Публикация в сетевом научно- методическом журнале "Образование Югории"
материал на тему

Галиуллина Дарья Александровна

Предварительный просмотр:

Галиуллина Дарья Александровна

музыкальный руководитель

МБДОУ ДС № 8 «Снеговичок»

«Взаимодействие музыкального руководителя с родителями через досуговые мероприятия».

Аннотация проекта: В данной статье раскрывается тема взаимодействия музыкального руководителя с родителями через досуговые мероприятия. Автор сформулировал цели, задачи, формы работы и эффективные методы взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников. Так же отдается предпочтение нетрадиционной форме как наиболее интересной и продуктивной форме сотрудничества. Описание опыта работы подтверждает необходимость приобщения детей к музыкальному искусству, при условии тесного контакта педагогов дошкольной организации с семьёй, социумом, социально-культурными учреждениями. 

Ключевые слова: квест-игра, карта-схема, конструктор, маршрутная карта, сказка-шумелка, мнемотаблица, досуг, нетрадиционные формы.

Актуальность проекта: Вопросы взаимодействия ребенка с окружающими актуальны не только в условиях детского сада, но и внутри семьи. Современным родителям не хватает времени на общение с собственным ребенком, а порой не достает и соответствующих знаний и умений, необходимых для полноценного общения и понимания ребенка.

Семья – это целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт “жизни среди людей”.

И, так как свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, очень важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ найти контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.

 В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и ФГОС — одной из основных задач, стоящей перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». 

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольной организации с семьёй, социумом, социально-культурными учреждениями. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОО наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.
        Чтобы реализовать принцип партнерства и учета интересов семьи, требуется определенная, нестандартная форма организации общения педагогов и родителей. Мы решили изучить эту проблему.  Так зародилась идея создания 
проекта под названием «Взаимодействие музыкального руководителя с родителями через досуговые мероприятия». Мы отдаем предпочтение нетрадиционной форме как наиболее интересной и продуктивной форме сотрудничества, при этом, не отвергая уже проверенные годами и зарекомендовавшие себя формы работы с родителями, а только дополняя их.

Музыкальные занятия проходят в утренний отрезок времени. Вечер досуга - во второй половине дня. В детском саду проводятся разнообразные развлечения. Условно их можно разделить на две группы.

К первой группе относятся развлечения, где дети выступают в роли слушателей и зрителей. Такие мероприятия обычно готовятся и проводятся взрослыми, а их содержание чаще носит познавательный характер.

Вторую группу  оставляют такие развлечения, где дети-сами активные участники и исполнители.

К промежуточной группе  относятся развлечения, в которых активное участие принимают родители.

Цель проекта - расширить диапазон методов взаимодействия с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса, используя интерактивные формы и методы.

Участниками проекта являются дети, родители, музыкальный руководитель, воспитатели старших групп ДОУ.

Новизна: Контингент современных родителей, сильно помолодел, изменились ценности, ритм жизни. Дети не слышат родителей, родители не понимают детей. Идет процесс отчуждения друг от друга, а ведь именно семья является первой и наиболее важной ступенью для вхождения маленького человека в жизнь.

Родителей, условно, можно разделить на три группы:
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:

  • активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей;
  • заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов.

Практика показала, что проведение совместных массовых мероприятий в детском саду - наиболее эффективная форма общения детей со своими родителями. Ведь совместное проведение досуга – одна из самых важных основ построения счастливой жизни, большая подпитка и для больших и для маленьких участников мероприятий. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Это объясняется  и  тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям:

  • увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;
  • приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Формы работы с семьями воспитанников:

  • Анкетирование
  • Презентации
  • Организация  «Дней открытых дверей»;
  • Совместное проведение досуга;
  • Театрализованные представления для детей с участием родителей;
  • Организация конкурсов  семейных талантов;
  • Нетрадиционное разучивание песен и стихов с помощью живых мнемотаблиц

Тематика вечеров досуга на каждый месяц может варьироваться по усмотрению педагога и запросам родителей. Проведение совместных занятий, досугов, способствует  решению  следующих задач:

  • способствует активному включению родителей в совместную культурно-досуговую деятельность.
  • развивает творческие способности и эстетический вкус детей и их родителей.
  • знакомит родителей с методами и приемами организации досуговой деятельности в семье.
  • формирует  позитивные, бережные взаимоотношения между детьми и родителями. 
  • обеспечивает  атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель – родитель; родитель – педагог; родитель – ребенок.

Досуговое направление в работе с родителями является самым привлекательным, востребованным, но и трудным в организации. Чтобы эти мероприятия  стали не только развлекательными, но и обучающими для детей и родителей, разработан определенный алгоритм подготовки к ним:

  • выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
  • консультации для родителей;
  • составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
  • распределение ролей взрослых;
  • изготовление пригласительных билетов, «афиш»;
  •  подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
  • индивидуальные встречи и консультации;
  • изготовление атрибутов, пособий, костюмов.

