Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников путем внедрения регионального компонента в образовательную программу ДОУ»
методическая разработка на тему

Романова Екатерина Сергеевна

Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В соответствии с утверждением и введением в действие с 1 января 2014г. – Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ. В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.pptx281.55 КБ
Файл regionalnyy_kompanent.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников путем внедрения регионального компонента в образовательную программу ДОУ» Подготовила: Романова Екатерина Сергеевна, воспитатель МБДОУ детский сад № 2 «Солнышко», I квалификационная категория.

Слайд 2

Нормативная база: 1 сентября 2013г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» от 5 октября 2010 г. № 795; с 1 января 2014г. – Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Слайд 3

Система работы по воспитанию у детей патриотических чувств

Слайд 4

Цель работы: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, через ознакомление дошкольников с родным краем, установление связи поколений и познание ближайшего окружения. Задачи : Дать знания детям о родном селе: история, достопримечательности, люди, природа. Познакомить с именами тех, кто основал село. Расширить знания детей о флоре и фауне Тасеевского района. Воспитание бережного отношения к природе родного края. Воспитывать любовь к родному селу, району, умение видеть прекрасное, гордиться им. Познакомить с культурой и традициями Тасеевского района. Развить умение узнавать на фото знакомые объекты, знать их назначение. Развивать творческие способности детей. Воспитывать интерес и доброжелательное отношение к жителям села.

Слайд 5

Пути решения поставленных задач: Подготовка педагогического коллектива Освоение и введение новых форм работы с детьми Взаимодействие с родителями Взаимодействие с социумом Создание микро- и макро- развивающей среды

Слайд 6

Принципы построения педпроцесса Принцип развивающего обучения; Принцип взаимодействия с социальными институтами; Принцип личностно- ориентированного общения; Принцип тематического планирования материала; Принцип наглядности; Принцип последовательности; Принцип занимательности.

Слайд 7

Методы и приёмы, используемые для ознакомления дошкольников с родным краем Методы повышения познавательной активности (С.А. Козлова) (элементарный и казуальный анализ (причинные связи); сравнение; метод моделирования и конструирования; метод вопросов; метод повторения; решение логических задач; экспериментирование и опыты); Проектный метод (постановка вопросов, прогнозирование результатов, самостоятельное продуктивное творчество, синтезирование приобретённых знаний); Методы повышения эмоциональной активности (С.А. Козлова) (игровые воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры - драматизации; сюрпризные моменты; юмор и шутка, праздники, развлечения);

Слайд 8

Методы обучения и развития творчества (Н.Н. Поддьяков ) (Эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности; исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование); прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее, будущее); игровые приёмы; детское экспериментирование); Методы ТРИЗ (метод проб и ошибок, метод противоречий; метод мозгового штурма; метод контрольных вопросов; моделирование); Музейная педагогика (коллекционирование, виртуальные экскурсии, экскурсии, индивидуальная работа в мини-музеях)

Слайд 9

Формы сотрудничества с семьями воспитанников Анкетирование; Родительские собрания; Консультации; Оформление стендовой информации; Буклеты; Совместные праздники; Выставки народно-прикладного творчества; Реализация совместных проектов; «День семьи».

Слайд 10

Программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса по региональному компоненту в ДОУ В программе "Детство" региональный компонент осуществляется через мир социальных отношений, познавательное и эстетическое развитие. В разделе "Дошкольник входит в мир социальных отношений" формируются представления о семье, семейных и родственных отношениях. В разделе "Ребенок открывает мир природы" осуществляется обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой. В разделе "Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки" даются представления о разнообразии произведений русского народного искусства, осуществляется ознакомление детей с жизнью и произведениями выдающихся русских композиторов.

