НОД "Моя семья"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Коротина Алёна Александровна

Занятие, включающее не только закрепление знаний о семье, родственниках, правилах составления генеалогического древа, но и региональный компонент: формирование умение ориентироваться в пространстве (близлежащих общественных обьектах).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korotina_a.a._-_konspekt.docx46.96 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

"Моя семья"

(старшая группа)

Цель применения ИКТ в НОД:

  • формирование учебной мотивации воспитанников;
  • стимулирование познавательной активности.

Обоснование целесообразности использования ИКТ: презентация с использованием компьютерных технологий позволяет сформировать у детей целостное понимание и углубленное представление, связанное с изучаемой темой.  Так же на протяжении всего занятии компьютерная презентация  помогают удерживать внимание детей.

 

Цель в НОД:

  • воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной, «малой Родины».

Задачи приоритетной образовательной области:

        Познавательное развитие:

  • развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;
  • мыслить логически;
  • повторить способы и правила составления генеалогического древа;
  • формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
  • закреплять знание своего города, его достопримечательностей, улиц, на которых живут воспитанники;
  • закреплять знание своих имени и фамилии, имен родителей.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

 

       Социально–коммуникативное развитие:

  • формировать интерес к общению между взрослыми и детьми;
  • воспитывать умение работать в группе, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
  • воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям;
  • воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью;
  • совершенствовать умение ориентироваться в близлежащих общественных зданиях, на местности;
  • уточнить понятие «малой Родины».

       Речевое развитие:

  • совершенствовать речь, умение более точно характеризовать объект.

        Физическое развитие:

  • воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;
  • способствовать приобретению опыта в двигательной деятельности, направленного на развитие координации движений.

    Тип НОД: интегрированное тематическое занятие.    

   

Планируемые результаты НОД:

  • сформировать представления о семье, как о группе лиц, имеющих родственные отношения;
  • закрепить умение разбираться в родственных отношениях;
  •  в результате практического опыта делать логически-правильные выводы.

   Предпосылки УУД:

  • коммуникативные -  умение слушать взрослого и отвечать на вопросы, участвовать в совместной деятельности;
  • познавательные – умение воспринимать информацию, выделять существенные связи объектов окружающего мира;
  • регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и выполнять инструкции взрослого;
  • личностные – умение оценивать результаты своей работы и свои возможности.

Оборудование для педагога: мяч средний, презентация к НОД по теме «Моя семья», шарфики и обручи по количеству детей, фетровое дерево со съёмными листочками (с изображением членов семьи), аудиозапись «Песенка мамонтенка», «Шум моря», «Вьюга», расслабляющая музыка, мягкие игрушки: мамонтенок, слон, клубок ниток, паззлы с изображением улицы Шубиных, где стоит детский сад, здание детского сада, тц Ашан, тц Евроленд, библиотеки № 15, тц Салют, детской поликлиники, сбербанка на ул. Шубиных, гимназии № 3.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) 3 мин.

Цель этапа: создание положительного настроя, мотивация детей на образовательную деятельность.

Цель этапа: включение в образовательную деятельность.

Дети входят в зал. В зале установлено интерактивное оборудование.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите сколько гостей сегодня у нас в зале. Поздороваемся с ними?

Мы все за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Я - твой друг и ты - мой друг,

Как тепло нам стало вдруг!

Вы ребятки поросятки?

Ну а может Вы козлятки?

Котятки?

Мальчишки и девчонки?

У вас есть имя и фамилия?

Дети здороваются.

Воспитанники отвечают на вопросы воспитателя.

Дети называют свое имя и фамилию, получая от воспитателя мяч.

II. Основная часть.   20 мин

Цель этапа: развитие интереса детей, любознательности и познавательной активности; расширение знаний о семье, родственных отношениях.

Цель этапа: внимательно слушать и запоминать материал, предложенный воспитателем, отвечать  на вопросы, высказывать свое мнение.

(Слайд 1)  Сюрпризный момент – появление мамонтенка. (2 мин.)

  Цель: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на поставленные вопросы.

Ой, ребята, вы слышите, кто то плачет!

Ребята, вы узнали кто это?

Мамонтенок, почему ты плачешь?

Где мама у мамонтенка?

Кто же мама у мамонтенка? Как помочь ребенку?

Как вы думаете, на чем можно отправиться на северный полюс?

Чтобы нам выбрать транспорт, давайте отгадаем загадку:

Словно крылья паруса,

Это что за чудеса,

Не коптит и не шумит,

По волнам легко скользит.

Дети с интересом слушают музыкальное произведение

Предполагаемые ответы детей:

Мамонтенок.

Дети здороваются с мамонтенком.

Ушла за бананами, кормит других детей, мама на севере.

