Педагогическая технология "Люби и знай свой отчий край"
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Базой формирования патриотизма являются чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве род­ной, естественной и привычной среды обитания человека.

В процессе целенаправленного патриотического воспитания предметом ос­мысления становится развитие чувства привязанности к отеческим ценностям и на их основе формирование убеждения и готовности действовать соответствующим образом.

Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой - сохранение культурной самобытности каждого на­рода, входящего в состав России.

Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, к детскому саду, селу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmat_word_2.docx502.42 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 с. Кабанск»

 

 

Воспитателя

Ивановой Нины Трофимовны.


C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\скан\КВД 059.jpg

Пояснительная записка

              Работа осуществляется на основе «Программы дошкольного образования «От рождения до школы» ФГОС под. Редакцией Н.Е.Вераксы,  Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, опыта работы, изложенного в пособии JI.A. Кондрыкинской «С чего начинается Родина», а также с учетом региональных условий.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Базой формирования патриотизма являются чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

В процессе целенаправленного патриотического воспитания предметом осмысления становится развитие чувства привязанности к отеческим ценностям и на их основе формирование убеждения и готовности действовать соответствующим образом.

Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, к детскому саду, селу.

Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в дошкольном образовательном учреждении по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей.

Взрослые (педагог и родители) должны учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу - значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

Проблема патриотического воспитания нашла отражение в работах К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, В.А. Запорожеца, Р.С.Буре, Н.И.Болдырева и др., но их исследования посвящены отдельным ее аспектам - народности воспитания, формирования гражданственности, воспитанию интернациональных чувств и т.д.

С нашей точки зрения в педагогическом процессе необходимо уделять большое внимание целостности развития личности, обладающей качествами гражданина - патриота своей Родины. 

Важное место в данном процессе занимает ближайшее природное, социокультурное окружение, использование которого научно обосновано в трудах.

Л.И. Новиковой, В.Г. Нечаевой, Т.А.Макаровой, К.Белой, Л.А Кондрыкинской, В.А.Сухомлинского, Ю.Е.Антонова, Л.Левина, О.Розова, Е.И.Щербакова, М.Д. Маханева.

Взрослые (педагоги и родители) должны учитывать особенности макро- и микросреды, воспитывая у детей любовь к Родине, республике, родному селу, основываясь на особенностях регионального компонента.  

В процессе становления патриотических чувств ребенка особую социально - педагогическую значимость приобретает ведение регионального компонента в содержание воспитательно -  образовательной работы в ДОУ.

В связи с этим цель нашей работы заключается в создании оптимальных педагогических условий нравственно - патриотического воспитания личности ребенка в процессе ознакомления с родным краем.

Задачи:

∙ Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, малой Родине, своей стране.

∙ Формирование у дошкольников общечеловеческих качеств в условиях социокультурного окружения.

∙ Формирование системных знаний в процессе ознакомления детей с историей родного края (села, республики, страны).

∙        Формирование элементарных представлений о государственных символах (герб, флаг, гимн).

∙ Развитие у ребенка чувства толерантности.        

Для решения поставленных задач важно обеспечить соблюдение следующих условий:

- организация предметно-развивающей среды с учетом избранного направления;

- использование игровых приемов в привитии социальных чувств и нравственно-патриотических представлений;

 - ознакомление детей с социокультурными традициями родного края;

- интеграция разнообразных видов детской деятельности;

- установление взаимосвязи в системе «педагог - родители».

Содержание педагогической технологии строится на основе следующих педагогических принципов:

       Воспитывающего  характера  обучения;

    - Единства и целостности воспитательного процесса;

     - Систематичности и последовательности;

-      Учета индивидуальных и возрастных особенностей.

В организации педагогического процесса мы учитываем и такие современные принципы, как:

  • деятельностный подход;
  • интегративность;
  • гуманистичность;
  • Региональность.

Педагогическая технология «Люби и знай, свой отчий край» ориентирована на привитие детям необходимых социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма.

Дифференциацию обучения, более конкретный учет уровня воспитанности и активности детей обеспечивает использование фронтальных, подгрупповых, индивидуальных форм работы, специально организованных игровых упражнений, наблюдений, дидактических игр, занятий, трудовой деятельности

Особое внимание уделяется применению активных методов воспитания (игровые упражнения, участие в разнообразных видах деятельности и др.), которые помогают воспитывать дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, уважение к старшим, любовь к родному краю и т.д.; наглядности (иллюстрации, фотографии, картины, репродукции, макеты, литературно-игровые персонажи, просмотры диафильмов, видеофильмов, государственная символика, географические карты, глобус, альбомы и др.)

