Главные вкладки

    Статья на тему:
    «Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

    Юзефяк Юлия Рашитовна

    В  условиях  современного  российского  образования  уделяется  большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое, в свою очередь, выделяет приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условия образовательного учреждения .

    Основной  задачей  по  данной  проблеме  является  обеспечение  успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность. А вот непосредственно само обучение (набор знаний и навыков) в образовательном учреждении остается на заднем плане. Это все сводится к вопросу о качестве образования. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx28.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

              В  условиях  современного  российского  образования  уделяется  большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое, в свою очередь, выделяет приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условия образовательного учреждения .

    Основной  задачей  по  данной  проблеме  является  обеспечение  успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность. А вот непосредственно само обучение (набор знаний и навыков) в образовательном учреждении остается на заднем плане. Это все сводится к вопросу о качестве образования.

    Каждый  воспитанник  дошкольного  учреждения  по-своему  готов  к школьному обучению на своем уровне развития. Это зависит от многих факторов, например,от интеллектуальных способностей, личностных качеств, в том числе и от ограниченных возможностей здоровья.

    В  условиях  дошкольного  учреждения  коррекционно-развивающая  работа ведется группой специалистов, которые преследуют цели всестороннего развития воспитанников  с  ограниченными  возможностями  здоровья  с  учетом  их индивидуальных особенностей и психо-физических возможностей.

    Для  полноценной  картины  рассмотрим  понятие  «дети  с  ограниченными возможностями здоровья»–это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению  образовательных  программ  вне  специальных  условий  обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или  постоянные  отклонения  в  физическом  или  психическом  развитии  и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания

    В группы детей с ограниченными возможностями здоровья входят:

    − дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

    − дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);

    − дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

    − дети с тяжёлыми нарушениями речи;

    − дети с задержкой психического развития;

    −дети с умственной отсталостью;

    −дети с расстройством аутистического.

               Исходя  из  выше  рассмотренной  системы,  психолого-педагогического сопровождения  лиц  с  ограниченными  возможностями  здоровья  в  условиях образовательного учреждения должна нести разрозненный метод обучения, где главной  целью  должно  быть  определение  индивидуального  маршрута коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    При  реализации  коррекционно-педагогической  работы  специалистами дошкольного  учреждения  с  детьми  с  ограниченными  возможностями  здоровья необходимо учитывать такие принципы ее организации, как:

    – единство диагностики и коррекции: наблюдение за динамикой развития воспитанников  с  ограниченными  возможностями  здоровья  в  условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей,  методов  и  конкретного  содержания  на  различных  этапах  обучения  и воспитания;

    – принцип  этио- патогенетического  подхода,  с  помощью  которого определяется  этиология,  механизмы  и  структура  дефекта  при  томили  ином варианте  ЗПР,  что  является  основой  для  выбора  оптимальной  коррекционно-развивающей программы;

    –принцип  комплексного  подхода.  Диагностическая  часть программы включает  медицинское,  психологическое,  педагогическое,  логопедическое исследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции;

    – принцип качественного анализа результатов обследования;

    –принцип  учета  закономерностей  онтогенетического  развития  при организации коррекционно-педагогической работы. Важно выявить качественное своеобразие  психического  развития  детей  с  ограниченными  возможностями здоровья, определить их уровень, чтобы выявить полноценную базу для коррекции и дальнейшего развития;

    –принцип  единства  коррекции  и  развития.  Это  значит,  что  решение  о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка;

    –принцип единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития;

    –деятельностный  принцип  осуществления  коррекции. Этот  принцип определяет  выбор  средств,  путей  и  способов  достижения  поставленной  цели. Деятельностный  принцип  основан  на  признании  того,  что  именно  активная деятельность  ребенка  является  движущей  силой  развития,  что  ведущая деятельность в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

    В организацию работы дошкольного учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья входит:

    1.Взаимодействие ДОУ с семьей лиц с ограниченными возможностями здоровья  (разработка  рекомендаций  для  родителей  в  соответствии  с индивидуальными особенностями; работа с детско-родительской парой).

    2.Взаимодействие  группы  специалистов  в  процессе  реализации коррекционно-развивающих задач.

    3.Проведение открытых занятий.

    Главная цель дошкольного коррекционного воспитания является создание максимально  комфортных  условий  для  интеграции  ребенка  с  ограниченными возможностями здоровья в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этомпроцессе ребенка и его семьи психолого-педагогической  поддержкой.  И  здесь актуальна  проблема  сочетаемости общеразвивающей  и  коррекционной  программы  ДОУ.  Анализ  последних  лет показывает, что увеличивается количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Основную часть из таких детей составляет возрастная категория детей 5-6лет, которые не овладели в нормативные сроки правильным звукопроизношением и  составляют  основную  группу  риска  по  неуспеваемости,  хотя  они  имеют полноценный слух и развитый интеллект. В работе с детьми в комбинированных группах очень важно взаимодействие логопеда и воспитателя при организации коррекционно-образовательной деятельности в ДОУ.

    Возникающие  проблемы,  затрудняющие  совместную  деятельность воспитателя и логопеда:

    • совмещать программы «Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5-6 лет)» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой ДОУ;

    • нет  единых  требований  к  организации  совместной  деятельности воспитателя  и  логопеда  в  нормативных  документах,  методической литературе;

    • в  рамках  рабочего  времени  возникает  сложность  в  распределении запланированной коррекционной работы и требований СаНПиНа;

    • отсутствует  четкое  деление  функции  между  воспитателем  и логопедом.

