Развитие двигательной активности детей
статья по физкультуре (старшая группа) на тему

Консультация для воспитателей по развитию двигательной активности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dvigatelnoy_aktivnosti_detey.docx9.03 КБ

Предварительный просмотр:

                 Развитие двигательной активности детей

                   через разнообразные подвижные игры

                                   Введение.

                 Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольников. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни, игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где все переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот. Игры  часто подразумевают «исполнение» детьми определенных социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры для того, чтобы лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего я» (спортивные игры) и др.. Игра основана на восприятии определенных правил, тем самым ориентирует ребенка на соблюдение правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих, активно развитых способностей ребенка без использования методов принуждения. Из всего выше сказанного ясно какую роль должна занимать игровая активизация в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольника.

                 Для развития двигательной активности деятельности детей мы проводим: утреннюю зарядку, гимнастику после сна, физминутки на занятиях и физкультурные паузы, психологические игры с движениями и речевками, новое введение релаксации, основные самые активные и интересные для детей подвижные игры на прогулке, малоподвижные игры. Которые можно проводить в группах, спортивные праздники с сюжетно – подвижными играми с крупными гимнастическими пособиями, игры – упражнения для детских выступлений, которые хорошо помогают нам в воспитании целого ряда положительных двигательных и морально – волевых качеств детей и главное, чтобы они нравились им.

                  При правильной организации и содержании п/и у детей воспитывается внимание и наблюдательность. Дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.

                  Поэтому в младшем дошкольном возрасте правил для детей в подвижных играх не должно быть, их знает и выполняет педагог, руководит игрой, поэтому игра принимает подражательный характер (бывает и в среднем возрасте). Но  к концу среднего возраста дети должны знать правила игры и выполнять их. В старшем возрасте играем по правилам, а в подготовительном ведущими выступают дети, педагог играет как участник игры.

           Знания физических и умственных возможностей детей поможет воспитателю правильно подобрать для них ту или иную игру. Несколько упростить или же усложнить ее к силам играющих.

            В практической работе с детьми используются все игры, указанные в программе. Но я считаю, что их недостаточно даже для проведения специальных занятий по развитию двигательной активности детей, а между тем надо, чтобы дети играли ежедневно как на воздухе, так и в помещении в свободное от занятий время.

             При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.

Младший возраст.

Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Поощрять самостоятельные игры с автомобилями, мячами, шарами. Развивать навыки лазания, ползания. Вводить различные игры со сменой видов движений. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

        С бегом «Мыши и кот»

        С прыжками «Воробышки и кот», «Кролики»

        С лазанием « Наседка и цыплята»

         С бросанием и ловлей « Кто бросит дальше»

         На ориентировку в пространстве « Найди свой домик»

Средний возраст

Продолжать развивать двигательную активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т.д. Развивать психофизические качества, пространственную ориентировку, воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. Приучать к концу года к выполнению правил без напоминания воспитателя. Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений)

 С бегом « Самолеты в ангар»

С прыжками «Прыгай выше»

С ползанием «Пролезай и убегай»

С мячом « Мяч через сетку», «Подбрось – найди»

На ориентировку в пространстве , на внимание «Найди где спрятано»

Народные игры « У медведя во бору»

Старший возраст

Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, доводить их до конца, проявляя инициативу и творчество. Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх эстафетах, учить спортивным играм и упражнениям « Хитрая лиса»

С бегом «Ловишки», «Мышеловка»

С прыжками «Классы»

С лазанием «Пчелы и медведи»

С метанием «Охотники и зайцы»

С элементами соревнования «Кто быстрее», «Кто выше»

Народные « Горелки»

Подготовительная группа

Учить детей использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры, в том числе и игры с элементами соревнования, способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умение ориентироваться в пространстве, самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками. Справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей;

Придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявлять творческие способности, развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей).

