« Развитие двигательной активности у детей с тяжелыми нарушениями речи»
консультация по физкультуре на тему

Шигапова Альфия Фахриевна

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А.А Леонтьев, А. Р. Лурия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение  «Управление дошкольного образования»

исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республика Татарстан

«  Развитие двигательной активности  у детей с тяжелыми

 нарушениями речи »

                                                                         Составила: воспитатель МБДОУ

                                                                        «Детский сад комбинированного

  вида  с группами для детей

 с нарушениями речи№57»

                                                                         Шигапова Альфия Фахриевна

                                                                         1 квалификационная категория

                                                                                       

г. Нижнекамск  2015г.

«  Развитие двигательной активности  у детей с тяжелыми  

 нарушениями речи»

Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на психическое и физическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности и поведении.

Как показывает ежегодная логопедическая диагностика, у детей с ТНР наряду с нарушением вербальной стороны речи, прослеживаются нарушения и невербальных процессов, одним из которых является выраженная в разной степени общая моторная недостаточность: дети затрудняются в выполнении проб на статическую и динамическую координацию. отмечаются слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движения, наблюдается утомляемость движения, недостаточная четкость и организованность. Дети не могут ловить и бросать мяч, прыгать на одной ноге и т.п. Имеются отклонения в развитии движений пальцев: дети не умеют одновременно сжать два кулака, загнуть поочередно пальцы, им трудно держать кисточку, карандаш, они не умеют пользоваться ножницами. Поэтому важно уделять большое внимание коррекции общей и тонкой моторики.

 Помимо ТНР у некоторых детей обнаруживаются те или иные невротические проявления: капризность, страхи, колебания, настроения, впечатлительность, тревожность.

Опыт работы в коррекционных группах в преодолении ТНР  показывает что наибольший эффект достигается применением комплексного подхода, где обязательным элементом является физическое воспитание.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А.А Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное,  динамичное  выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и.т.д. Например: экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности  мелкой моторики пальцев рук.  В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук расположены очень близко, стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым  соответствующие отделы мозга, можно активизировать соседние зоны, отвечающие за речь. Поэтому большая работа в коррекционных группах направляется на физическое развитие и укрепление здоровья детей, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие, на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы организма.

 Систематическая тренировка пальцев – мощное средство работоспособности головного мозга ,а как следствие – улучшение речи, внимания и памяти детей . Игры и упражнения для совершенствования тонких движений пальцев необходимы для подготовки руки к письму ,при их выполнении дети выполняют движения за взрослыми проговаривая слова текста, что является отличной тренировкой органов артикуляционного аппарата в процессе формирования общих речевых навыков.

В своей группе коррекцию особенностей моторного развития детей с ТНР мы осуществляем путем  специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Двигательный режим детей конструируем с учетом психофизических особенностей и возможностей детей, рационально  сочетая организованные формы и виды двигательной деятельности, и самостоятельные двигательные действия.

Виды и содержание форм двигательного режима в детском саду.

Утренняя гимнастика:

  1. Традиционная
  2. На основе подвижных игр (в том числе народных)
  3. С использованием полосы препятствия.
  4. С элементами ритмики
  5. С включением загадок, считалок, поговорок (способствуют развитию интереса к подражательным упражнениям, развивают творческую фантазию и  память.)        

Комплексы утренней гимнастики составляем обычно из 7 – 8 гимнастических упражнений по схеме:

  1. Потягивание, дыхательные упражнения
  2. Для улучшения мозгового кровообращения
  3. Для мышц плечевого пояса
  4. Для мышц туловища и позвоночника
  5. Для мышц ног
  6. На точность и координацию движений
  7. Дыхательное

В конце гимнастики поем песни , попевки. Для детей с ТНР, в частности с заиканием очень полезно пение, особенно хором. Оно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Кроме того пение поднимает настроение, развивает художественный вкус и творческие способности. Пение и движение под музыку оказывает на детей с речевой  патологией психотерапевтическое воздействие.

Гимнастика после дневного сна:

(проводим после дневного сна)

Имитационные упражнения в сочетании с  коррегирующими упражнениями (для профилактики нарушениий  опорно-двигательной, дыхательной и нервной систем детского организма)

На полосе препятствий в сочетании с закаливающими процедурами.