    Принципы слаженной работы учителя-логопеда и воспитателя:

    1.  Принцип  комплексного  подхода  к  организации  коррекционно-педагогического процесса.

    2. Принцип  единства  диагностики  непосредственного  коррекционно-педагогического процесса.

    3. Принцип сотрудничества учителя-логопеда, воспитателя и детей.

    4. Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

    5. Принцип  дифференцированного  подхода  к  детям  в  процессе формирования правильной речи.Добиться поставленных задач можно только четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей, так как положительные результаты достигаются в тесном сотрудничестве.

    Преемственность в работе с детьми ОВЗучителя-логопеда и воспитателей начинается с начала учебного года.

    Формы  коррекционно-развивающей работы  между  специалистами  в ДОУ:

    – беседы,

    – консультации,

    – семинары

    - практикумы,

    – открытые просмотры,

    – мастер-классы.

       Совместная деятельность логопеда и воспитателя делится на основные виды:

    1.  Совместное  планирование  занятий  воспитателя,  которые обеспечат должное закрепление материала в разных видах деятельности детей.

    2. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном  дошкольном  учреждении,  также  составление  плана  совместной работы.

    3. Подготовка ко всем детским праздникам (предполагается, что логопед выбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

    4. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

    5. Разработка общих рекомендаций для родителей.

    В функции логопеда входит:

    – формирование  правильного  речевого  дыхания,  чувства  ритма  и выразительности речи, работа над просодической стороной речи;

    – изучение  уровня  речевых,  познавательных  и  индивидуально-типологических  особенностей  детей,  определение  основных направлений  и содержания работы с каждым из них;

    – совершенствование  фонематического  восприятия  и  навыков  звукового анализа и синтеза;

    – работа над коррекцией звукопроизношения;

    – работа над коррекцией слоговой структуры слова;

    – формирование послогового чтения;

    – знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий;

    – обучение  связной  речи:  развернутому  смысловому  высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений;

    – предупреждение нарушений навыков письма и чтения;

    – развитие психических функций, напрямую связанных с речью: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение.

    К функциям воспитателя относят:

    – пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической темев процессе всех режимных моментов;

    – учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели;

    – системный  контроль  над  поставленными  звуками  и  грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов;

    – стабильное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики;

    – использование отработанных грамматических конструкций в ситуациях естественного общения у детей;

    – закрепление навыков чтения и письма;

    – формирование  связной  речи  (такими  методами,  как  заучивание стихотворений,  текстов,  потешек,  знакомство  с  художественной  литературой, работа с пересказами и составлением всех видов рассказывания);

    – закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;

    – развитие  понимания,  внимания,  памяти,  логического  мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

    Необходимые игры и упражнения:

    • дидактические  игры,  игры  с  пением,  элементы  игр-драматизаций,подвижные игры с правилами;

    • упражнения для развития артикуляционного аппарата;

    • упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук;

    • упражнения,  направленные  на  автоматизацию  и  дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль над ними;

    • работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;

    • лексико-грамматические задания и упражнения по развитию связной речи.

    Использование ИКТ в работе логопеда и воспитателя:

    • проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня, по рекомендации логопеда, пальчиковых  игр  с  детьми,  дыхательных  упражнений  с  использованием компьютера;

    • использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, совместно проводимые  воспитателем  и  логопедом,  а  также  для  закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня;

    • применение  всевозможных  логопедических  игр  и  упражнений  на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.

    Логопедические  занятия  с  применением  компьютерных  программ  и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиН:

    – использование новых моделей компьютера;

    – работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы);

    – проведение  гигиенической  гимнастики  для  глаз,  во  время  работы периодически  переводим  взгляд  ребенка  с  монитора каждые  1,5-2  минуты  на несколько секунд.

    Включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно- пространственных отношений. Положительные результаты в коррекции речи дошкольников достигаются только путем тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателей.

    Там самым согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при  организации  игр,  занятий,оздоровительных  мероприятий  и  других  видов деятельности,  выработка  единых  педагогических  установок  по  отношению  к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия, к чему и стремится наш коллектив.

    Работа по данной системе психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными  возможностями  здоровья  в  условиях  дошкольного образовательного учреждения обеспечивает системный и непрерывный характер обучения каждого воспитанника, учитывая его индивидуальные особенности для коррекции, которая приводит к положительной динамике развития.

    Список литературы

    1. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебноепособие для студентов вузов / В. В. Лебединский. –Москва :Академия, 2006. –144 с.

            2. Лизунова,Л. Р.Организация единого образовательного пространства для детей  с  нарушениями  речевого  развития  в  условиях  ДОУ: программно-методическое пособие. –Пермь : ОТ и ДО, 2010. –114с.3. Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартдошкольного Образования.–Москва: Центр педагогического образования, 2014. –32


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

    Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность....

    Методическое пособие для воспитателей ДОУ "РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

    Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный пери...

    Работа с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДОО

    В данной работе я раскрываю формы работы с родителями своих воспитанников в ДОУ. Какие формы мы используем в своей работе....

    Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС

    Аннотация. Рассматривается приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условия образовательного уч...

    Опыт работы с детьми ОВЗ в условиях ДОУ

    В материале рассказывается об особенностях работы с детьми ОВЗ, приведены основные направления работы воспитателя, по коррекционной работе....

    Статья в научно-методический журнал "Образование Югории" "Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

    Аннотация. Рассматривается приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условия образовательного уч...