Консультация "Игры дома и на даче"
консультация на тему

Ананьева Марина Михайловна

дошкольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya-igry_doma.na_dache.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Игры дома  и на даче».

Уважаемые родители!!!

     Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

     Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

    Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

       В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

Методические рекомендации родителям. Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова.                                                          

           Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения. У большинства из этих детей наряду с  нарушениями фонетико-фонематической  лексикой, грамматической стороны речи в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова. Своевременное  и целенаправленное устранение нарушений  речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и  школьной программы, социальной адаптации  детей.

       В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.

       Первые проявления подобного дефекта можно заметить в раннем возрасте (после3-х лет). По мере роста ребенка развитие его речи, нарушение слоговой структуры может стать менее заметным, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок столкнется с новым и достаточно сложным словом. Дети сначала стараются сознательно избегать в спонтанной речи употребления труднопроизносимых для них слов. А если в дошкольном возрасте не было проведено коррекции данного вида речевого нарушения, то в школе, на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов появляется нарушение письма ( т.е. дисграфия).

Виды нарушений могут быть следующими:

1.Нарушение количества слогов.

- сокращение (пропуски) слога – «моток-молоток»

- опускание слогообразующих гласных «пинино-пианино»

- увеличение числа слогов за счет вставки гласных в сочетания согласных «команата-комната»

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

- перестановка слогов «деворе-дерево»

- перестановка звуков соседних слогов «гебемот-бегемот»

3. Искажение структуры отдельного слога:

- сокращение степени согласных «тул-стул»

- вставки согласных в слог «лимонт-лимон»

4 .Употребление слогов (косокосы-абрикосы)

5. Циклическое повторение, настойчивое воспроизведение слов (били, били, билитекарь, библиотекарь).

6. Замена предшествующих звуков последующими, (нананасы- ананасы)

7. Смешение элементов слов « в холодилтнице» (в холодильнике и хлебнице).

        Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей,  несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений. Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

        В связи с этим необходимо  с раннего возраста развивать у ребёнка  умение слушать, чувствовать и воспроизводить  ритм. Это  способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи.

 Помочь в этом могут следующие игры:

-  Для развития  слуховой памяти: «Где позвонили?» «Узнай музыкальный инструмент по звучанию» и другие варианты.

-  Слухового внимания: « Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».

- Работа над ритмом и темпом  (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных ударных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

«Веселые инструменты» Берется музыкальный инструмент и задается ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.

«Передай привет».  Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.

- Упражнения на развитие координации рук: пальчиковые гимнастики (можно использовать книги: Т.Ю. Бардышева «Разговорчивые пальчики», «Забодаю, забодаю» и др.)

«Делай как я». (Воспроизведение серий движений руками - ногами).

«Движения животных». Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками.)

- Графические упражнения:

«Продолжи строчку», «Выложи орнамент», «Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы».

- Артикуляционная гимнастика:

«Весёлый язычок» (например «Сказка о веселом язычке»)

- Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звука из слова:

«Паровозик» (выделять последний звук и подбирать следующее слово-вагончик, начинающееся на этот звук.)

«Подбери слово» (подбираем слова на заданный звук, слог.)

-  Игры, направленные на формирование чувства рифмы:

«Доскажи словечко» (отрывки из детских стихов)

«Подбери рифму» (ложка - кошка, танки - санки).

В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в  гостях, по дороге в детский сад, транспорте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры дома, во дворе и на даче.

Рекомендации родителям по организации детских игр....

Консультация для родителей Опасные вещества для ребенка дома и на даче

Ученые составили список самых опасных и  токсичных веществ, для детей. Их можно найти в каждом доме и на  даче. Все очень банально и поэтому еще опаснее, так как зачастую, мы не придаем долж...

Картотека: Игры для дома «Путешествие на дачу»

Игры для дома«Путешествие на дачу»Скоротать время в дороге можно следующим образом. Один из родителей ведет машину, другой считает, например, обгоняющие их красные автомобили, а ребенок - ...

Развиваем графомоторные навыки дома, на даче...

   Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе - недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашива...

СИДИМ ДОМА. Тема недели: Путешествие на дачу. Деревья кустарники, цветы. 12.05-15.05.2020

Родителям рекомендуется: Пойти с ребёнком на прогулку в парк или дачу, и понаблюдать за изменениями в природе, рассмотреть деревья и кустарники, траву, цветы. Обсудить, как изменились деревья, кустарн...

Консультация для родителей младшей группы: «Игры дома и на даче».

   Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в теч...