Физкультминутка в процессе занятий   (проводим с целью предупреждения появления утомления детей)

Упражнения для разгрузки определенных органов систем детского организма

Коррегирующие упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательной систем детского организма. С коррекционно-развивающей целью на занятиях используем игры на координацию речи с движением, где главное-согласование ритма движений со стихотворным ритмом.

Динамическая пауза между занятиями (проводим ежедневно между занятиями)

Подвижные игры средней, малой подвижности.

Хороводные игры, игровые упражнения

Коррегирующие упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательной ,дыхательной и нервной систем  детского организма

Упражнения для профилактики состояния нервной системы организма

(психокоррекционные упражнения,  упражнения для эмоциональной разгрузки)

Физические упражнения и  подвижные игры, элементы спортивных игр.

На прогулке и во время совместной деятельности с педагогом

   Новые подвижные игры (в том числе народные) разучиваем во время совместной деятельности детей и педагога, подбираем с учетом интересов детей, их двигательных способностей. Игры на природе оставляют неизгладимые впечатления, благоприятно отражаются на  состоянии здоровья детей.

Физкультурные занятия по обучению двигательным навыкам

Традиционные

Сюжетно-ролевые

  Сюжетные занятия позволяют поддерживать устойчивый интерес, сосредоточить их внимание, силу и  волю на выполнении заданий. Широко используем игровую мотивацию, элементы психогимнастики, подражательные движения, кинезеологическую гимнастику.

Физкультурные занятия по совершенствованию двигательных навыков

Игровые (на основе подвижных игр, игр-эстафет, игр с элементами спорта)

На этих занятиях подбираем игры с определенным словесным содержанием, которые позволяют эффективно добиваться введения поставленных логопедом звуков в речевое общение.

Тренировочные

по интересам детей (на свободном выборе детей)

занятия ритмической гимнастикой

На занятиях учитываем состояние здоровья,  и пола детей, уровень физической подготовленности, в конце занятия выполняем упражнения на дыхание и релаксацию.

Активный отдых детей

Дни здоровья

Игры-соревнования

Физкультурные досуги

Физкультурные праздники

Проводим их с учетом методических рекомендаций, часто с участием родителей. Праздники  проходят эмоционально ,весело , очень нравятся детям и родителям и надолго запоминаются.

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Кружки, секции(рекомендуются плавание и катание на лыжах)

Совместные занятия родителей  и детей

Для самостоятельного развития двигательной активности в группе создан уголок, где имеются мячи, скакалки (длинные и короткие),обручи, кегли, бильбоке, дартс, ленты (длинные и короткие)флажки и т.д. Изготовили нетрадиционные пособия, имеются записи ритмической музыки ,песен спортивного характера. Дети нашей группы посещают городские спортивные кружки и секции.

Развитие двигательной активности имеет большую  значимость в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР. Однако до сих пор малоизученным являются сведения о нормативах двигательной активности детей с ТНР.

Литература:

1 Журнал « Дошкольная  педагогика» №3 2010.

2 Организация двигательной деятельности в детском саду Т.Е.Харченко

3  Пальчиковая гимнастика для всех М НОРМА 2001.

4 Журнал « Дошкольное воспитание» № 6 2005,№ 3. №4.№5.№6 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательной активности детей

Консультация для воспитателей по развитию двигательной активности детей...

Протокол обследования физкультурного уголка для развития двигательной активности детей.

Протокол  обследования  физкультурного уголка для развития двигательной активности детей....

«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития двигательной активности детей».

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения  инноваци...

«Развитие двигательной активности детей на основе внедрения современных здоровьесберегающих технологий»

Практические советы по организации двигательного режима в группе старшего дошкольного возраста...

Развитие двигательной активности детей с ОВЗ при нарушении речи

Данный материал будет полезен родителям, педагогам,воспитателям,а также всем тем,кто работает или взаимодействует с длетьми с ОВЗ....

ПРОЕКТ Развитие двигательной активности детей. «Веселый обруч» для детей 3-4 лет

Проект развитие двигательной деятельности детей 3-4 лет, во второй младшей группе с использовангие нетрадиционного оборудования изготовленного из обруча....