Использование разных методов обучения в реализации темы «Новый год» в старшей группе
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Сивенкова Мария Юрьевна

Демонстрация примеров метов обучения в дошкольном учрежденииости в непрерывной образровательной и игровой деятельности с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятия на тему "Новый год"24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Использование разных методов обучения в реализации темы «Новый год» в старшей группе

Тема «Новый год».

Возрастная группа – старшая

Группа методов и название методов

Примеры  методов

Какая задача(и) образовательной деятельности решается при помощи метода?

Методы стимулирования и мотивации образовательной деятельности

Сюрпризный момент

Приходит посылка из Африки, которую прислали жители острова Чунга-Чанга. В посылке лежит письмо и маленькая елка. Островитяне просят рассказать им, что же это за праздник такой

"Новый год" и что же делать с елкой?

Развивающие задачи: Развитие любознательности (Дети задаются вопросом: " Почему на острове не знают про Новый год?" "Везде ли его празднуют?" " а как празднуют новый год в других странах?" "почему ёлку наряжают?" и т.д)

Развитие воображения.

Создание проблемно-игровой ситуации

Итак: островитяне прислали нам ёлочку, но она совершенно не похожа на праздничную. Нарядим елочку для наших друзей так, чтобы она стала новогодней.(Достаем коробку с елочными игрушками, наряжаем елочку, отправляем на остров Чунга-Чанга)

Воспитательные задачи: развитие способности взаимодействовать. Справедливо распределять роли (кому какая игрушка достанется и кто как ее повесит)

Развивающие задачи: развитие мелкой моторики.

Обучающие задачи: Красиво нарядить елочку

Постановка исследовательской задачи или проблемного вопроса

В группу пришли две куклы Катя и Оля. Оля с Катей никак не могут договориться друг с другом, когда же праздновать Новый год. Катя говорит, что 1го сентября, а Оля говорит, что 1 го января. Давайте поможем разобраться девочкам, когда празднуют Новый год? Почему?(Подводка к презентации)

Развивающие задачи: Развитие любознательности.

Мотивация к исследовательской деятельности.

Методы передачи и  освоения знаний и умений

Наглядные методы: наблюдение

С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный ...(снег)

Наблюдение за льдом/снегом. На прогулке подставляем ладошки для снежинок:

сначала ладошки без перчаток, потом в перчатках. почему на голых ладошках снежинки растаяли? приходим в группу, воспитатель каждому дает по льдинке на тарелочке, что происходит с льдинкой. Чем она становится? Почему? Почему тает снег? Как он появляется?

Развивающие задачи: развитие способности включаться в исследовательскую деятельность, развитие наблюдательности, любознательности, развитие воображения,

Воспитательные задачи: развитие способности экспериментировать.

Обучающие задачи: Наблюдения за изменением плотности вещества; Сопоставление состояния льдинки и воды; Сравнения одного вещества в нескольких состояниях.

Наглядные методы: рассматривание картинки

Лесные зверята прислали ребятам новогодние открытки. Рассматривание новогодних открыток и иллюстраций на новогоднюю тематику(под новогодние детские песенки) Обсуждение увиденного, дети делятся впечатлениями друг  другом и воспитателем. Подготовка к созданию своих открыток различными методиками(аппликации, рисунок и т.д) для мам, пап и близких.

Развивающие задачи: Развитие внимания, наблюдательности, развитие умения чувствовать настроение музыки, иллюстраций, развитие способности высказывать свое мнение, придумывание образа своей будущей открытки. Обогащение представлений детей о празднике

Воспитательные задачи:

Умение сравнивать, выделять для себя эстетически наиболее приятную иллюстрацию, умение слушать и слышать друг друга, делится впечатлениями

Обучающие задачи: почувствовать праздничную атмосферу, уметь концентрировать внимание.

Наглядные методы: демонстрация объекта

Презентация на тему "История Нового года и новогодние традиции разных стран" (Здесь мы выясняем, что куклы Катя и Оля по-своему правы по поводу дат празднования н.г)Проводится беседа по результатам просмотра, с повторением информации и наводящими вопросами (обычаи какой страны понравились больше всего, так почему же обе девочки оказались правы? и т.д)

Развивающие задачи: Развитие внимания, наблюдательности.