С бегом «Горелки», «Жмурки», «Сельдь в бочке»

С прыжками «Лягушки и цапля»

С метанием и ловлей «Кого назвали, тот ловит мяч»

С ползанием и лазанием «Перелет птиц», «Веселые обезьянки»

Эстафеты : «С обручами»

С элементами соревнований «Одевайся – раздевайся», «Игрушки» А. Барто.

Народные « Горелки», «Ручеек», «Калачи».

                  Рекомендации по проведению физминуток.

Физминутки как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

Цель: повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых детей детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища. Особенно спины находятся в статическом состоянии, мышцы кисти работающей руки.

            Исходя, из этого для физминуток составляют комплекс, включающий в себя 3-4 простых упражнения ля больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5 – 2 минут.

             Продолжительность физ. пауз, в отличии от физ. Минуток, несколько дольше. Кроме гимнастических упражнений в комплекс гимнастических пауз полезно включать малоподвижные игры. Развлечения. Упражнения подбираются по тому же принципу, что и ф.м, разница. Что количество увеличивается до 5-8.

             И физ. Упражнения, и игры должны быть детям хорошо знакомы (полезно строить на программном материале).

              Еженедельно комплексы ф.м. должны обновляться, обогащаются подвижные движения. Либо заменяются полностью. Выполнение упражнений ф.м. с пособиями или дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает их качество, способствует формированию правильной осанки.

              Дети дошкольного возраста. Выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание. Стихотворные формы ф.м. помогают решить эту проблему. Чтобы научит детей правильно дышать при выполнении упражнений, предложите им при опускании рук вниз. При приседании, наклонах, произносить звуки или слова. Например: «Гуси» - наклон- звук – ш – ш – ш.

                           Праздники.

      Я надеюсь, вам доводилось слышать такую забавную песенку?

                          В каждом маленьком ребенке

                          И в мальчишке и в девчонке –

                          Есть по двести грамм взрывчатки

                          Или даже полкило.

                          Должен он скакать и прыгать

                          Все хватать, руками дрыгать

                          А иначе он взорвется

                          Неизвестно от чего!

Несмотря на то, что песенка шуточная, она довольно точно отражает одну важную психофизическую особенность детей 4-5 – 10 лет; их повышенную жизненную активность. Растущая мускулатура требует все больше и больше кислорода, который попадает в организм только благодаря активным физическим движениям.

             Двигательный опыт малышей невелик, поэтому их движения однообразны и требуют помощи со стороны взрослых.

              Играя в бабочек, козликов, мишек придет осмысление пользы и удовольствия, которых можно достичь за счет разнообразных спортивных занятий, праздников, эстафет, их регулярное проведение под руководством и с участием взрослых поможет выработать у детей потребность заниматься подвижными играми самостоятельно уже в среднем, старшем и подготовительном возрасте.

              Помимо всего этого я предлагаю вспомнить и включить в планы подвижные игры, которые хорошо известны нам со времен нашего собственного детства.

     М. А. Давыдова «Спортивные мероприятия для дошкольников»

      Праздники

      Подвижные игры

      Эстафеты

      Спортивные сказки

                           

                         

               

         

                 

               

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол обследования физкультурного уголка для развития двигательной активности детей.

Протокол  обследования  физкультурного уголка для развития двигательной активности детей....

«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития двигательной активности детей».

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения  инноваци...

«Развитие двигательной активности детей на основе внедрения современных здоровьесберегающих технологий»

Практические советы по организации двигательного режима в группе старшего дошкольного возраста...

ПРОЕКТ Развитие двигательной активности детей. «Веселый обруч» для детей 3-4 лет

Проект развитие двигательной деятельности детей 3-4 лет, во второй младшей группе с использовангие нетрадиционного оборудования изготовленного из обруча....

Презентация проекта Развитие двигательной активности детей. «Веселый обруч» для детей 3-4 лет

Презентация пректа "Развитие двигательной активности детей "Веселый обруч" для детей 3-4 лет во второй младшей группе...

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....