Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников и реализации регионального компонента образовательной программы ДОО
консультация
Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников и реализации регионального компонента образовательной программы ДОО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников и реализации регионального компонента образовательной программы ДОО
Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Работа по патриотическому воспитанию в детском саду включает в себя работу с детьми, работу с родителями, оснащение предметно-развивающей среды группы и взаимодействие с социумом.
Методы нравственно-патриотического воспитания - пути, способы достижения заданной цели воспитания. Для классификации методов исследователи выделяют какое-либо одно основание. Например, активизацию механизма нравственного воспитания. Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы. Для формирования нравственного поведения детей целесообразно использовать упражнение, поручение ,требование, воспитывающие ситуации и положительный пример взрослого. Формированию нравственного сознания у дошкольников способствуют объяснение, внушение, просьба, этическая беседа, пример. К методам стимулирования можно отнести поощрение, соревнование, одобрение и награждение.
Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:
- Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств, способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.
- Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения
- Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.
- Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.
- Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок.
Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств
Технологии нравственно- патриотического воспитания.
Сегодня необходимо внедрять современные технологии в процесс патриотического воспитания детей. Существуют разнообразные технологии, некоторые из них представлены на слайде. Создаются инновационные методы патриотического воспитания путём использования технологий с применением компьютерной техники.
В настоящее время популярным развлечением для детей разного возраста становится игра-квест. Сегодня нередко используют такую форму организации мероприятий и в детском саду.
В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности детей. Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии, педагога, воспитанников и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Кроме того, мы должны признать, что привить ребёнку любовь к Родине гораздо сложнее, нежели обучить его навыкам чтения и письма. Важно, чтобы ребёнок осознал своё место в обществе и принадлежность к великой стране. Начальным шагом в этом направлении должно стать знакомство с родным краем — местом, где он ежедневно проживает. Именно через понимание своего района, города и его культурных особенностей формируются ключевые ценности. Вот почему включение регионального компонента в образовательный процесс имеет первостепенное значение.
Это позволит организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне доступном их пониманию.
В региональный компонент входит изучение родной природы, культурного наследия - памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, обрядов, фольклора, народных игр.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней в первую очередь с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Поэт Симонов в стихотворении «Родина» писал: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой еѐ ты в детстве увидал».
Для эффективной реализации регионального компонента необходимо выполнить ряд педагогических условий:
• Подготовить педагогический коллектив к реализации регионального компонента дошкольного образования.
• Создать развивающую предметно пространственную среду в ДОУ.
• Организовать эффективное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и социума.
• Интегрировать региональный компонент в образовательную деятельность.
• Организовать эффективное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Первое направление деятельности, работа с педагогами. Условием успешной реализации регионального компонента образования является его кадровое и научно-методическое обеспечение. Способность педагога связать базовый (инвариантный) компонент содержания образования с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, социальной, экологической и культурной спецификой, является одной из ценностей образования. Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.
, программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса по региональному компоненту в ДОУ. Авторские программы по патриотическому воспитанию с учѐтом регионального компонента и краеведения, которые могут быть использованы педагогами:
Подерина Оксана Вячеславовна Дополнительная общеразвивающая программа(Ачинск)
«Люблю свой край – люблю Россию» по нравственно-патриотическому воспитанию на основе православных традиций Красноярского края и России для детей от 3 до 7 лет
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.
- В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой Нравственное воспитание в детском саду.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Второе направление работы, для обеспечения реализации регионального компонента – развивающая предметно-пространственная среда.
Важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО: это могут быть мини музей, центр патриотического развития.
Третье направление, организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума. Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Это могут быть:
- Учреждения культуры;
- Школа, в которой может быть музей
- Библиотека
- Учреждения дополнительного образования
Четвертое направление работы, просмотры спектаклей и участие воспитанников в фольклорных и обрядовых праздниках. В ДОО проводятся Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др. мероприятия, которые позволяют формировать у ребят знания о традициях, обычаях родного края, его культуре.
Пятое направление работы, организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Важным аспектом реализации регионального компонента является взаимодействие с семьѐй, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса. В ДОО планируются совместные тематические праздники и выставки, участие родителей в конкурсах и акциях, общие тренинги и игры. Эта работа ведѐтся с целью оказания помощи мамам и папам лучше узнать историю и культуру родного края, проникнуться любовью к ним и передать эту любовь детям.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, поэтому в работе с воспитанниками всех возрастных групп можно использовать одни и те же темы, а вот содержание материала зависит от возраста воспитанников, оно постоянно усложняется с опорой на ранее изученное. Необходимо учитывать, что «погружение» детей в краеведческий материал должно проходить постепенно, от близких и понятных детям к далѐкому: от семьи к родному городу и далее к региону, стране. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.
Результативность работы по региональному компоненту заключается в том, что ребёнок приобретает знания о взаимосвязях между людьми, природой и культурой родного края, осознаёт свою национальную идентичность и социальную роль, обогащает словарный запас и развивает мышление, учится сотрудничать и проявлять инициативу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников путем внедрения регионального компонента в образовательную программу ДОУ»
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В соответ...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через внедрение регионального компонента в образовательную программу ДОУ»
выступление на педсовете...

презентация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через внедрение регионального компонента в образовательную программу ДОУ"
к высплению на педсовете...

Педсовет "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО"
Педсовет "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО"...

Педагогический совет. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО
Педагогический совет. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации регионального компонента образовательной программы ДОО...

«Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»
В своей работе мы хотим вас познакомить с традициями празднования разных народов проживающих на территории нашей Республики Адыгея старинного летнего праздника, связанного с водой: «Вардавар&raq...

Парциальная программа по нравственно – патриотического воспитания дошкольников на основе регионального компонента использование авторской поэзии «Вдоль по улице»
Цель Программы:Формирование и развитие основ нравственно – патриотического воспитания дошкольников на основе регионального компонента использован...
