Использование мини-музеев и тематических выставок с целью развития речи дошкольников в рамках регионального компонента основной образовательной программы
презентация
Обогащение воспитательно-образовательного пространства группы и ДОУ новыми формами работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_-_muzei.pptx | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В региональный компонент основной образовательной программы нашего детского сада входит работа по проекту «Музейная педагогика в детском саду». Данная технология в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. Образование детей с использованием технологии музейной педагогики общедоступно, вариативно. Получение знаний детьми происходит в совместной деятельности со взрослыми, сверстниками и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Цель: обогащение воспитательно-образовательного пространства группы и ДОУ новыми формами работы с детьми. Задачи: Обогащение предметно-развивающей среды группы и ДОУ. Формирование у дошкольников представления о музее. Расширение кругозора дошкольников. Развитие познавательного интереса, логического мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы, речи, коммуникативных навыков воспитанников. Приобщение к духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство. Формирование представлений о родном городе, истоках Воронежского края, его культуре. Знакомство с бытом и традициями русского народа. Развитие сотрудничества ДОУ с родителями.
Мини-музей в детском саду - это особый вид детского музея. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их и называют «мини-музеями » . Слово «мини » отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать, с ними можно играть. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным .
Мини — музеи ДОУ: гр.2 - «Русский народный костюм» гр.3 - «Куклы наших предков» гр.4 - «Хохлома» гр.5 - «Гжель» гр.6 - «Куклы - обереги» гр.7 - «Рукодельница» гр.8 - «Часы» гр.9 - «Деревянные игрушки» гр.10 - «Костюм Воронежской губернии» гр.11 - «Ткань» гр.12 - «Измерительные приборы» гр.13 - «Деревянная посуда» Экспонаты мини — музеев применяются педагогами ДОУ в разнообразных видах деятельности, органично вплетаются в воспитательно-образовательный процесс ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Музейная педагогика дает большие возможности для решения задач речевого развития дошкольников. Согласно ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Использование экспонатов мини - музеев для речевого развития детей помогает: уточнить и обогатить активный словарь детей; развить связную речь; способствовать развитию речевого творчества; расширить представление об окружающем мире; развить любознательность и наблюдательность.
Мини – музей «Русский народный костюм» (группа № 2)
В дошкольном возрасте большую роль в развитии речи детей играют фольклорные произведения. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. З накомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Русские народные сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Именно в сказках встречаются первые незнакомые для детей слова, связанные с русским народным костюмом: сарафан, рубаха, кафтан, лапти. И именно экспонаты мини-музея нашей группы помогают детям наглядно познакомится с элементами русского народного костюма, узнать историю их создания. Мы стремимся к тому, чтобы ребенок осознавал смысл нового слова, его значение.
Закрепляем знания детей о новом предмете и в продуктивной деятельности.
Мини – музеи «Деревянная игрушка» (группа № 9), «Деревянная посуда» (группа № 13).
Наряду со сказками для развития речи детей используем малые формы устного народного творчества, а именно загадки, в которых в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Попробуйте отгадать загадки про экспонаты наших мини-музеев.
Сам дубовый, Пояс вязовый, А нос липовый.
Неприступная на вид, Подбоченившись стоит, А внутри-то, посмотри, Угощение найди!
Маленький черпачок, Красненький колпачок, Три раза в день берётся И опять на место кладётся.
Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка.
Любит наряжаться свечка В разноцветные колечки. Надевай скорее, ну же: Снизу шире, сверху уже.
Еще одной из малых форм устного народного творчества, способствующих развитию речи детей, являются скороговорки. Скороговорки учат чёткому и внятному произношению, помогают овладеть техникой речи. Предлагаю вашему вниманию скороговорки, в которых встречаются деревянные игрушки и посуда. У крошки-матрешки пропали сережки, Сережки Серёжка нашел на дорожке. У Андрюшки - игрушка, игрушка – погремушка. Мы посуду сами мыли, Наши руки были в мыле. Это-ложка, это чашка, В чашке гречневая кашка. Ложка в чашке побывала – Кашки гречневой не стало! Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска.
На примере экспонатов мини-музеев «Деревянная игрушка» и «Деревянная посуда» наряду с обогащением словарного запаса дошкольников, развиваем и лексико-грамматические компоненты речи. Для этого активно используем такие словесные игры: «Один - много» на закрепление именительного падежа единственного и множественного числа (пирамидка - пирамидки, ложка – ложки, миска - миски); «Много чего» на закрепление родительного падежа множественного числа (пирамидок, ковшей, ложек, мисок); «Из чего сделана» на закрепление знаний относительных прилагательных (пирамидка из дерева – деревянная, тарелка из стекла – стеклянная, машинка из металла - металлическая). То есть помимо деревянной посуды и игрушек обогащаем словарный запас за счет других видов посуды и игрушек. «Всё на места» на закрепление видов посуды по своему назначению: чайная, столовая, кухонная посуда.
При помощи экспонатов мини- музея «Деревянные игрушки» можно развивать мелкую моторику пальцев рук. Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Тематические выставки Для развития речи дошкольников наиболее актуальны и эффективны сменяемые в зависимости от календарно-тематического планирования ДОУ тематические выставки в «Центре книги». Цель таких выставок - углублять литературные интересы детей по той или иной литературной или общественно значимой теме, развивать связную речь. Тематика выставок очень разнообразна. Они могут быть посвящены литературным жанрам: «Русские народные сказки», «Сказки А. С. Пушкина», «Сказки К. Чуковского», «Былины»; лексическим темам: «Дикие животные», «Птицы», «Времена года»; важным событиям и датам: День флага, День города, День защитника Отечества, День космонавтики, День Победы и другим темам.
Таким образом, экспонаты мини-музеев и тематические выставки способствуют обогащению и активизации словаря, развитию смысловой стороны слова, формированию лексико-грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, речевого творчества, расширению представлений об окружающем мире.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи дошкольников имеющих проблемы в развитии
Данный материал был представлен на конкурс "Воспитатель года 2014 года"...
Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников» Подготовила воспитатель Ивченко Н.А.
Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процесс...
Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников»
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, ...
Выступление: ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС
Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формиров...
План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")
Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...
"Рекомендации логопеда по оснащению развивающей среды в группах ДОУ с целью развития речи дошкольников"
Рекомендации логопеда...
Алгоритм формирования индивидуальных целевых ориентиров по коррекции и развитию мыслительной деятельности в рамках индивидуальных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с задержкой психического развития
Представление опыта работы участников методического объединения учителей-дефектологов и воспитателей дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с особыми возможностями здоровья по создан...