Слайд 11

В программе "Истоки" проблема патриотического воспитания осуществляется через познавательное и эстетическое развитие ребенка - дошкольника. Познавательное развитие включает такие разделы как "Мир, в котором мы живем", "Природа и ребенок". В рамках данных разделов происходит формирование начал самосознания ребенка-дошкольника и овладение элементарными сведениями по истории, географии и культуры Родины, воспитание поколения людей, осознающих себя в непрерывном контексте истории, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, воспитания бережного отношения к природе, ознакомление с отечественными произведениями живописи, графики, скульптуры и декоративно - прикладным искусством.

Слайд 12

Парциальные программы: " Приобщение детей к истокам русской народной культуры" (входит в учебно-методический комплекс программы "Детство"). Эта программа разработана ведущим научным сотрудником института педагогических инноваций РАО г. Москвы Князевой О.Л. Теоретическую основу программы составили положения Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно - нравственного и патриотического развития человека (И.А.Ильин, Д.С.Лихачев и другие).

Слайд 13

Программа "Непреходящие ценности малой родины" (Е.В. Пчелинцева ) - посвящена историко - культурному аспекту развития ребенка в возрасте от трех до семи лет. Создана на основе достижений современной науки и передового педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений Ивановской области. Определяет содержание и необходимые условия для становления на ранних этапах гражданских основ личности, ее патриотической, нравственно - этической и эстетической направленности, воспитания любви и уважения к своему народу, его культурному богатству и разностороннему таланту. Особенность программы - в интеграции исторических, экологических, эстетических, этических представлений ребенка на основе широкого приобщения к культурному наследию родной земли, народным традициям, самобытной природе родного края. Главный критерий отбора материала - краеведческая культура, искусство и история, факты и события как составные части общей национальной культуры России

Слайд 14

Программа "Развитие у детей представлений об истории и культуре" (Л.Н. Галигузова , С.Ю. Мещерякова) - разработана в соответствии со структурным компонентом государственного стандарта дошкольного образования "Развитие представлений о человеке в истории и культуре". Особое внимание в программе уделено непреходящим ценностям мировой цивилизации. Основная цель - формирование у детей старшего дошкольного возраста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов, развитие познавательной активности, творческих способностей. Программа "Патриотическое воспитание" разработана заведующей кафедрой Пермского государственного педагогического университета, доцентом, кандидатом педагогических наук Л.В.Пименовой. Программа состоит из нескольких блоков. Каждый блок включает календарное планирование: задачи, примерное содержание, совместная деятельность воспитателя с детьми: познавательная деятельность, художественная литература, игровая деятельность, продуктивная деятельность.

Слайд 15

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. В. А. Сухомлинский.



Предварительный просмотр:

Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников путем внедрения регионального компонента в образовательную программу ДОУ»

 Слайд №1 На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма. Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в настоящее время все чаще. Модернизация образования, выстраивая образовательные модели, отмечает необходимость проводить их с учетом регионального опыта и местных условий.

Слайд №2 О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации «Об образовании», один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» включает целый ряд мероприятий, направленных на эффективное использование традиционной народной культуры, музейной педагогики с целью совершенствования патриотического воспитания детей в ДОУ.

Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В соответствии с утверждением и введением в действие с 1 января 2014г. – Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ. В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Формирование гражданственности неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста. И коллектив детского сада определил что, именно внедрение регионального компонента, то есть, такого направления как «Краеведение», будет определять содержание вариативной части Образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса. Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых, их нравственно-патриотического воспитания.

Слайд № 3 Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Краеведение разнообразно, многолико и охватывает все отрасли знаний. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромное значение в становлении личности патриота. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природо-экологическим своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Концептуальным подходом в разработке данного блока является раннее формирование культуры ребенка, его личности, начиная с дошкольного возраста.

Слайд № 4 Цель и задачи работы.

Слайд № 5 Приступая, к работе по ознакомлению детей с родным городом, мы определили следующие пути решения поставленных задач: (таблица на слайде)-подготовка педагогического коллектива

-введение и освоение новых форм работы с детьми по данному направлению с учетом доминирующих целей базовой программы, разработка перспективных планов

- взаимодействие с родителями под девизом: их знания и любовь к Тасеевскому району должны передаваться детям;

- взаимодействие с социумом включает в себя тесный контакт с культурно-образовательными учреждениями социума: музеем Тасеевского района, библиотекой и др.