       Большую помощь по воспитанию нравственно-патриотических чувств оказывают произведения художественной литературы, музыки, изобразительного искусства (А. Пушкин, А. Фет, А. Блок, JI. Кассиль, С. Баруздин, Д. Шостакович, Н. Римский - Корсаков, С. Прокофьев, П.Чайковский, А. Пластов, И.Грабарь, К. Юон, В. Васнецов и т.д.)

С учетом экспериментальной работы дошкольного образовательного учреждения в образовательном процессе используются произведения деятелей искусства Республики Бурятия (Ц.Бадмаев, Л.Браницкая, Ж.Зимин, Л.Корнакова, В.Дугаров, Д. Жалсараев, А.Хомяков, Т.Дугарова, А. Андреев, Д. Аюшев, В. Морошкин, С. Манжигеев, Ч. Павлов, В. Усович, С. Ряузов и др.)

    Для воспитания нравственно-патриотических чувств, прочных убеждений содержание нашей педагогической технологии предусматривает тесную связь с семьей. Сочетание коллективных и индивидуальных форм работы педагога с родителями, активное участие в воспитательном процессе, пропаганда педагогических знаний среди родителей позволяет достигать положительных результатов в воспитании юного патриота России.

В содержании нашей педагогической технологии по нравственно - патриотическому воспитанию выделяются следующие 6 блоков, каждый из которых решает свои задачи:

«Моя семья»

Развивать коммуникативные умения, расширять представления о семье, её истории, учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания детей о родных им людях, их профессии. Воспитывать у детей доброе, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.

«Мой любимый детский сад»

Совершенствовать умение ребенка свободно ориентироваться в помещениях и на территории детского сада. Формировать представления о труде работников детского сада, об их интересной деятельности, радостных совместных переживаниях. Рассказывать о сотрудниках детского сада, называть их имя и отчество, чем занимаются, уважительно относиться к их труду, приобщать к участию в оформлении и подготовке к мероприятиям, проводимых в детском саду и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники, развлечения, выставки детских работ).

Воспитывать внимательное отношение к сверстникам, заботливое отношение к младшим, дружелюбие.

«Мое родное село»

Расширять представления детей о родном селе, улицах Кабанска, традиционными праздниками.

Познакомить с общественными учреждениями: средняя общеобразовательная школа, Дом культуры, краеведческий музей, Центральная библиотека, Дом творчества. Знакомить с трудом взрослого по благоустройству села, своего участка.

«Моя республика. Город Улан-Удэ - столица Республики Бурятия».

Расширять представления о своей республике, государственном флаге, гимне, гербе Республики Бурятия. Формировать представления о том, что наша республика - многонациональная, здесь живут русские, буряты, эвенки и др. Воспитывать уважение к другим народам, их культуре, традициям, быту. Познакомить детей со столицей Республики Бурятия, его историей, достопримечательностями, известными людьми.

«Наша родина Россия. Город Москва - столица России»

Расширять представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках. Знакомить с народными традициями и обычаями, формировать представление о том, что Российская Федерация - огромная многонациональная страна. Показать на карте всю Россию, моря, озера, реки, горы, леса, отдельные города. Рассказывать детям о том, что Москва - главный город, столица нашей Родины. Знакомить с флагом, гербом , гимном нашей страны.

«Защитники Родины»

Воспитывать чувство гордости и любви к своему отечеству. Формировать представления о российской армии; почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Рассказывать детям о защитниках Отечества, военных профессиях (пограничники, летчики, моряки).

Последовательность тематических блоков не случайна и принципиально важна для максимального образовательного пространственного эффекта.

Педагогическая технология рассчитана на 3 года обучения (с трех до шести лет), в течение которых ребенок три раза погружается в каждый из тематических блоков, при этом последовательность рассматриваемых проблем сохраняется. Однако, при повторном возвращении к материалу, учебное содержание постепенно наполняется новыми понятиями, смыслами и ценностями, Это достигается за счет рассматривания темы с новых позиций и установления новых связей с содержанием других тем технологии, её обогащения новым жизненным опытом ребёнка, повзрослевшего на год.

Такое выстраивание учебного содержания:

  • повышает эффективность усвоения необходимого объема знаний;
  • предоставляет детям возможность освоения учебного материала в индивидуальном темпе;
  • дает возможность обучения по технологии с любого момента времени и возраста, т.к. полная картина представлений по содержанию формируется в течение одного года.
  • К каждому блоку в педагогической технологии разработаны темы занятий и их программные задачи.

В результате целенаправленной работы по формированию нравственно- патриотических чувств

Дети будут знать:

своих родственников, домашний адрес;

название родного села, республики, столицы республики, страны, главного города страны;

историю родного края;

обычаи, традиции народов родного края;

государственную символику республики и страны (герб, флаг, гимн), государственные праздники;

военные профессии (пограничники, летчики, моряки);

свои права и обязанности.

