Игра «Педагогический ринг»
методическая разработка на тему

Солуня Ирина Алексеенва

Тема: «Знатоки русского языка»

Цель: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_s_pedagogami.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Педагогический ринг»

Тема: «Знатоки русского языка»

Цель: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
  •  Способствовать созданию и сохранению в коллективе педагогов атмосферы психологического комфорта и творчества, желания делиться педагогическим опытом;
  • Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.

ВСТУПЛЕНИЕ

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Чтобы педагог мог не только компетентно обучать своих воспитанников, но и постоянно быть для них образцом грамотной и красивой речи, он должен обладать устойчивыми знаниями в области фонетики и морфологии, орфоэпии и грамматики, а так же постоянно применять эти знания на практике.

Мы предлагаем вам сегодня освежить в памяти знания, которые позволят вам развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух и формировать звуковую активность у дошкольников. Знания эти все мы получали в школе, в средних и высших учебных заведениях, поэтому многое уже позабылось.

Будем рады, если после проведения игры у вас возникнет желание и стремление совершенствовать свою речь и речь своих воспитанников.

Помогать в проведении игры, подсчитывать баллы будет компетентное жюри:

Итак, в нашей игре принимают участие три команды. Поэтому предлагаю разбиться на три команды.

  1. Конкурс «Представление»

Участники-педагоги тянут жребий, согласно которому происходит разделение педагогов на три команды. В течение минуты команда выбирает капитана, название команды и девиз.

  1. Конкурс «Блиц»

Каждой команде будут заданы короткие вопросы, жюри будет фиксировать правильные ответы и определит победителя в этом конкурсе.

  1. Чем отличается звук от буквы.
  2. Сколько в русском языке гласных букв? (десять)
  3. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).
  4. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).
  5. Сколько букв в слове «деньги»? (6)
  6. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука?(зеленым).
  7. Назовите слово из двух открытых слогов (вата).
  8. Назовите слово из двух закрытых слогов (картон).
  9. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).
  10. Сколько звуков в слове «съем». (4)
  11. Сколько гласных звуков в русском языке. (6)
  1. Конкурс «Артистизм»

От каждой команды необходимо выбрать самого артистичного представителя. (выбираются игроки). Игроку надо будет произнести фразу «Здравствуйте дети» с заданной интонацией:

- строго

- льстиво

- вопросительно

- радостно

- с сожалением

- плаксиво

- загадочно

- с угрозой

- стеснительно

       4. Конкурс «Орфоэпический»

Поставьте правильно ударение. Командам раздаются листы со словами, в которых участники должны проставить ударения.

1 команда.

 Звонит, каталог, торты, углубиться, мизерный, феномен, банты, баловать, ворота.

2 команда.

 Облегчить, о деньгах, диспансер, завидно, принудить, партер, жалюзи, договор, закупорить.

3 команда.

 Красивее, занял, сливовый, положить, шарфы, принял, включим, ножницами, мышление.

Мы предлагаем командам сделать взаимопроверку. Первая команда проверяет вторую, вторая – третью, а третья – первую. Правильные варианты на выданных листочках.

Правильные варианты:

  1. ЗвонИт, каталОг, тОрты, углубИться, мИзерный, фенОмен, баловАть, ворОта.
  1. ОблегчИть, о деньгАх, диспансЕр, завИдно, принУдить, партЕр, жалюзИ, договОр, закУпорить.
  1. ШАрфы, прИнял, включИм, нОжницами, бАнты, красИвее, зАнял, слИвовый,положИтьмышлЕние.

5.Конкурс «Путаница».

Задание: найти в пословицах, поговорках «озорные» звуки, стоящие не на своих местах, меняющие тем самым привычный смысл. Произнести правильный вариант пословицы

Занятого человека и грусть – доска не берет (тоска) д — т.

Родной куст и зайцу порог ( дорог) п – д.

Хозяин весел – и гости гады (рады) г — р.

Не тесто красит человека, человек тесто ( место) т – м

От глупого писка до беды близко (риска) п – р.

На ловца и дверь бежит ( зверь) д –з.

Лето дурное – зима с метелями ( бурное) д –б

На горе и шапка горит (воре) г – в.

По одежке протягивай ложки (ножки) л — н.

Море луковое ( горе ) м –г.

Верная указка – не кулак, а маска (ласка) м – л.

Без боли (соли) хлеб не еда. б-с

Комар ножа не подточит (носа) ж – с.

Врач на горе – весна во дворе (грач) в – г.

Больше дела, меньше снов (слов) н – л.

Чем рогаты, тем и рады (богаты) р – б.

Зима весну пугает, да все равно лает (пугает) т – л.

Забота не волк, в лес не убежит (работа) з – р.

6.  Конкурс «Рифмы».

Один из этапов формирование фонематических представлений у дошкольников – знакомство с рифмующимися словами и игры в рифмы. Давайте и мы с вами потренируемся в подборе рифм. У вас на листах написаны 4 слова (одинаковые у всех команд), чья команда подберет больше рифмующихся слов, та и получит больше баллов. Время – 2 минуты.

Звук, дети, игра, дом.

7. Конкурс «Фантазеры».

Следующее задание тоже можно использовать со старшими дошкольниками.

Задание: придумать предложение, в котором все слова начинаются на одну букву П (или звуки «п», «пь»). Чье предложение окажется длиннее.

8. Соревнование «Кто больше?»

Найти человека, который бы не знал и не использовал бы ни одного фразеологизма (устойчивое сочетание слов), не просто трудно, но и в принципе невозможно. Фразеологизмы используются нами ежедневно. Они помогают сделать речь педагога более богатой, образной, выразительной, динамичной, точной и эмоциональной.

