Развитие двигательной активности детей с ОВЗ при нарушении речи
консультация (старшая группа) на тему

Кузнецова Ирина Александровна

Данный материал будет полезен родителям, педагогам,воспитателям,а также всем тем,кто работает или взаимодействует с длетьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi_s_ovz.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие двигательной активности детей с ОВЗ при нарушении речи.

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Не секрет, что нарушение речи в последнее время стало всё более распространенным явлением среди детей дошкольного возраста. Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов у детей дошкольного возраста, то в дальнейшем у них возникнут трудности общения с окружающими. Закомплексованность ребёнка будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.

     Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. Ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению ОНР у детей с ранним органическим поражением ЦНС.

     С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктор по физической культуре. Это обусловлено тем, что у дошкольников с патологией речи можно наблюдать комплексные нарушения.

     Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, забывают сложные инструкции. У большинства таких детей снижена работоспособность. Двигательные нарушения у них разнообразны как по своим проявлениям, так и по механизму их возникновения.

     Сочетание речи и движения являются важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Необходимо учить ребёнка основным видам движений: различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью.

      Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) во время артикулирования.

     Целью проведения совместной работы с инструктором по физической культуре являются:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  •  пространственной ориентации;
  •  физиологического и речевого дыхания;
  •  координации речи с движением.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель — логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.

      Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух.

      В свою очередь, в коррекционной работе логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

    Преемственность и взаимосвязь в работе учителя -логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

      Активное взаимодействие специалистов позволяет вовлекать в сферу коррекционно-речевой работы родителей детей имеющих речевые нарушения.

Неоспорима важность этого момента, так как это во многом облегчает работу специалистам и ускоряет успехи ребенка.

    Изначально родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь.

 Логопед разъясняет родителям, как важно правильно формировать речь детей и показывает им в чем состоит логопедическая работа, подчеркивая полезность разумных требований к ребенку и необходимость закрепления достигнутого в детском саду дома.

      В работе с родителями необходимо использовать разнообразные формы:

  • родительские собрания,
  • проведение открытых занятий,
  • консультации,
  • написание домашних заданий для совместной работы ребёнка с родителями по закреплению достигнутых результатов.

    Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители становятся более активными, начинают ответственнее относиться к оказанию помощи своим детям. Только тесный контакт в работе специалистов и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательной активности детей

Консультация для воспитателей по развитию двигательной активности детей...

ПРОЕКТ Развитие двигательной активности детей. «Веселый обруч» для детей 3-4 лет

Проект развитие двигательной деятельности детей 3-4 лет, во второй младшей группе с использовангие нетрадиционного оборудования изготовленного из обруча....

Презентация проекта Развитие двигательной активности детей. «Веселый обруч» для детей 3-4 лет

Презентация пректа "Развитие двигательной активности детей "Веселый обруч" для детей 3-4 лет во второй младшей группе...

План самообразования. Тема «Использование базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с нарушениями ОДА»

Урайский специализированный Дом ребенкаПлан самообразованияТема «Использование базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с нарушениями ОДА» Подготовила: воспи...

Статья «Использование нетрадиционного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Пластмассовые шарики.

В статье представлен накопленный опыт по созданию нетрадиционного оборудования, изготовленного из ппастмассовых шариков для сухого бассейна. Оборудование мотивирует детей с нарушением зрения на двигат...

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....