Консультация для педагогов " Развитие речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм"
консультация по логопедии на тему

Талалаева Светлана Владимировна

 Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения  связанно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить необходимо, развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Условиями  успешного развития речи являются:     

 1). Потребность ребёнка в общении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Развитие речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм

   Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

 Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. В развитии речи выделяется определенная последовательность: работа над словом, словосочетанием, предложением, связной речью, образной речью.

 Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения  связанно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить необходимо, развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Условиями  успешного развития речи являются:    

 1). Потребность ребёнка в общении.

 2). Создание речевой среды, показ образцов речи и многократное применение этих образцов в общении с ребенком.

 3). Речь, развиваясь, нуждается в фактическом материале, новой информации, новых впечатлениях. Материал должен быть значимым, интересным, содержательным, познавательным.

4). Наряду со стихийно-усваиваемой речью, нужно усвоение литературного языка, подчиненного нормам грамматики.

 5). Овладение средствами выразительности речи, мимикой, интонациями.

 6). Овладение чтением и письмом.

 Дети-дошкольники, имеющие тяжёлые речевые расстройства, с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас, недостаточная сформированность связного высказывания.

 Для преодоления имеющихся проблем считаю целесообразным использование в логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка. Устное народное творчество помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

 Использование малых фольклорных форм в логопедической работе решает такие задачи, как:

 - образовательные – обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, совершенствование звуковой стороны речи;

- развивающие – развитие фонематического слуха, развитие наблюдательности,  развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях;

 - воспитательные – воспитывать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, чувство прекрасного, расширить представление о добре, правде, красоте.

 Дети с общим недоразвитием речи  имеют некоторые особенности восприятия, понимания и употребления произведений малых фольклорных жанров. И потому, при отборе фольклорного материала важно учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей: трудности усвоения причинно-следственных  связей, задержка в формировании семантических полей, недостаточный уровень сформированности лексических средств языка. Для дошкольников с  тяжелыми нарушениями речи 4х–летнего возраста доступными являются «малые фольклорные формы» — потешки, чистоговорки, считалки, короткие сказки; с детьми 5 – 6 лет наряду с усложнением «малых форм», большее место уделяем народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам, дразнилкам, загадкам; детей  6 — 7 лет знакомим с небылицами, частушками, былинами.

Таким образом, если малые фольклорные формы отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа, они доступны в понимании детям с тяжёлыми нарушениями речи.

Использование в логопедической работе малых фольклорных произведений позволяет устранить проблемы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарь детей, развить интерес к слову, к речи, расширить знания детей, их кругозор.  Что, в свою очередь, послужит  хорошей базой для успешного обучения детей  в школе. 

                                                                         Подготовила учитель-логопед Талалаева С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие двигательной активности у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А...

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

Актуальный педагогический опыт: Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования.

АПО - Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования....

«Роль сказки в формировании речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Учитывая ограниченные речевые возможности детей с ОНР и их психические особенности, в логопедической работе используют такие формы и методы обучения детей, которые целенаправленно будут стимулировать ...

Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм.

Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм....

Выступление на городской августовской конференции по теме: "Психомоторное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством игровых приемов".

Цель мероприятий -  совершенствование коррекционно – развивающего воздействия на детей на основе современных подходов, учитывающих этапы психомоторного онтогенеза ребенка, создание оптималь...

Мастер-класс «Развитие ручной ловкости у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством подвижных игр и упражнений с мячом»

Дети с тяжелыми нарушениями речи  это особая категория детей с ограниченными возможностями здоровья.  В основном у всех наблюдается мышечная напряженность, скованность, нарушена крупная и ме...