Отчет Развитие речевых навыков в театрализованной игровой деятельности детей первой младшей группе.
материал (младшая группа) на тему

Зубкова Людмила Владимировна

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества - театрализованная игра не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, учит детей думать творчески, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение
детский сад  «Золушка»  г. Холмска муниципального образования
«Холмский городской округ» Сахалинской области

Отчет

Развитие речевых навыков в театрализованной игровой деятельности детей первой младшей группе.

Воспитатель: Зубкова Л.В.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества - театрализованная игра не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, учит детей думать творчески, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь.

Известно, что ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать - познавать - творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка - игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

Педагогическая целесообразность использования театрализованных игр в обучении и воспитании детей объясняется тем, что это позволяет на деле повысить уровень развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованные игры всесторонне развивают ребенка:

– формируя знания об окружающем мире;

– активизируя и расширяя у детей словарный запас, совершенствуя у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность;

– развивая у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);

– воспитывая у малышей интерес к театрально-игровой деятельности;

– совершенствуя у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;

– развивая эмоционально-волевую сферу ребенка.

        Участвуя в театрализованных играх, ребенок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованные игры ввела составной частью в занятия не только по развитию речи, но с успехом использовала на занятиях по художественной литературе, познавательного цикла и др. Формы проведения занятий различны: это и спектакль, сказки, путешествия и т. д. При организации занятий продумываю сюжет, персонажей, атрибутику. Театрализация занятий привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Схема построения занятий зависит от цели занятия: введение в тему, создание эмоционального настроя; театрализованные игры, упражнения, этюды на развитие словаря, звуковой культуры речи, овладение связной речью по теме занятия, в конце занятий всегда эмоционально-занимательные театрализованные игры, которые обеспечивают успешность любой деятельности.

       Для развития выразительности речи необходимо создавать такие условия, в которых ребенок сможет не только получать знания, но и перерабатывать их и выражать свое отношение к ним. Поэтому была продумана и создана развивающая среда для детей, насыщенная разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующие становлению театрально-игровой деятельности и развитию речи. Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Так, в первой младшей группе на занятиях я широко использовала настольный театр игрушек, картинок, театр на фланелеграфе. Начала свою работу с составления плана. Определила основные направления развития речи детей, используя театрализованные игры.

Решала следующие задачи:

- развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

- обогащать и активизировать словарь детей;

- воспитывать правильное звукопроизношение;

- учить детей диалогу;

- стимулировать желание повторять выразительные средства для создания игрового образа (мимика, жесты, движения, интонация).

     В первой младшей группе темы театрализованных игр имеют непосредственное отношение к жизни ребенка в детском саду и в семье: «Кукла Маша обедает», «Катя собирается на прогулку», «Девочка чумазая», «Веселый праздник»; сказочная тематика: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и т. д. Сказки приходили к детям с театром Петрушки, куклами бибабо, настольным театром, в которых роль сказочного персонажа исполняла я сама. У малышей появлялось желание подпевать, повторять, изображать какие-то движения в такт музыки.

        Чтобы обучение шло успешно, я стараюсь предусмотреть следующие моменты:

- положительное отношение ребенка к усвоению программного материала на занятиях;

- непосредственно чувственное ознакомление с предметами и материалами;

- активность детей на занятиях, которая в младшем возрасте становится более целеустремленной и избирательной;

- эмоциональность общения взрослого с ребенком, рост понимания речи и активное использование ребенком собственной речи.

     Сначала исполнителем всех ролей была я сама. Мой голос, спокойный и доверительный, радостный или грустный, уводил детей в сказку. Характер персонажей выражала голосом, походкой. Важным условием успешного применения театрализованных игр на речевых занятиях являлась также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражалась в повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов.

       Использую следующие игровые приемы:

использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания («Вдруг появляется кто-то, прислушались... и услышали...»);

 имитационные движения с элементами звукоподражания (дети изображают большие и маленькие колеса, лягушку-маму и лягушку-ребенка и др.);

 чтение художественных произведений со звукоподражаниями (веселые песенки, потеши, загадки);

 использование наглядного материала (игрушки, картинки, персонажи кукольного театра и др.).

        Так, например, инсценируя песенку «Самолет», дети имитировали полет самолета. Раздвинув руки в стороны и, покачивая ими, как крыльями самолет, они подпевали со мной: «У - у-у-у — я лечу в Москву». Или, играя в игру «Вышли зайки на лужок», дети имитировали движения зайчиков: зайки прыгают, зайки роют лапкой корешок. Если на первых занятиях дети только слушали и выполняли действия, задания, то на четвертом занятии дети превращались из пассивных слушателей в активных участников беседы. Их речь заметно активизировалась, дети стали вступать активно в речевое взаимодействие не только со мной, но и со сверстниками.

      Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей, даже с низкими речевыми способностями. Дети принимают занятия с удовольствием, активно участвуют в них. Одним из эффективных методических приемов являются коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами в лесу и все мы медведи - ищем мед!» или «Мы - хитрые лисоньки». Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных не было - все дети изображали злого волка, смелого петуха, хитрую лису и т. д. Я сопереживала вместе с детьми, повторяла движения и голоса героев сказки, а дети, в свою очередь, подражая мне, закрепляли звуки, запоминали определенные слова, учились отвечать на вопросы. А принесенные в группу костюмы, шапочки, маски, атрибуты к сказке делали игру эмоциональней и искренней. Использование на занятиях театрализованных игр как основной формы развития речевых умений у детей младшего дошкольного возраста доказало эффективность использованных методических приемов.            

   Для успешного решения этих задач я создала в группе театральную зону, куда входят разные виды театра. Они дают ребенку свободу выбора на любимое занятие.

Итак, специально организованные театрализованные игры позволяют развить речь детей дошкольного возраста, что является одной из основных проблем воспитания детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по театрализованной деятельности детей первой младшей группы

Презентация для родителей по театрализованной деятельности детей первой младшей группы...

«Поможем божьей коровке». Интегрированное занятие по театрально-игровой деятельности в первой младшей группе. Художественно-эстетическое развитие.

 Цели: учить детей внимательно наблюдать за кукольным представлением, узнавать кукол изображающих различных насекомых, эмоционально откликаться на разнохарактерные музыкальные произведения.  Вызвать и...

«Поможем божьей коровке». Интегрированное занятие по театрально-игровой деятельности в первой младшей группе. Художественно-эстетическое развитие.

Цели: учить детей внимательно наблюдать за кукольным представлением, узнавать кукол изображающих различных насекомых, эмоционально откликаться на разнохарактерные музыкальные произведения. Вызват...

Конспект занятия по совместной деятельности взрослых и детей (игровая деятельность) в первой младшей группе. "Теремок"

Конспект занятия по совместной деятельности взрослых и детей (игровая деятельность) в первой младшей группе. "Теремок"...

рекомендации по развитию игровой деятельности детей первой младшей группы

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе....

План работы по самообразованию по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности» в первой младшей группе.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т...