение.
    5. В общении с ребенком необходимо использовать тексты потешек, стихов, сказок. Проговаривать выполняемые действия, отвечать на вопросы, серьезно относиться к высказываниям и рассуждениям ребенка.

    ПРИМЕРНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

    1. Рассмотреть каждую страничку, научить ребенка переворачивать их и находить нужные картинки, назвать, кто изображен на ней, описать его словами. Спросить, каких животных или птиц он видел или не видел в своей жизни. Пусть ребенок фантазирует, выражает свои эмоции и больше говорит.
    2. Можно переместить все предметы согласно инструкции или по собственному желанию.
    3. Составить рассказ, отгадать загадку, прочитать потешку, стих.
    4. Определить на ощупь.
    5. В развитии речи дошкольников можно использовать предлагаемое пособие, для "перевирания" сказок, придумывания новых сказок и концов к сказкам.
    6. Варианты игр:
    • «Что изменилось?»

    Цель: развивать внимание, память.

    • «Что лишнее»

    Цель: закреплять в активном словаре обобщающие слова.

    • «Скажи ласково»

    Цель: образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    • «Кого не стало?»

    Цель: употребление в речи существительных в родительном падеже.

    • «Подбери слово»

    Цель: активизация в речи детей прилагательных.

    • «Чьи детки?»

    Цель: употребление в речи слов обозначающих название домашних птиц и их птенцов.

    • «Длиннее - короче»

    Цель: различие предметов по длине.

    • «Найди место»

    Цель: развивать умение детей ориентироваться в пространстве, закреплять пространственные отношения.

    • «Назови цвет»

    Цель: закрепление названий основных цветов

    • «Один – много»

    Цель: устанавливать отношения между понятиями один – много.

    СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб., 2014г.
    2. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. –СПб., 2015г.
    3. Сомкова О.Н. Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство». - СПб., 2015г.
    4. Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольников/ под ред. Л.С. Вакуленко, Н.В. Верещагиной. - СПб., 2014г.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    1. Картотека потешек для обыгрывания Книжки-малышки.
    2. Картотека дидактических игр с Книжкой-малышкой.
    3. Фотографии пособия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интерактивное мультимедийное дидактическое пособие "Вспомним русские сказки". (Младший дошкольный возраст).

    Пособие разработана в соответствие с задачами образовательной области "Чтение художественной литературы"...

    Мастер-класс «Положительное воздействие дидактических пособий на речевое развитие детей дошкольного возраста»

    Цель: использование       дидактических пособий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с  разнообразными методами и приёмами, которые...

    Дидактическая игра для развития мелкой моторики и сенсорики детей раннего возраста Книжка-малышка «Колобок»

    Развитие мелкой моторики рук, пространственной ориентации, развитие зрительного восприятия, развитие тактильных ощущений, восприятия цвета и формы, умение пользоваться разными видами застежек; развити...

    Презентация для родителей на тему: "Особенности речевого развитиядетей старшего дошкольного возраста"

    Материал подойдет для использования на первом родительском собрании в группе для детей с ОНР....

    Педагогическая поддержка речевого развитиядетей младшего дошкольного возраста с описанием педагогических ситуаций и действий педагога.

    Данная статья о том, как необходимо поддерживать детей младшего дошкольного возраста в речевом развитии. Представлены описания педагогических ситуаций и действий педагога....

    Консультация для педагогов "Роль дидактических пособий в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

    Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможнос...