Развитие двигательной активности детей с ОВЗ при нарушении речи
консультация (старшая группа) на тему

Кузнецова Ирина Александровна

Данный материал будет полезен родителям, педагогам,воспитателям,а также всем тем,кто работает или взаимодействует с длетьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi_s_ovz.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие двигательной активности детей с ОВЗ при нарушении речи.

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Не секрет, что нарушение речи в последнее время стало всё более распространенным явлением среди детей дошкольного возраста. Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов у детей дошкольного возраста, то в дальнейшем у них возникнут трудности общения с окружающими. Закомплексованность ребёнка будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.

     Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. Ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению ОНР у детей с ранним органическим поражением ЦНС.

     С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктор по физической культуре. Это обусловлено тем, что у дошкольников с патологией речи можно наблюдать комплексные нарушения.

     Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, забывают сложные инструкции. У большинства таких детей снижена работоспособность. Двигательные нарушения у них разнообразны как по своим проявлениям, так и по механизму их возникновения.

     Сочетание речи и движения являются важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Необходимо учить ребёнка основным видам движений: различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью.

      Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) во время артикулирования.

     Целью проведения совместной работы с инструктором по физической культуре являются:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  •  пространственной ориентации;
  •  физиологического и речевого дыхания;
  •  координации речи с движением.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель — логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.

      Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух.

      В свою очередь, в коррекционной работе логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

    Преемственность и взаимосвязь в работе учителя -логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

      Активное взаимодействие специалистов позволяет вовлекать в сферу коррекционно-речевой работы родителей детей имеющих речевые нарушения.

Неоспорима важность этого момента, так как это во многом облегчает работу специалистам и ускоряет успехи ребенка.

    Изначально родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь.

 Логопед разъясняет родителям, как важно правильно формировать речь детей и показывает им в чем состоит логопедическая работа, подчеркивая полезность разумных требований к ребенку и необходимость закрепления достигнутого в детском саду дома.

      В работе с родителями необходимо использовать разнообразные формы:

  • родительские собрания,
  • проведение открытых занятий,
  • консультации,
  • написание домашних заданий для совместной работы ребёнка с родителями по закреплению достигнутых результатов.

    Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители становятся более активными, начинают ответственнее относиться к оказанию помощи своим детям. Только тесный контакт в работе специалистов и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательной активности детей

Консультация для воспитателей по развитию двигательной активности детей...

Протокол обследования физкультурного уголка для развития двигательной активности детей.

Протокол  обследования  физкультурного уголка для развития двигательной активности детей....

ПРОЕКТ Развитие двигательной активности детей. «Веселый обруч» для детей 3-4 лет

Проект развитие двигательной деятельности детей 3-4 лет, во второй младшей группе с использовангие нетрадиционного оборудования изготовленного из обруча....

Презентация проекта Развитие двигательной активности детей. «Веселый обруч» для детей 3-4 лет

Презентация пректа "Развитие двигательной активности детей "Веселый обруч" для детей 3-4 лет во второй младшей группе...

План самообразования. Тема «Использование базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с нарушениями ОДА»

Урайский специализированный Дом ребенкаПлан самообразованияТема «Использование базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с нарушениями ОДА» Подготовила: воспи...

Статья «Использование нетрадиционного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Пластмассовые шарики.

В статье представлен накопленный опыт по созданию нетрадиционного оборудования, изготовленного из ппастмассовых шариков для сухого бассейна. Оборудование мотивирует детей с нарушением зрения на двигат...