Главные вкладки

    Статья в научно-методический журнал "Образование Югории" "Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС"
    статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Смаранди Матрёна Дмитриевна

    Аннотация. Рассматривается приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условия образовательного учреждения ДО.

    Ключевые слова. Коррекционное образование, психолого-педагогическое сопровождение, ограниченные возможности здоровья, качество образования, интеллектуальные способности, коррекционно-развивающая работа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_smarandi_m._d.doc72.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    УДК 376.1

    Матрена Дмитриевна Смаранди,

    воспитатель,

    МАДОУ ДСКВ «Сказка»,

    г. Покачи

    Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС

    Аннотация. Рассматривается приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условия образовательного учреждения ДО.

    Ключевые слова. Коррекционное образование, психолого-педагогическое сопровождение, ограниченные возможности здоровья, качество образования, интеллектуальные способности, коррекционно-развивающая работа.

    Мир особого ребёнка  он закрыт от глаз чужих.

    Мир особого ребёнка  допускает лишь своих.

    Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

    Мир особого ребёнка безобразен и красив.

    Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

    Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

    Почему он агрессивен? Почему не говорит?

    Мир особого ребёнка  он закрыт от глаз чужих.

    Мир особого ребёнка  допускает лишь своих! А.Н. Калиман

    • условиях современного российского образования уделяется большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое, в свою очередь, выделяет приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условия образовательного учреждения.

    Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность. А вот непосредственно само обучение (набор знаний и навыков) в образовательном учреждении остается на заднем плане. Это все сводится к вопросу о качестве образования.

    Каждый воспитанник дошкольного учреждения по-своему готов к школьному обучению на своем уровне развития. Это зависит от многих факторов, например, от интеллектуальных способностей, личностных качеств, в том числе и от ограниченных возможностей здоровья.

    • условиях дошкольного учреждения коррекционно-развивающая работа ведется группой специалистов, которые преследуют цели всестороннего развития


    воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей и психо-физических возможностей.

    Для полноценной картины рассмотрим понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания [6].

    • группы детей с ограниченными возможностями здоровья входят: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; − дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие); − дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); − дети с тяжёлыми нарушениями речи; − дети с задержкой психического развития; − дети с умственной отсталостью;

    −  дети с расстройством аутистического спектра [6].

    Исходя  из  выше  рассмотренной  системы,  психолого-педагогического

    сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения должна нести разрозненный метод обучения, где главной целью должно быть определение индивидуального маршрута коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [2].

    При реализации коррекционно-педагогической работы специалистами дошкольного учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать такие принципы ее организации, как:

    – единство диагностики и коррекции: наблюдение за динамикой развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах обучения и воспитания;

    – принцип этио-патогенетического подхода, с помощью которого определяется этиология, механизмы и структура дефекта при том или ином варианте ЗПР, что является основой для выбора оптимальной коррекционно-развивающей программы;

    – принцип комплексного подхода. Диагностическая часть программы включает медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое исследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции;

    – принцип качественного анализа результатов обследования;


    – принцип учета закономерностей онтогенетического развития при организации коррекционно-педагогической работы. Важно выявить качественное своеобразие психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, определить их уровень, чтобы выявить полноценную базу для коррекции

    • дальнейшего развития;

    – принцип единства коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка;

    – принцип единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития;

    – деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность ребенка является движущей силой развития, что ведущая деятельность в наибольшей степени способствует развитию ребенка [4].

    В организацию работы дошкольного учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья входит:

    1. Взаимодействие ДОУ с семьей лиц с ограниченными возможностями здоровья (разработка рекомендаций для родителей в соответствии с индивидуальными особенностями; работа с детско-родительской парой).
    2. Взаимодействие группы специалистов в процессе реализации коррекционно-развивающих задач.

    1. Проведение открытых занятий.

    Наше дошкольное образовательное учреждение является детским садом комбинированного вида. В нем функционирует комбинированная группа для детей

    • ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети зачисляются в эту группу по решению городской ПМПК и, конечно, с согласия родителей воспитанников (законных представителей).

    Главная цель дошкольного коррекционного воспитания является создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этом процессе ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой. И здесь актуальна проблема сочетаемости общеразвивающей и коррекционной программы ДОУ. Анализ последних лет показывает, что увеличивается количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Основную часть из таких детей составляет возрастная категория детей 5-6 лет, которые не овладели в нормативные сроки правильным звукопроизношением и составляют основную группу риска по неуспеваемости, хотя они имеют полноценный слух и развитый интеллект. В работе с детьми в комбинированных группах очень важно взаимодействие логопеда и воспитателя при организации коррекционно-образовательной деятельности в ДОУ.