Воспитательные задачи:

Проявление интереса к истории праздника, другим традициям

Обучающие задачи: Умение различать традиции разных народов, знать о появлении праздника и культуре его празднования в разные временные отрезки.

Практические методы: организация исследовательской деятельности детей

Поделим детей на 2-3 команды. Каждой команде дадим по термометру и фломастеру. Выроем в снегу глубокую лунку с таким расчетом, чтобы в нее можно было положить уличный термометр. Забросаем термометр снегом и слегка разровняем холмик лопаткой. Через полчаса достанем термометр  и быстро поставим фломастером точку на стекле в том месте, где кончается столбик. Повесим термометр на ветку дерева,  под которым измеряли температуру. Через несколько минут посмотрим, что произошло с высотой столбика. Где теплее: на снегу или под снегом?

Развивающие задачи: Развитие внимания, наблюдательности. Развитие речи по средствам рассуждения и сравнения.

Воспитательные задачи: развитие способности взаимодействовать. Работать в команде, делится наблюдениями.

Делают выводы.

Обучающие задачи:

Умение сравнивать                                                         температуру воздуха и под снегом. Копают снег, делают отметки о температуре.

Практические методы: упражнение в умениях

Создание новогодних открыток для близких с использованием вырезок из открыток и новогодних иллюстраций, гуашь, вата, блестки и проч. (аппликация/рисунок)

Развивающие задачи:

развивается конструктивное, вербальное, пространственно-образное мышление; воображение. развивается чувства формы, соразмерности композиции. Развитие моторики.

Воспитательные задачи:

самостоятельно передавать образ открытки средствами аппликации или рисунка, учить любоваться результатами своего труда.

Обучающие задачи:

Совершенствовать умение создавать изображение способом конструктивной аппликации; Продолжать учить приклеивать детали легким мазком; создавать полуобъёмную аппликацию, вносить дорисованные детали.

Словесные методы: чтение рассказа и беседа

Чтение сказки. В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович".

 Дед Мороз принес книгу. на обложке наводящие иллюстрации (изображение колодца, яблоньки с золотыми яблочками, девочек,- опрятной и красивой, неряшливой, с недовольным выражением лица. Изображение Мороза, печи, ведерка, ледяного домика) Рассуждение о сказке, Зная, что все герои и предметы, нарисованные на картинках, встретятся в сказке, дети выдвигают версии о том, что это за сказка. Версии подтверждаются (не подтверждаются). Сообщается, что сказку «Мороз Иванович» написал русский писатель В.Ф.Одоевский (демонстрируется Портрет В.Ф. Одоевского). Дети рассматривают портрет писателя, обсуждают в какое время он жил (давно, недавно).

Беседа о главных героинях сказки Рукодельнице и Ленивице: дети высказывают предположения о том, что означают имена девочек, рассматривают иллюстрации, определяют, кто на них изображен 

Чтение сказки до момента «…пошла бедная Рукодельница опять к колодцу…»

Как же Рукодельнице достать ведро? Дети предлагают свои варианты: попросить веревку у соседей, достать ведро палкой и т. д.  Остановка чтения с демонстрацией иллюстраций и рассуждением о действиях героев еще в нескольких местах ( когда девочка попала в колодец, что с ней могло там произойти, ор чем мог попросить Мороз Рукодельницу и Ленивицу и т.д)

Подведение итогов. Беседа о характере Рукодельницы, награде за работу. Дети обсуждают возможное продолжение делятся впечатлениями от сказки.(Заплакала горько Ленивица, а Рукодельница ей говорит...) О чем сказка, чему она нас научила? какие качества хорошие, какие плохие? Закрепление Игрой «Скажи наоборот»

Ленивица злая, а Рукодельница… (добрая)

Ленивица грубая, а рукодельница…(Ласковая, нежная)

Ленивица неряшливая, а Рукодельница… (аккуратная)

Ленивица ленивая, а Рукодельница… (трудолюбивая, хозяйственная)

Ленивица глупая, а Рукодельница… (умная)

Ленивица черствая, а Рукодельница… (мягкая, доброжелательная)

Развивающие задачи:

Развития воображения, фантазии, речевой активности, наблюдательности/внимательности.

