Консультация для педагогов "Развитие внимания и памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи"
консультация по теме

Козлова Оксана Владимировна

Консультация для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_vnimanie_.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие внимания и памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Развитие внимания и памяти является важной коррекционной задачей. Эти процессы теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Одной из причин возникновения общего недоразвития речи является нарушение внимания. У детей с ОНР внимание нарушено примерно в 90 из 100 случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно складываются на коррекции речевого недоразвития. И заниматься этим необходимо и во время непрерывной непосредственно образовательной деятельности, и во время игровой деятельности, и во время режимных моментов.

         Хочу остановиться на играх и упражнениях, эффективно развивающих внимание и память детей, которые могут использовать педагоги в своей работе.

Игры и упражнения на развитие внимания и памяти
у детей с тяжелыми нарушениями речи

  1. Игра «Посмотри и запомни»

На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените, расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.

2. Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Дети садятся в круг. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все опускают руки вниз, слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, а слово огонь - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Дети повторяют слова за ведущим и выполняют соответствующие движения. Сначала можно говорить медленно, потом быстрее и быстрее. Выигрывает тот, кто не сбился и выполнил все команды правильно.

              Для развития внимания полезно проводить хорошо известные воспитателям упражнения: «Найди отличия», «Найди предмет, не похожий на другие», «Что изменилось?», «Лабиринт», «Исправь ошибки», традиционные игры: «Летает - не летает», «Съедобный - несъедобный».

              Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта. Для развития памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рекомендуется заучивание стихов или сказок, рассказы об увиденном во время прогулок, а также специальные игры и упражнения.

3. Игра «Послушай и запомни»

Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча - дождь, ночь - луна, постель - сон, солнце - день, лампа - свет. Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша - вспомнить второе слово.

Усложняя задание, увеличивайте количество пар. Обязательно меняйтесь ролями.

4. Игра «Будь внимателен»

Перед началом игры разучите условные сигналы. При слове «зайчики» дети должны попрыгать, при слове «цапли» - стоять на одной ноге, а при слове «лошадки» - остановиться и стучать одной ногой об пол.

Теперь попросите идти детей по кругу. Ведущий с разными интервалами и в различном порядке называет слова-команды, а дети их выполняют.

В дальнейшем можно набор команд расширить.

5. Игра «Нарисуй узор»

Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.

              Все эти и другие подобные игры помогают педагогу в полном объеме развивать у детей с общим недоразвитием речи внимание и память, а вместе с ними и речь.

6. Игра «Поющие животные»

Играющим предлагается представить себя животным, любящим петь

Дети должны по очереди «спеть» (промяукать, прогавкать, промычать и т.д.) какую-нибудь песню. Например, «В траве сидел кузнечик», «В лесу родилась елочка», а остальные - угадать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие слуховой памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи"

Консультация для родителей детей с тяжелвми нарушениями речи (ТНР). Цель консультации: обучение родителей играм и упражнениям, направленных на развитие слуховой памяти.Информирование родителей с видам...

Консультация для педагогов " Развитие речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм"

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения  связанно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ ...

Консультация для родителей: "Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи"

В консультации представлены этапы автоматизации поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи, предложены игры и упражнения, используемые на каждом из данных этапов....

Методическое пособие "Игры и упражнения на развитие произвольной памяти для детей с тяжелыми нарушениями речи 4-7 лет"

Данное методическое пособие разработано для коррекционной работы с детьми и включает дидактические игры на развитие: зрительной, вербальной и двигательной памяти....

Консультация для родителей "Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи"

Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука – овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи. Поэтому взрослым необходимо следить за его речью и ...

Консультация для родителей "Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи"

Процесс автоматизации поставленных звуков у детей с общим недоразвитием речи на фоне дизартрии протекает довольно длительно, что обусловлено органическим поражением центральной и периферической нервно...

Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».

Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».Дыхание выполняет очень важную функцию в ж...