    Возникающие проблемы, затрудняющие совместную деятельность воспитателя и логопеда:

    • совмещать программы «Коррекционного воспитания и обучения детей

    • общим недоразвитием речи (5-6 лет)» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной

    • основной общеобразовательной программой ДОУ;

    • нет единых требований к организации совместной деятельности воспитателя и логопеда в нормативных документах, методической литературе;

    • в рамках рабочего времени возникает сложность в распределении запланированной коррекционной работы и требований СаНПиНа;

    • отсутствует четкое деление функции между воспитателем и логопедом.

    Принципы слаженной работы учителя-логопеда и воспитателя:

    1. Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.

    1. Принцип единства диагностики непосредственного коррекционно-педагогического процесса.

    1. Принцип сотрудничества учителя-логопеда, воспитателя и детей.

    1. Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

    1. Принцип дифференцированного подхода к детям в процессе формирования правильной речи.

    Добиться поставленных задач можно только четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей, так как положительные результаты достигаются

    • тесном сотрудничестве.

    Преемственность в работе с детьми ОВЗ учителя-логопеда и воспитателей начинается с начала учебного года.

    Формы коррекционно-развивающей работы между специалистами в

    ДОУ:

    – беседы,

    – консультации,

    – семинары-практикумы,

    – открытые просмотры,

    – мастер-классы.

    Совместная деятельность логопеда и воспитателя делится на основные виды:

    1. Совместное планирование занятий воспитателя, которые обеспечат должное закрепление материала в разных видах деятельности детей.

    1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении, также составление плана совместной работы.


    1. Подготовка ко всем детским праздникам (предполагается, что логопед выбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

    1. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

    1. Разработка общих рекомендаций для родителей.

    • функции логопеда входит:

    – формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи;

    – изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;

    – совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;

    – работа над коррекцией звукопроизношения;

    – работа над коррекцией слоговой структуры слова;

    – формирование послогового чтения;

    – знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий;

    – обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений;

    – предупреждение нарушений навыков письма и чтения;

    – развитие психических функций, напрямую связанных с речью: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение.

    К функциям воспитателя относят:

    – пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов;

    – учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели;

    – системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов;

    – стабильное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики;

    – использование отработанных грамматических конструкций в ситуациях естественного общения у детей;

    – закрепление навыков чтения и письма;

    – формирование связной речи (такими методами, как заучивание стихотворений, текстов, потешек, знакомство с художественной литературой, работа с пересказами и составлением всех видов рассказывания);

    – закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;

    – развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

    Необходимые игры и упражнения:


    • дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций, подвижные игры с правилами;

    • упражнения для развития артикуляционного аппарата;

    • упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук;

    • упражнения, направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль над ними;

    • работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;

    • лексико-грамматические задания и упражнения по развитию связной речи.

    Использование ИКТ в работе логопеда и воспитателя:

    • проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня, по рекомендации логопеда, пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера;

    • использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, совместно проводимые воспитателем и логопедом, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня;

    • применение всевозможных логопедических игр и упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.

    Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиН:

    – использование новых моделей компьютера;

    – работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы);

    – проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 минуты на несколько секунд.

    Включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

    Положительные результаты в коррекции речи дошкольников достигаются только путем тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателей.

    Там самым согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия, к чему и стремится наш коллектив.

    Работа по данной системе психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает системный и непрерывный характер


    обучения каждого воспитанника, учитывая его индивидуальные особенности для коррекции, которая приводит к положительной динамике развития.

    Список литературы

    1. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте
    • учебное пособие для студентов вузов / В. В. Лебединский. – Москва : Академия,

    2006. – 144 с.

    1. Лизунова, Л. Р. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ : программно-методическое пособие. – Пермь : ОТ и ДО, 2010. –114 с.
    2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного Образования. – Москва : Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями.

    Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями и система взаимодействия спецалистов и педагогов ДОУ....

    Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом в процессе режимных моментов

    Содержание коррекционно-развивающей  работы,  в соответствии с Федеральными Государственным образовательным  стандартом  образования,   в настоящее время направлено на со...

    Особенности коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ

    Обобщение опытакоррекционно - развивающей работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях специализированного детского сада...

    Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

    Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность....

    Организация коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами в условиях логопункта общеобразовательного детского сада.

    Представлен опыт работы по теме "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами в условиях логопункта обшеобразовательного детского сада"....

    Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС

    Аннотация. Рассматривается приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условия образовательного уч...