- создание микро- и макроразвивающей среды по данной теме, как то: уголки природы  в группах, мини – музей истории и архитектуры, мини-музей русского быта, пособия и материалы для родительского стенда, подбор наглядного материала по теме, электронные презентации и банк данных.

Слайд № 6 Принципы построения педпроцесса.

Вследствие осознания актуальности проблемы патриотического воспитания нами разработана система работы по ознакомлению с родным краем с учетом следующих принципов:

- принцип развивающего обучения: Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. (Л.С. Выготский)

- принцип взаимодействия  с социальными  институтами: Реализуется сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем, школой. Ознакомление с родным краем стало стержнем вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

- принцип личностно- ориентированного общения: партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

- принцип тематического планирования материала: предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам или направлениям.

- принцип наглядности: широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности – иллюстрации, слайды, фото пейзажей.

- принцип последовательности- принцип постепенного перехода от более простого ребенку, личностно значимого, к сложному – культурно-историческим фактам;

- принцип занимательности  - изучаемый материал должен быть интересный, увлекательный для детей

Слайды №7,8 Они направлены, прежде всего, на повышение познавательной и эмоциональной активности детей и осуществляются в рамках деятельностного подхода, т. е. в условиях выбора детьми той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном.

Слайд № 9 Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Мы глубоко убеждены, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. На этапе посещения ребенком дошкольного учреждения семья не должна уходить на второй план, передавая все приоритеты социальной адаптации, образования и развития детей педагогам. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.

В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д.

Опыт работы педагогов детского сада по данному направлению показывает, что в системе руководства патриотическим воспитанием, одним из наиболее эффективных и приемлемых является интегрированный метод, или метод проектов, так как он позволяет сочетать интересы всех его участников: педагогов, родителей, детей. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей с одной стороны использование разнообразных методов обучения, а с другой стороны – интегрирование знаний, умений. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем мире. Совместное творчество не только расширяет кругозор ребенка, но и воспитывает чувство любви к родному краю, уважение к людям другой национальности.

Работа по повышению педагогической грамотности шла параллельно с разработкой вариативной части Образовательной программы ДОУ

Слайд № 10, № 11- В системе дошкольного образования значительно расширилось программно - методическое обеспечение образовательного процесса.

Слайд № 12,№ 13, 14 – Парциальные программы Большое внимание в современных программах, особенно парциальных, уделяется приобщению детей к народной культуре как средству формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Слайд № 15 Поиск содержания, средств, методов, осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований - явление несомненно позитивное. Чем активнее поиск и больше идей, тем быстрее выйдем на новый уровень понимания одного из сложнейших направлений воспитательной работы дошкольного учреждения. Но все идеи, мысли и эксперименты требуют серьезного осмысления как теоретиками, так и практиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно –патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через внедрение регионального компонента в Образовательную программу ДОУ»

Очень важным для воспитания патриотических чувств - исторические знания.Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента. «Крым – наша малая Родина»

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной странойя, родным краем, родным городом их историей, достоприме...

Формы взаимодействия с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, с учетом регионального компонента в рамках проектной деятельности

В статье представлен опыт работы по взаимодействию ДОУ сродителями по воспитанию патриотического отношения детей к своей Родине,. Представлены формы работы....

Формы взаимодействия с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, с учетом регионального компонента в рамках проектной деятельности.

В статье обобщен опыт работы в тесном взаимодействии с родителями в рамках проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, которое невозможно без формирования знаний о т...

Современные подходы к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников через внедрение регионального компонента

Актуальность темы.Сегодня одной из самых актуальных проблем является воспитание в детях патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения - это самое первое звено системы образования. Оно призвано сф...