Существует немало форм организации совместного досуга педагогов и родителей. Предпочтение отдается нетрадиционным формам работы, как  наиболее интересны для родителей, а следовательно, и более эффективны. Такие как: совместные досуги, праздники, день открытых дверей, мастер – классы.

Нетрадиционные формы взаимодействия используемые нами, построены по типу телевизионных игр и развлекательных программ, и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к проблемам ребенка

В МБДОУ ДС №8 «Снеговичок» стала уже традиционной посещение родителями музыкальных занятий, так называемые открытые музыкальные занятия для родительских коллективов. Они дают взрослым возможность увидеть своих детей в процессе обучения всем видам музыкальной деятельности. Родители убеждаются в том, насколько серьезно проводится работа по развитию музыкальных знаний детей, формированию художественного вкуса, художественно – творческих способностей, накоплению знаний о музыкальном искусстве.

    На групповых собраниях в ДОУ разъясняем разнообразные вопросы организации музыкальной деятельности ребенка в семейных условиях: какую фонотеку подобрать ребенку, как организовать и провести день рождения или новогодний праздник дома, как научить самостоятельно слушать музыку, какие песни рекомендовать для самостоятельного изучения.

Для ознакомления родителей с работой ДОУ по музыкальному воспитанию, размещаю информацию для родителей на сайте МБДОУ ДС №8 «Снеговичок», http://snegovichok.edusite.ru  информация которого обновляется регулярно, в соответствии с назревшими вопросами. На своем личном сайте размещаю советы родителям, информацию о предстоящих детских мероприятиях, театрализованных представлениях, разрабатываю интерактивные игры, чтоб в интересной форме, закрепить пройденную тему дома вместе с родителями. Имеется обратная связь с родителями. https://nsportal.ru/galiullina-darya 

Традиционным в ДОУ стало проведение семейных праздников. Например, осенью совместно с воспитателями провели «Праздник урожая в кафе «Осеннее». Дети вместе с родителями принимали участие в различных конкурсах, например, «Угадай овощ на вкус»; «Расскажи, на чем играю». Заранее семьям ребят было дано задание «Приготовь осеннее блюдо», а в кафе предлагалось и детям и взрослым их продегустировать. Семьи соревновались в изготовлении бус для Осени – нанизывали на веревочку макаронные изделия. Этот конкурс приятно порадовал присутствующих, а главное, объединил семьи. Родители приняли участие в сказке-экспромте «Осенний листопад», где роли они выбирали с помощью жеребьевки. Дети и родители исполняли совместные пляски, играли в игры. Праздник получился домашним, уютным.

23 февраля в нашем детском саду не обходится без пап. В праздник включаем соревнования между командами мальчиков, которые возглавляют приглашенные главы семейств. Совместная деятельность вдохновляет ребят, они чувствуют себя по – настоящему защитниками Отечества.

На 8 марта мы проводим праздник по мотивам ток-шоу «»Поле чудес», «Устами младенца». Это предполагало сотрудничество с родителями через совместную деятельность – организация праздника, оформление зала, фотографирование детей, видеосъемка и т.д. Родители на празднике читали стихотворения, пели песни, играли на музыкальных инструментах. Во время проведения праздника, по окончании всех номеров, одна из мам решила порадовать всех присутствующих исполнением песни дуэтом с сыном.  Дети вместе с папами готовят мамам сюрпризы. Особенно трогательно в этом году прошла презентация слайд-шоу «Моя любимая мамочка». Все папы отозвались, принесли свои семейные фотографии

15 мая в нашей стране отмечается праздник «День семьи». В этот день мы проводим спортивно-музыкальные соревнования между командами, состоящими из членов семьи и дошкольников. На празднике проходят и дефиле нарядов, изготовленных своими руками и презентованных на празднике. Родители вместе с детьми поют частушки. Дети исполняют задорные пляски, и  песню «Что такое семья?». Это мероприятие стало толчком для совместного творчества детей и родителей, и впоследствии в дошкольном учреждении была организована музыкальная гостиная, составленная  из номеров, подготовленных детьми и их родителями. Данные мероприятия способствовали раскрытию творческих способностей, как детей, так и родителей, сплочению семей, созданию новых семейных традиций.

На протяжении всей истории общественного дошкольного воспитания театрализованная деятельность развивалась без учета семейного опыта.

В своей деятельности я стала привлекать родителей к исполнению ролей: родители с удовольствием исполняют роли Лисички  на осенних праздниках, куклы Кати. Роль Деда Мороза на новогоднем празднике исполнял папа. На выпускном утреннике мама с удовольствием побывала в роле Фиксика. Летом совместно с воспитателем пригласили исполнить роль Черепахи и Львенка из известного всем мультфильма старших сестренок наших ребят. Праздник получился ярким и впечатляющим.

По итогам таких праздников  совместно с родителями делаются альбомы с фотографиями. Все участники соревнований, обязательно награждаются призами и грамотами. В этом нуждаются и наши родители, поэтому наиболее активных участников совместных мероприятий мы награждаем грамотами, а детей подарками.

Содержательный  досуг – мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры. Именно с культурой досуга теснейшим образом связана духовность человека.