Задание:  каждая команда должна записать как можно больше устойчивых оборотов с определенными словами. Например, к слову ГОЛОВА, можно подобрать следующие фрезеологизмы: человек с головой, вскружить голову, не сносить головы, как снег на голову, сломя голову, морочить голову, потерять голову, отвечать головой, голова идет кругом.

1 команда – ГЛАЗ

Мозолить глаза, говорить в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, как бельмо в глазу, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, с глазу на глаз, открыть глаза, смотреть чужими глазами.

2 команда – УХО

Держать ухо востро, покраснеть до ушей, развесить уши, слышать краем уха, ушки на макушке, пропустить мимо ушей, медведь на ухо наступил, навострить уши, прожужжать все уши, уши вянут, рот до ушей.

3 команда – ЯЗЫК

Язык без костей, тянуть за язык, язык проглотить, язык не поворачивается, язык до Киева доведет, острый на язык, злые языки, найти общий язык, держать язык за зубами, не сходить с языка, типун тебе на язык (типун – болезнь птиц – хрящеватый нарост на кончике языка).

9. Конкурс «С русского на русский».

Дети, к сожалению, довольно часто используют в своей речи слова – паразиты, сленговые и жаргонные слова, которые они слышат от родителей, от старших братьев и сестер, на улице. Даже сами педагоги нередко засоряют свою речь подомным мусором. Надо самим следить за тем, как мы разговариваем, надо стремиться, чтобы в детском саду дети слышали пример красивого литературного русского языка.

Мы предлагаем вам потренироваться в понимании и исправлении детских высказываний.

Задание: прочитать текст, заменить сленговые, жаргонные слова на слова, соответствующие литературному русскому языку.

Задание для команды № 1:

Если вы не в зуб ногой, и вдобавок вам что-то не по зубам, то не нужно понапрасну точить зубы, или же спорить зуб за зуб с тем, кто на этом деле зубы съел. Иначе вы попадете на зубок, и над вами могут даже скалить зубы.

Расшифровка:

Если вы ничего не знаете, и вам не хватает умения, не нужно понапрасну испытывать злобу или спорить, не уступая, с теми, кто имеет в этом деле большой опыт. Иначе вы станете предметом насмешек и над вами будут насмехаться.

Задание для команды № 2:

Чтобы случайно не сломать зубы, лучше не чешите зубы, а держите язык за зубами, и уж тем более не вздумайте заговаривать зубы родным и начальству. Никогда не старайтесь навязнуть в зубах, иначе на вас будут иметь зуб, а то и покажут зубы.

Расшифровка:

Чтобы случайно не потерпеть неудачу в чем-либо, не болтайте, не болтайте, а уж тем более не вздумайте обманывать родственников и начальство. Никогда не старайтесь надоесть, иначе к вам будут иметь неприязнь, а то и покажут готовность дать отпор.

Задание для команды № 3:

Один фитиль такое сморозил! Подкатывает к шкету: «Дай, - говорит, - велик погонять». Сел и почесал. «А тут училка. А он давай выпендриваться, варежку разинул, да как дерябнется». «Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек. А велик чикнулся. Во ржака!»

 Расшифровка:

 Один высокий парень такое натворил! Подходит к маленькому мальчику и говорит: «Дай велосипед покататься». Сел и поехал. Подходит учительница. Он решил похвастаться. Рот открыл и тут же упал. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек. А велик чикнулся. Во ржака! Сам с синяком. Учительница испугалась. Велосипед упал. Смешно!

10 задание "ФОНЕТИЧЕСКИЙ НАБОРЩИК"

Из слова " Ф О Н Е Т И К А " набрать и составить как можно больше слов:ФЕН, ФОН, КОТ, ТОК, НИТКА, КОНФЕТА, КИТ, КОФТА, ФАКТ, НОТА, АКТ, ФАНТИК, ТИК, КОФЕ, ТКАНИ, ОКНА и т. д.

Время – 2 мин.

В этом конкурсе мы снова предлагаем командам сделать взаимопроверку. Первая команда проверяет вторую, вторая – третью, а третья – первую. Команда, победившая в этом конкурсе, зачитывает свои слова.

Наша игра подошла к концу.

Дадим жюри время для подведения итогов.

А пока мы вас попросим поделиться впечатлениями о нашей сегодняшней встрече.

Итак, слово предоставляется жюри.

Вручение призов.

Закончить нашу с вами встречу мы хотим словами французского философа и писателя Вольтера: «Выучить несколько языков – дело одного или двух лет; а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни».

Спасибо за внимание!

До новых встреч!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «Педагогический ринг».

Тема игры «Влияние нетрадиционной техники рисования на формирование технических навыков детей». Цель: раскрыть роль педагога в формировании технических навыков в процессе изобразительной деятельн...

Деловая игра в форме «мозгового штурма» «Педагогический ринг» (нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста)

Деловая игра в форме «мозгового штурма»«Педагогический ринг» (нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста) Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по нравств...

Деловая игра "Педагогический ринг"

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математического развития подрастающего поколения. Проблема формирования и математического развития детей является одной ...

игра "Педагогический ринг"

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

Педагогический ринг "Сюжетно-ролевая игра"

Сюжетно-ролевая игра - естественная форма деятельности ребенка, в которой ребенок познает мир, самого себя, учится взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками, познает нормы человеческих взаимоот...

Педагогический ринг "Сюжетно-ролевая игра"

Сюжетно-ролевая игра это естественная форма деятельности ребенка, вкоторой ребенок познает мир, самого себя, учится взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, познает нормы человеческих взаимоотно...

Деловая игра "Педагогический ринг"

Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.         Задачи:  - повысить педагогическую комп...