уметь:

рассказывать о семье, о семейном быте, о своем родном селе, республике, стране;

рассказывать о сотрудниках детского сада, об их труде; активно участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду и родном селе;

свободно ориентироваться в помещениях и на территории детского сада; рассказывать о защитниках Родины.

Литература

  1. Ю.Е.Антонов. Как научить детей любить родину. – М.,2003.
  2. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. – М.,1985.
  3. М.А.Васильева. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.,2006.
  4. Н.Ф.Виноградова. Наша Родина. – М.,1984.
  5. В.В.Гербова. Занятия по развитию речи. – М.,1983.
  6. В.Я.Воронова. Творческие игры старших дошкольников. – М.,1984.
  7. Р.И.Жуковская. Родной край. – М.,1990.
  8. В.Г.Нечаева. Нравственное воспитание детей в детском саду. – М.,1978.
  9. М.Ю.Новицкая. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.,2003.
  10.   Л.А.Кондрыкинская. С чего начинается Родина? – М.,2004.
  11.   Т.С.Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.,1981.
  12.    М.Д.Махнёва. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Управление ДОУ. № 1. – М.,2005.
  13.   В.И.Поломошин. Слово о родной Земле…- Кабанск,2003.
  14.   Е.Г.Михайлова. Нравственно-патриотическое воспитание. Ребёнок в детском саду. № 5 – М.,2005.

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Воспитывать привязанность

к семье, любовь и заботливое

отношение к членам   своей семьи, Закрепить умение определять наименование родственных отношений между

 близкими членами семьи.

Расширять представление о семье, об            увлечениях,       привычках. Выяснение того, какие обязанности по дому есть у ребёнка.

Углубление представлений ребёнка о семье, её истории; о том, где  работают их  родители, как важен их труд. Выполнение постоянных обязанностей по дому.

Знакомить детей с понятием «Семья» на примере семьи петушка. Показать. что члены семьи любят друг друга; мама и папа заботятся о своих детях.  Воспитывать      любовь к своему языку, обогащать речь словами и строками   народных         поэтических творений.

Продолжение знакомства детей с детским садом и его сотрудниками.  

Показать общественную значимость труда взрослых. Совершенствование свободной ориентировки в помещении детского сада.

Расширение представлений ребенка о себе как о члене общества;

Формирование активной позиции через проектную деятельность

Приобщение к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, совместно с родителями.

Формировать чувство общности,    значимости каждого ребёнка для детского сада. Стимулирование детей к посильному участию в оформлении группы.

Воспитание любви к родному  краю;  рассказы о самых красивых местах родного села, его                достопримечательностях.

Формирование интереса к малой Родине.

Формирование представление о том, что Россия - многоциональная страна.

Знакомство с правами и обязанностями детей в группе. Напоминание имён и отчеств работников детского сада. Формировать положительное отношение к труду помощника воспитателя, чувство        удовлетворения от чистоты и порядка.

Формирование доступных пониманию детей представлений о государственных праздниках.

Рассказы детей о Российской Армии, о воинах, которые охраняют Родину.

Расширение представлений детей о Российской Армии.  Рассказы о трудной, но почётной обязанности защищать    Родину.

Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках.

Знакомство с флагом, гербом России, мелодией гимна.

Формирование первых представлений о родном селе. Знакомство с родной  культурой, изделиями народных мастеров.

Побуждение детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни.

Приобщать детей к культуре родного края в процессе использования обрядово-игровых действий, подвижных игр (русских, бурятских).

Приобщать детей к народным традициям (русских, бурят, эвенков) средствами игровых упражнений,

подвижных, дидактических игр, слушание музыки, песен, игр-соревнований с учетом региональных особенностей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе. Тема: "Люби и знай свой отчий край".

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в старшей группе и презентация о родном городе используемая на занятии....

Проект "Люби и знай свой Коми Край"

Проект «Наш Коми край»Вид проекта:   познавательно – игровой.Участники проекта: Дети, родители и воспитатели  старшей  группы № 4. МДОУ «Детский сад №9  общеразвивающего...

КВН для детей подготовительной группы и родителей "Люби и знай свой Коми край"

КВН для детей подготовительной группы и их родителей "Люби и знай свой коми край" Цель: систематизация знаний детей о геогрфических и природных компонентах Республики Коми....

прект для подготовительной группы "Люби и знай свой Тульский край"

Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению родного края. Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, тр...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Люби и знай свой Коми край».

Проект потознакомлению дошкольников с родным краем....

Экскурсионная прогулка в рамках проекта : "Люби и знай свой отчий край".

Экскурсионная прогулка в рамках проекта : "Люби и знай свой отчий край"....

Социально-познавательный проект «Люби и знай свой Новохоперский край»

Проект по ознакомлению дошкольника с родным краем....