«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через внедрение регионального компонента в образовательную программу ДОУ»
методическая разработка на тему

выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_shcherbakova.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Знаменский детский сад «Теремок»

Представление опыта по теме

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через внедрение регионального компонента в образовательную программу ДОУ»

Воспитатель:

Щербакова А.С.

Знаменское – 2016

Хочу представить мою презентацию представления опыта по теме:»Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через внедрение регионального компонента в образовательную программу ДОУ».

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма. Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в настоящее время все чаще.

О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе РФ «Об образовании», один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» включала в себя целый ряд мероприятий, которые направлены на эффективное использование традиционной народной культуры, музейной педагогики с целью совершенствования патриотического воспитания детей в ДОУ. Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса. Формирование гражданственности неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста. И коллектив детского сада определил ,что именно внедрение регионального компонента, то есть, такого направления  как «Омское Прииртышье», будет определять содержание вариативной части ОП ДОУ.

Наблюдая за детьми нашего детского сада, было выявлено, что дети имеют поверхностные знания о малой родине, почти не знают историю образования родного села, почему оно так называется, достопримечательности и т.п. Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Краеведение разнообразно и охватывает все отрасли знаний. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, с историческим ,культурным, национальным, географическим, природо-экологическим своеобразием своего родного региона.Знакомясь с родным селом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях.

Цель моего опыта заключается в формировании у детей дошкольного возраста целостного представления о родном крае, любви к окружающей их природе, селу, в котором они живут, помощи в осознании детьми значения города Омска, как крупного промышленного российского центра.

Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи:

  • Формировать любовь к родному краю, селу и интерес к его прошлому и настоящему.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране.
  • Развивать бережное отношение к селу, городу ,природе ,экологии родного края.
  • Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в селе.

На подготовительном этапе была проведена следующая работа

- подобрала необходимую литературу о родном крае, о селе Знаменское

-изучила интернет- ресурсы и опыт работы коллег нашего детского сада Боровик М.А. и Щербинской Е.А,

-проконсультировалась со старшим воспитателем нашего детского сада Пашута И.М. по патриотическому воспитанию дошкольников.

-изготовила дидактические пособия для образовательной деятельности: альбом «Достопримечательности нашего села», «Моя родина – Омская область», изготовили папку «животные Омской области».

-оформила и продолжаю оформлять наглядный материал краеведческого характера, который помогает развивать у детей логическое мышление, внимание, память, речевые навыки.

Мною было составлено тематическое планирование работы по данному направлению на основе программы «Омское Прииртышье». Календарно-тематическое планирование воспитательной работы рассчитано на 2016- 2017 год – для старшей и подготовительной групп.

Вся работа строится на 5 блоках:

  1. «Омское Прииртышье – наш край родной»
  2. «Природа родного края»
  3. «Культура и искусство родного края»
  4. «Быт и традиции»
  5. «Мир труда и экономики Омского Прииртышья».

Основными формами кружка «Краевичок», который веду второй год, являются: тематическое ОД, комплексная и интегрированная. За небольшой период времени, мы с ребятами уже смогли провести ряд занятий из первого блока. Свою работу я провожу последовательно: от более близкого, знакомого (семья, село) к более сложному (область, город Омск) по единому плану, изучая прошлое, затем настоящее м перспективы в будущем. На образовательной деятельности познавательного цикла дошкольников знакомила с историей возникновения родного села, с его достопримечательностями; для этого мы с ребятами ходили на экскурсии; проводился цикл бесед об известных односельчанах, о названиях улиц в честь этих людей, например, с фамилией Николая Филлиповича Ермаченко, Александром Фёдоровичем Зубаревым, Александром Гордеевичем Голодных. Полученные  теоретические знания ребята закрепляют на практике, работая с тетрадями «Маленький житель Омского Прииртышья». Работая в тетрадях дети закрепляют представления о символике родного края, наглядно знакомятся с природными зонами нашего региона. В рамках работы по нравственно-патриотическому воспитанию в группе оформлен центр по нравственно-патриотическому воспитанию, где расположен подобранный материал по ознакомлению детей с историей и традициями села Знаменское, с нашей страной, ее символикой, историей, традициями. В нашей группе так же запланировано создание мини- музеев на один квартал.  В данный момент оформлен мини-музей открыток, которые позволяют познакомиться с историей страны. Так же мы контактируем с  нашим Знаменским историко-краеведческим музеем, где дети знакомятся с  традициями нашего села, с экспонатами русской избы и т. д, вот только экспонаты трогать там нельзя, а в нашем детском саду  есть музей «Русской избы», экспонаты которого позволяют детям ознакомиться с историей и бытом малой родины. Ребята с большим удовольствием посещают музей, так как все экспонаты интерактивны, их можно потрогать. В план работы по тематике опыта мною были включены сюжетно-ролевые игры «Семья», «Экскурсия по селу» с использованием иллюстрированного наглядного материала. Эти игры способствуют воспитанию патриотических чувств у детей, любви к родному краю.

Совместно с родителями мы принимали участие в конкурсе рисунков « Люби и знай родной свой край», оформили фотоальбомы «Моя семья», участвовали в муниципальных конкурсах «Наша доблестная полиция», «Спасение на пожаре», в которых дети ознакомились со спецификой таких профессий, как пожарный, полицейский -с профессиями села и города.

Работа по теме опыта будет мною продолжена. Запланировано много интересных мероприятий, встреч с интересными людьми – нашими односельчанами, экскурсии на природу, на производственные объекты. Думаю, что это будет очень полезно для наших ребят, расширит их кругозор, даст более полное представление о нашем селе, об Омском Прииртышье в целом. Самое главное у детей будет формироваться чувство любви и гордости за свою малую Родину, страну, в которой они живут. А это значит, что в дальнейшем наши дети будут расти достойными гражданами своей страны. Как я уже отметила выше, работа будет продолжена и через год, я думаю уже в более полном объеме представлю свой педагогический опыт у нас в детском саду и на более высоком уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников путем внедрения регионального компонента в образовательную программу ДОУ»

Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В соответ...

«Нравственно –патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через внедрение регионального компонента в Образовательную программу ДОУ»

Очень важным для воспитания патриотических чувств - исторические знания.Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента. «Крым – наша малая Родина»

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной странойя, родным краем, родным городом их историей, достоприме...

Современные подходы к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников через внедрение регионального компонента

Актуальность темы.Сегодня одной из самых актуальных проблем является воспитание в детях патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения - это самое первое звено системы образования. Оно призвано сф...