выражения детьми своих мыслей.

Воспитательные задачи:

Воспитывается умение детей слушать друг друга и воспитателя, делится своим мнением.

Решается задача нравственного воспитания: формируется  положительный образ девочки, обладающей такими качествами, как скромность, трудолюбие, заботливость, терпение...

Обучающие задачи: побуждение детей к трудолюбию, помощи, заботе о близких.

Методы развития самостоятельности и творчества

Проблемная ситуация

Ночью прибежали мышки и украли все елочные игрушки, давайте поможем ёлочке снова стать нарядной и вернем праздничную атмосферу!

Развивающие задачи: мотивация к труду.

Творческое задание

Изготовление игрушек из бросового и природного материала, ваты, картона, упаковочек от киндер-сюрпризов на выбор.

Развивающие задачи: Развиваем самостоятельность в работе, воображение, развивается чувства формы, соразмерности композиции. Развитие моторики.

Воспитательные задачи: оценка своего труда. вовлеченность в самостоятельную деятельность

Обучающие задачи: Дети учатся создавать елочные игрушки своими руками, прорабатывать и выдумывать свои детали.

Методы диагностики эффективности образовательной деятельности

Метод педагогической оценки достижений ребенка

 Проведение викторины по итогам занятий. Вопросы и загадки по пройденному материалу:

Приходит он всегда зимой. Накроет землю он порой. Холодный и пушистый мех. Он белый, чистый, мокрый… (Снег)  

"Мороз снежком укутывал, смотри не замерзай..." Почему елочка не замерзла под снежком?

Везде ли отмечают новый год, украшая ёлку и т.д...

Награждение "волшебными снежинками" самых активных участников. Устная похвала и оценка каждого ребенка

Убеждаемся в полученных знаниях и закрепляем их

приучаем детей выполнять задания по теме, развиваем речь, связность, изобразительность, словарный запас.

устанавливаем степень усвоения полученного (пройденного) материала

Метод оперативной диагностики

Пересказ одной из сказок, прочитанных на занятиях.

Развитие памяти и речи, умение составлять и пересказывать  рассказы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование на тему "Новый год" в старшей группе

В данном планирвании разработаны индивидуальные и групповые занятия....

Комплексно-тематическое планирование по лексической теме "Новый год" в старшей группе детского сада.

Комплексно-тематическое планирование позволяет скоординировать воспитательную работу по лексической теме "Новый год" в старшей группе детского сада....

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм». Старшая группа.

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм». Старшая группа. Провела Седова О. А. 14.04.2021. Литература. В. В. Гербова. Разв...

Ознакомление с окружающим миром тема "Новый год" для старшей группы

В технологической карте занятия представлен материал для работы с детьми старшей группы. Материал позволяет уточнить и закрепить знания детей по теме Новый год....

Конспект игровой деятельности по конструированию с использованием игрового наборов «Дары Фрёбеля» №4 Тема: «Архитектор» (Формы познания), старшая группа

Материал создан для знакомства воспитанников с понятием "архитектор". В процессе деятельности у детей закрепляется навык логически мыслить и ставить детали конструктора "Дары Фрёбеля&qu...

Конспект игровой деятельности по конструированию с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» №4 Тема: «Калейдоскоп» (Формы красоты), старшая группа

В процессе деятельности воспитанники знакомятся с разделом дидактической системы ф.Фрёбеля- формы красоты. Детали конструктора перемещают дети по часовой стрелке, меняя их местоположение, получая новы...

Конспект проведения занятия по обучению грамоте на тему «Маленькие грамотеи» в старшей группе

Закреплять навык различения гласных и согласных звуков; формировать навык звукового анализа слова, деления слова на слоги (части);  упражнять в составлении предложений с заданным ...