« Развитие двигательной активности у детей с тяжелыми нарушениями речи»
консультация по физкультуре на тему
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А.А Леонтьев, А. Р. Лурия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение «Управление дошкольного образования»
исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республика Татарстан
« Развитие двигательной активности у детей с тяжелыми
нарушениями речи »
Составила: воспитатель МБДОУ
«Детский сад комбинированного
вида с группами для детей
с нарушениями речи№57»
Шигапова Альфия Фахриевна
1 квалификационная категория
г. Нижнекамск 2015г.
« Развитие двигательной активности у детей с тяжелыми
нарушениями речи»
Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на психическое и физическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности и поведении.
Как показывает ежегодная логопедическая диагностика, у детей с ТНР наряду с нарушением вербальной стороны речи, прослеживаются нарушения и невербальных процессов, одним из которых является выраженная в разной степени общая моторная недостаточность: дети затрудняются в выполнении проб на статическую и динамическую координацию. отмечаются слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движения, наблюдается утомляемость движения, недостаточная четкость и организованность. Дети не могут ловить и бросать мяч, прыгать на одной ноге и т.п. Имеются отклонения в развитии движений пальцев: дети не умеют одновременно сжать два кулака, загнуть поочередно пальцы, им трудно держать кисточку, карандаш, они не умеют пользоваться ножницами. Поэтому важно уделять большое внимание коррекции общей и тонкой моторики.
Помимо ТНР у некоторых детей обнаруживаются те или иные невротические проявления: капризность, страхи, колебания, настроения, впечатлительность, тревожность.
Опыт работы в коррекционных группах в преодолении ТНР показывает что наибольший эффект достигается применением комплексного подхода, где обязательным элементом является физическое воспитание.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А.А Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и.т.д. Например: экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук расположены очень близко, стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, можно активизировать соседние зоны, отвечающие за речь. Поэтому большая работа в коррекционных группах направляется на физическое развитие и укрепление здоровья детей, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие, на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы организма.
Систематическая тренировка пальцев – мощное средство работоспособности головного мозга ,а как следствие – улучшение речи, внимания и памяти детей . Игры и упражнения для совершенствования тонких движений пальцев необходимы для подготовки руки к письму ,при их выполнении дети выполняют движения за взрослыми проговаривая слова текста, что является отличной тренировкой органов артикуляционного аппарата в процессе формирования общих речевых навыков.
В своей группе коррекцию особенностей моторного развития детей с ТНР мы осуществляем путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Двигательный режим детей конструируем с учетом психофизических особенностей и возможностей детей, рационально сочетая организованные формы и виды двигательной деятельности, и самостоятельные двигательные действия.
Виды и содержание форм двигательного режима в детском саду.
Утренняя гимнастика:
- Традиционная
- На основе подвижных игр (в том числе народных)
- С использованием полосы препятствия.
- С элементами ритмики
- С включением загадок, считалок, поговорок (способствуют развитию интереса к подражательным упражнениям, развивают творческую фантазию и память.)
Комплексы утренней гимнастики составляем обычно из 7 – 8 гимнастических упражнений по схеме:
- Потягивание, дыхательные упражнения
- Для улучшения мозгового кровообращения
- Для мышц плечевого пояса
- Для мышц туловища и позвоночника
- Для мышц ног
- На точность и координацию движений
- Дыхательное
В конце гимнастики поем песни , попевки. Для детей с ТНР, в частности с заиканием очень полезно пение, особенно хором. Оно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Кроме того пение поднимает настроение, развивает художественный вкус и творческие способности. Пение и движение под музыку оказывает на детей с речевой патологией психотерапевтическое воздействие.
Гимнастика после дневного сна:
(проводим после дневного сна)
Имитационные упражнения в сочетании с коррегирующими упражнениями (для профилактики нарушениий опорно-двигательной, дыхательной и нервной систем детского организма)
На полосе препятствий в сочетании с закаливающими процедурами.
Физкультминутка в процессе занятий (проводим с целью предупреждения появления утомления детей)
Упражнения для разгрузки определенных органов систем детского организма
Коррегирующие упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательной систем детского организма. С коррекционно-развивающей целью на занятиях используем игры на координацию речи с движением, где главное-согласование ритма движений со стихотворным ритмом.