Слониха, мамонтиха. Нужно отправиться на северный полюс.

На самолете, корабле, автомобиле, поезде.

Кораблик.

(Слайд 2)  Физкультминутка «Кораблик». (1 мин.)

Цель: повышение и удержание  умственной работоспособность во время непосредственно образовательной деятельности, предупреждение утомления.  Обеспечение  кратковременного активного  отдыха.

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем!

Снова руки на колени,

А теперь немного лени….

Напряжение улетело,

И расслаблено все тело…

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко, ровно, глубоко…

Дети выполняют упражнение «Кораблик».

Дети расставляют ноги шире и прижимают их к полу.

Прижимают к полу правую ногу, а левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола.

Дети присаживаются на корточки, выполняют дыхательное упражнение.

(Слайд 3)  Сюрпризный момент – появление белой медведицы. (2 мин.)

Цель: активизировать словарь детей, закрепить знание имен и фамилий своих родителей.

Вот мы и добрались до Северного Полюса. Ой, как же тут холодно!!!

Ой, посмотрите, кто это ждет нас на льдине? Наверное это мама нашего мамонтенка!

Здравствуйте! Извините, вы, случайно, не мама нашего мамонтенка?

Мамонтенка??? Нет! Я никогда не встречала здесь мамонтов! А как зовут твою маму?

«Мама»

Ребята, как вы думаете, если бы мамонтенок знал имя своей мамы, он бы ее нашел?

А вы знаете имена своих мам?

А какая фамилия у ваших мам?

А кто, кроме мамы, всегда находится рядом с вами?

Как зовут ваших пап?

Мы с вами поняли, что у человека есть имя и фамилия, а что есть еще?

Назовите свое отчество?

Что же нам делать теперь, ребята, где искать маму для мамонтенка, если на севере ее нет?

На чем мы можем отправиться на юг?

Дети одевают шарфики.

Дети встречают белую медведицу.

Предполагаемые ответы детей:

Да.

Дети называют имена и фамилии своих мам.

Фамилия такая же, как и у ребенка.

Папа.

Дети называют имена отцов.

Отчество.

Отправиться на юг.

На льдине.

(Слайд 4)  Физкультминутка «В поисках мамы для мамонтенка». (2мин.)

Цель: повышение и удержание  умственной работоспособность во время непосредственно образовательной деятельности, предупреждение утомления.  Обеспечение  кратковременного

активного отдыха

По синему морю к зелёной земле

Плыву я на белом своём корабле,

На белом своём корабле,

На белом своём корабле.

Меня не пугают ни волны, ни ветер,

Плыву я к единственной маме на свете,

Плыву я сквозь волны и ветер

К единственной маме на свете.

Плыву я сквозь волны и ветер

К единственной маме на свете.

Дети встают в обручи и выполняют физическую разминку.

(Слайд 5)  Сюрпризный момент – появление обезьяны. (2 мин.)

Цель: активизировать словарь детей, сформировать понимание, что родители и дети похожи.

Вот мы с вами и приплыли на юг. Какая тут жара!

Посмотрите, какой тут лес! Ой а кто это сидит на дереве?

Наконец-то мы нашли маму нашему мамонтенку!

«Маму для мамонтенка?? Да! Да! Я его мама!»

Да как же нет, ребята, если она сама говорит, что она его мама!

«Да, да, И мех у меня такой же густой! И хвост коротенький!»

Так почему же мамонтенок не может быть сыночком обезьяны?

Так это что же? Обязательно ребенок должен быть похож на родителей? А вы чем похожи на своих родителей?

(Слайд 6-10 фотографии детей и родителей)

Дети снимают шарфики.

Предполагаемые ответы детей:

Обезьяна.

Нет.

Нет. У мамонта есть хобот и большие уши, и по размеру он большой! А обезьяна не такая.

Потому что не похож.

Дети отвечают.

(Слайд 11)  Игра «Волшебная фотография» (4 мин.)

Цель: закрепить знание своего отчества.

Нет, обезьянка, ты не мама нашему мамонтенку! А не знаешь ли ты, есть ли тут кто-то похожий на нашего мамонтенка, тот, кто мог бы быть ему мамой?

«Знаю. И обязательно схожу за ним. Найду и приведу! Но главное – не потеряться! А вы то сами хорошо знаете место, где живете?»

Ребята, а мы с Вами где живем?

А куда ходим каждый день?

На какой улице находится наш детский сад?

«Вот мы сейчас и проверим, как вы знаете те места, где живете!»

Что изображено на ваших картинках?

Где находятся все эти обьекты?

 «Молодцы, справились! Позову ка я вам на помощь мудрую сову, она то все знает в нашем лесу!»

Да.

г. Иваново

В детский сад.