Таким образом, интерактивные методы и формы работы позволяют сделать родителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением. В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей, они стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

Квест – игра «Поиграй со мной мама»

«Родители реализуют ФГОС»

Совместная с родителями и детьми квест-игра «Поиграй со мной мама» АННОТАЦИЯ. В свете последних тенденций, когда вступил в силу ФГОС ДО, который базируется на основополагающих принципах:

• поддержка разнообразия детства;

• сохранение уникальности и само ценности детства, как важного этапа в общем развитии человека.

Реализация программ дошкольного образования происходит в специфических для дошкольников форме - в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности. Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.

Квест (заимствование англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»; изначально - один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей). В рамках эффективного взаимодействия с родителями в нашем саду было принято решение провести квест- игру для родителей и детей старшего дошкольного возраста, показав эффективные методы и игровые приемы, которые они смогли бы использовать для игр с детьми дома.

Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:

  Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

  Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.

 Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.

  Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.

 Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях

Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.

Оборудование: столы, стулья, указатели остановочных пунктов, маршрутные листы, наклейки для маршрутных листов, игровые наборы и материалы для демонстрации.

 Место проведения: музыкальный зал, холл детского сада, физкультурный зал.

СОДЕРЖАНИЕ И ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Для проведения игры было организовано семь остановочных пунктов со специальными указателями. Ребята вместе с родителями начали свое путешествие маршруту. Для каждой группы были созданы карты. Подходя к остановочному пункту, ребятам и родителям была предложена игра или другое мероприятие для ознакомления. Педагоги контролировали ход игры и помогали справляться с поставленной задачей.

 Первый остановочный пункт «Создавай со мной» был организован в холле детского сада. Ребятам предложили конструктор «ЗНАТОК» и схему сборки модели «Горящая лампочка». По мере преодоления задания, выдавалась наклейка, которую ребята вклеивали в маршрутную карту.

Второй остановочный пункт «Конструируй со мной». Ребятам предложили с помощью Лего и карточек-схем построить необходимые конструкции. По мере преодоления задания, выдавалась наклейка, которую ребята вклеивали в маршрутную карту.

Третий остановочный пункт «Учись со мной» был организован в одном из кабинетов детского сада. Ребятам и родителям предложили вырезать снежинки из бумаги. Предлагались схемы в помощь к заданию. По мере преодоления задания, выдавалась наклейка, которую ребята вклеивали в маршрутную карту.

Четвертый остановочный пункт «Двигайся со мной» был организован в спортивном зале детского сада. Родителям и ребятам инструктором ФИЗО была предложена разминка под музыку. По мере преодоления задания, выдавалась наклейка, которую ребята вклеивали в маршрутную карту.

 Пятый остановочный пункт «Твори со мной» был организован в кабинете педагога-психолога детского сада. Ребятам и их родителям предложили нарисовать картину красками с помощью нетрадиционной техники рисования коктейльными трубочками. По мере преодоления задания, выдавалась наклейка, которую ребята вклеивали в маршрутную карту.

Шестой остановочный пункт «Общайся со мной» был организован в холле детского сада. Педагогом - психологом были продемонстрированы коммуникативные игры, которые ребята с родителями весело провели. По мере преодоления задания, выдавалась наклейка, которую ребята вклеивали в маршрутную карту.

Седьмой остановочный пункт «Играй со мной» был организован в музыкальном зале. С помощью музыкального руководителя была разыграна сказка-шумелка. Ребятам предлагались различные музыкальные инструменты, в том числе сделанные самостоятельно из подручного материала, с помощью которых и разыгрывалось действие. По мере преодоления задания, выдавалась наклейка, которую ребята вклеивали в маршрутную карту. В результате данного мероприятия, родители смогли подчерпнуть для себя разнообразные приемы и методы для организации досуга со своими детьми дома.

Мероприятие было проведено в дружеской атмосфере и очень понравилось как детям, так и родителям. Участникам квеста были выданы памятные сертификаты участника и памятка для родителей « ВО ЧТО ПОИГРАТЬ С РЕБЁНКОМ ДОМА?»

Список литературы:

1.Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа Культурно-досуговая деятельность в детском саду: книга «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, Мозаика-Синтез,  2005. 207с;

2.Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей.– М.: Мозаика-Синтез, 2007. 144 с.;

3.Каплунова И, Новоскольцева И, «Досуги, праздники, развлечения в детском саду»,Санкт-Петербург, Невская нота,  2011. 270 с;

4.Поляков О.В. Праздники для именинников/ Волгоград: ИТД «Кори».- 96 с.;

5.Посашкова И. П. Организация творческой деятельности: информационно-методические материалы/- Волгоград: Учитель, 2009.-222с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в научно-методический журнал "Образование Югории" "Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

Аннотация. Рассматривается приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условия образовательного уч...

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств *

Статьи[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18479765","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"334"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":...

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации."Актуальные вопросы современной психологии и педагогики"

Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: материалы межвузовой  научно-практической конференции/ Под ред.к.п.н Барышевой Е.В., доцента, к.п.н Морозовой В.С. – Сергиев Посад: Ф...