Динамическая пауза между занятиями (проводим ежедневно между занятиями)
Подвижные игры средней, малой подвижности.
Хороводные игры, игровые упражнения
Коррегирующие упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательной ,дыхательной и нервной систем детского организма
Упражнения для профилактики состояния нервной системы организма
(психокоррекционные упражнения, упражнения для эмоциональной разгрузки)
Физические упражнения и подвижные игры, элементы спортивных игр.
На прогулке и во время совместной деятельности с педагогом
Новые подвижные игры (в том числе народные) разучиваем во время совместной деятельности детей и педагога, подбираем с учетом интересов детей, их двигательных способностей. Игры на природе оставляют неизгладимые впечатления, благоприятно отражаются на состоянии здоровья детей.
Физкультурные занятия по обучению двигательным навыкам
Традиционные
Сюжетно-ролевые
Сюжетные занятия позволяют поддерживать устойчивый интерес, сосредоточить их внимание, силу и волю на выполнении заданий. Широко используем игровую мотивацию, элементы психогимнастики, подражательные движения, кинезеологическую гимнастику.
Физкультурные занятия по совершенствованию двигательных навыков
Игровые (на основе подвижных игр, игр-эстафет, игр с элементами спорта)
На этих занятиях подбираем игры с определенным словесным содержанием, которые позволяют эффективно добиваться введения поставленных логопедом звуков в речевое общение.
Тренировочные
по интересам детей (на свободном выборе детей)
занятия ритмической гимнастикой
На занятиях учитываем состояние здоровья, и пола детей, уровень физической подготовленности, в конце занятия выполняем упражнения на дыхание и релаксацию.
Активный отдых детей
Дни здоровья
Игры-соревнования
Физкультурные досуги
Физкультурные праздники
Проводим их с учетом методических рекомендаций, часто с участием родителей. Праздники проходят эмоционально ,весело , очень нравятся детям и родителям и надолго запоминаются.
Самостоятельная двигательная деятельность детей
Кружки, секции(рекомендуются плавание и катание на лыжах)
Совместные занятия родителей и детей
Для самостоятельного развития двигательной активности в группе создан уголок, где имеются мячи, скакалки (длинные и короткие),обручи, кегли, бильбоке, дартс, ленты (длинные и короткие)флажки и т.д. Изготовили нетрадиционные пособия, имеются записи ритмической музыки ,песен спортивного характера. Дети нашей группы посещают городские спортивные кружки и секции.
Развитие двигательной активности имеет большую значимость в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР. Однако до сих пор малоизученным являются сведения о нормативах двигательной активности детей с ТНР.
Литература:
1 Журнал « Дошкольная педагогика» №3 2010.
2 Организация двигательной деятельности в детском саду Т.Е.Харченко
3 Пальчиковая гимнастика для всех М НОРМА 2001.
4 Журнал « Дошкольное воспитание» № 6 2005,№ 3. №4.№5.№6 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие двигательной активности детей
Консультация для воспитателей по развитию двигательной активности детей...
Развитие двигательной активности детей на основе внедрения современных здоровьесберегающих технологий"
Развитие двигательной активности детей....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-154497-1354524594.jpg)
Протокол обследования физкультурного уголка для развития двигательной активности детей.
Протокол обследования физкультурного уголка для развития двигательной активности детей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/06/picture-173048-1357476507.jpg)
«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития двигательной активности детей».
Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения инноваци...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/09/picture-1067325-1539074814.jpg)
Развитие двигательной активности детей с ОВЗ при нарушении речи
Данный материал будет полезен родителям, педагогам,воспитателям,а также всем тем,кто работает или взаимодействует с длетьми с ОВЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/30/picture-1111305-1604082582.jpg)
ПРОЕКТ Развитие двигательной активности детей. «Веселый обруч» для детей 3-4 лет
Проект развитие двигательной деятельности детей 3-4 лет, во второй младшей группе с использовангие нетрадиционного оборудования изготовленного из обруча....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/30/picture-1111305-1604082582.jpg)
Презентация проекта Развитие двигательной активности детей. «Веселый обруч» для детей 3-4 лет
Презентация пректа "Развитие двигательной активности детей "Веселый обруч" для детей 3-4 лет во второй младшей группе...