Улица Шубиных.

Дети садятся за столы и собирают паззлы.

Дети рассказывают.

(Слайд 12)  Сюрпризный момент – появление совы. (1 мин.)

Цель: активизировать словарь детей, закрепить знание родственных отношений.

Не знаешь ли ты, Сова, есть ли в вашем лесу кто-то, кто мог бы быть мамой нашему мамонтенку?

«Кого кого вы ищете?»

«А вы сами-то знаете кто такие родственники?»

Дети здороваются с совой.

Предполагаемые ответы детей:

Маму, родителей, родственников.

Бабушки, дедушки, мамы, папы, тети…

Игра «Семейное древо» (2 мин.)

Цель: познакомить со способами и правилами  составления генеалогического древа.

«Посмотрите, сильный ветер растрепал мое дерево и все листики перепутались. Вы поможете мне разобраться в нем? »

Действительно, чтобы понять, кто кому приходится, нужно разобраться, кто откуда взялся.

Жила-была малышка девочка, потом выросла и стала…

Встретила она мужчину и у них образовалась…

Появились у них….

Дети росли и превратились в…..

А с родителями что произошло?

Девочка им кто?

А мальчик?

Мальчик для папы и мамы кто?

Папа для дедушки и бабушки кто?

Мама для дедушки и бабушки кто?

Девочка дочь для кого будет?

Девочка для мальчика в семье кто?

Мальчик для девочки?

Как вы хорошо разбираетесь в родственниках.

Что же получилось у нас?

(Слайд 13-14) Что такое генеалогическое древо? (2 мин.)

Цель: Активизация мыслительной деятельности, знакомство со способами хранения знаний о поколениях.

С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовывать свою «родословную» в виде дерева. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».

Так кто же такие родственники?

Если объединить все ваши ответы, то можно сказать, что род - это одна большая семья, куда входят еще и прабабушки и прадедушки и тети и дяди, и те, кого уже давно нет с нами.

Почему бабушки и дедушки расположились на дереве в самом низу?

А девочки и мальчики почему вверху?

«Детки, какие вы молодцы! Помогли мне мое дерево в порядок привести. Все родственники на своих местах, семья вся в сборе, крепкая, дружная, прямо как у вас в детском саду. Пойду я приведу вам того, кто уж больно похож на вашего мамонтенка!»

Да.

Дети прикрепляют к дереву листочки, на которых нарисованы родственники.

Женщиной

Семья

Дети

Подростков, мужчину, женщину.

Они постарели, стали бабушкой и дедушкой.

Внучка.

Внук.

Сын.

Сын.

Дочь.

Для своих мамы и папы.

Сестра.

Брат.

Семейное древо.

Родные люди.

Потому что они дольше всех прожили и многое знают, мы всегда обращаемся к ним по всем вопросам.

Потому что они самые молодые, а молодые ветки всегда сверху.

(Слайд 15) Игра «Ласковый клубок» (2 мин.)

Цель: организация отдыха от основной деятельности, активизация словаря детей.

Посмотрите-ка, ребята, сова улетела и оставила нам клубок ниток. Поиграем с ним, пока ее ждем?

Мы будем называть ласковые слова нашим родным и разматывать клубок.

Посмотрите, какая крепкая паутинка получилась у нас, как вы думаете, за счет чего она такая у нас крепкая?

Действительно, если держаться в семье друг за друга и помогать друг другу, говорить приятные слова, от этого семья будет только крепче.

А вот и мама для нашего мамонтенка!

Ребята, а может ли быть слониха мамой для мамонтенка?

Он нашел маму и это главное.

Да.

Дети называют ласковые слова и разматывают клубок, превращая его в крепкую паутинку.

Держим ее все вместе, говорим ласковые слова.

Может, мамонт это то же слон, только с севера, который жил давным давно.

III. Заключительная часть (рефлексивный этап) (2 мин.)

Цель этапа: подвести итоги занятия; организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.

Какие вы молодцы, ребята, не испугались и справились со всеми заданиями. Но нам пора возвращаться в детский сад.

Как, по вашему,  что самое трудное было сегодня? Что вам больше всего понравилось? О чем вы расскажете своим друзьям и родителям?

Дети делают расслабляющую гимнастику.

Ответы детей.

       Информационные ресурсы:

1. «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа» Сост. Гладышева Н. Н., М.: 2013г.

2. «Развитие связной речи детей. Образовательные ситуации и занятия. Старшая группа» Иванищина О. Н.,2013

3. Физкультминутка «Кораблик»: [Электронный ресурс]. URL: https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-pro-korablik.html (дата обращения 10.09.2018 г.)

4. «Программа развития эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет. Тематическое планирование, вариативные и развивающие занятия» Черняева А.В. 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....