Главные вкладки

    Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
    статья (старшая группа) на тему

    Смаранди Матрёна Дмитриевна

    Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ

    в условиях реализации ФГОС.

    Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

    Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

    Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

    Мир особого ребёнка безобразен и красив.

    Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

    Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

    Почему он агрессивен? Почему не говорит?

    Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

    Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
    А. Н. Калиман

    В условиях современного российского образования уделяется большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое в свою очередь выделяет приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условия образовательного учреждения.

    Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность. А вот непосредственно само обучение (набор знаний и навыков) в образовательном учреждении остается на заднем плане. Это все сводится к понятию о качестве образования.

    Каждый воспитанник дошкольного учреждения по своему готов к школьному обучению на своем уроне развития. Это зависит от многих факторов, например от интеллектуальных способностей, личностных качеств, в том числе и от ограниченных возможностей здоровья.

    В условиях дошкольного учреждения коррекционно-развивающая работа ведется группой специалистов, которые преследуют цели всестороннего развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей и психо-физических возможностей.

    Для полноценной картины, рассмотрим понятие  «дети с ограниченными возможностями здоровья» -  это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания[7].

    В группы детей с ограниченными возможностями здоровья входят:

    • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
    • дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);
    • дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
    • дети с тяжёлыми нарушениями речи;
    • дети с задержкой психического развития;
    • дети с умственной отсталостью;
    • дети с расстройством аутистического спектра [7].

    Исходя из выше рассмотренной системы, психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения должна нести разрозненый метод обучения, где главной целью должно быть определение индивидуального маршрута коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [3].  

    При реализации коррекционно-педагогической работы специалистами дошкольного учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать такие принципы ее организации, как:

     - единство диагностики и коррекции: наблюдение за динамикой развития воспитанников с  ограниченными возможностями здоровья в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение, для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах обучения и воспитания;

    -  принцип этио-патогенетического подхода, с помощью которого определяется этиология, механизмы и структура дефекта при том или ином варианте ЗПР, что является основой для выбора оптимальной коррекционно-развивающей программы;

    -     принцип комплексного подхода. Диагностическая часть программы включает медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое исследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции;

     - принцип качественного анализа результатов обследования;

     - принцип учета закономерностей онтогенетического развития при организации коррекционно-педагогической работы. Важно выявить качественное своеобразие психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, определить их уровень, чтобы выявить полноценную базу для коррекции и дальнейшего развития;

    - принцип единства коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка;

    - принцип единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития;

    - деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность ребенка является движущей силой развития, что ведущая деятельность в наибольшей степени способствует развитию ребенка [4].

    В организацию работы дошкольного учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья входит:

    1. Взаимодействие ДОУ с семьей лиц с ограниченными возможностями здоровья (разработка рекомендаций для родителей в соответствии с индивидуальными особенностями; работа с детско-родительской парой).
    2. Взаимодействие группы специалистов в процессе реализации коррекционно-развивающих задач.
    3. Проведение открытых занятий.

    Работа по данной системе психолого-педагогического сопровождения лиц  с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения, обеспечивает системный и непрерывный характер обучения каждого воспитанника с учетом его индивидуальных особенностей с целью коррекции, что приводит к положительной динамике развития.

    Список литературы:

    1. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Лебединский. - Москва: Академия, 2006. – 144 с.
    2. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР.-М.: Аркти, 2002.
    3. Лильина Е. Т. Особый ребенок / проблемы и решения  – М., 2002.
    4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина,                          А. Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т. В. Вох­мянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
    5. Скоролупова  О.А.,  Лобанова  Т.И.  «ФГОС  дошкольного  образования. Особенности   построения  образовательного  процесса  в  дошкольных образовательных организациях»   Просвещение, 2014 г.
    6. Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  дошкольного Образования.  -  М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
    7. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

     Материал подготовил

    воспитатель МАДОУ ДСКВ «Сказка» г. Покачи:  

    Смаранди Матрена Дмитриевна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации "Особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями в условиях реализации ФГОС"

    Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и...

    «Воспитание у дошкольников уважения к своим национальным особенностям через формирование любви к родному краю в условиях реализации ФГОС.»

    «Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества»...

    Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС

    Аннотация. Рассматривается приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условия образовательного уч...

    «Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

    В  условиях  современного  российского  образования  уделяется  большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое, в свою очередь, выделяет прио...

    Статья в научно-методический журнал "Образование Югории" "Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

    Аннотация. Рассматривается приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условия образовательного уч...