Главные вкладки

    Консультация «Развитие связной речи дошкольников: комплексный подход»
    консультация на тему

    Никольская Татьяна Владимировна

    Консультация

    «Развитие связной речи дошкольников: комплексный подход»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация

    «Развитие связной речи дошкольников: комплексный подход»

    Проблема развития речи дошкольников приобретает в последнее время все большее значение. Это связано с тем, что уровень владения речью у детей, поступающих в школу, часто не соответствует предъявляемым требованиям и возрастным возможностям, что, в свою очередь, обуславливает возникновение у детей трудностей в освоении школьной программы. 
    Работа над речью обозначена в образовательной программе ДОУ, однако осуществление педагогической деятельности лишь в рамках программы не обеспечит речевого развития детей в полной мере. Требуется комплекс мер, включающий в себя организацию речевой развивающей среды ДОУ, продуктивную работу и воспитателей и воспитанников не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и в ходе организации режимных моментов, а также активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая общение родителей с ребенком дома. 
    Организация речевой развивающей среды в нашей группе обеспечивает возможность приобретения речевого практического опыта взаимодействия детей, как со взрослыми, так и со сверстниками, а также способствует развитию самостоятельной детской деятельности в разных направлениях: коммуникативном, познавательном, игровом, физическом и т. д., что является основой для целенаправленного формирования необходимых речевых умений и навыков. 
    Под развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Помимо предметного окружения используем такие способы организации развивающей среды, которые влияют на формирование разных сторон речевого развития детей. Требования к организации речевой развивающей среды средней группы:
    размещение оборудования по центрам развития (книжные уголки; центры театрально-игровой деятельности – театры разных видов, атрибуты для игр-драматизаций; центры речевой деятельности – дидактические и развивающие игры речевой направленности, что обеспечит объединение детей по общим интересам;
    динамичность среды;
    учет возрастных особенностей детей;
    учет гендерной специфики развития детей;
    полифункциональность предметного обеспечения;
    обеспечение эмоциональной комфортности в разных видах деятельности. 
    Помимо этого стараемся, чтобы наша речь была грамматически правильной, чистой, точной, логичной и выразительной. 
    Работая над развитием речи в рамках непосредственно образовательной деятельности, стараемся вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности. НОД носит продуктивный характер и включает в себя:
    обучение различным видам монолога – описанию, пересказу, рассказу – с использованием традиционных методик;
    использование речевых игр и упражнений; интерактивных программ; игр-инсценировок; методов наглядного моделирования; проектной деятельности и др. 
    При моделировании занятий по развитию речи стараемся тесно использовать различные разделы речевой работы:
    1. Обогащение и активизация словаря. 
    2. Работа над смысловой стороной слова. 
    3. Формирование грамматического строя речи. 
    4. Воспитание звуковой культуры речи. 
    5. Развитие элементарного осознания языковых явлений. 
    Для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков используем комплексный подход, позволяющий решать разные речевые задачи на одном содержании. При этом внимание детей не отвлекается на новые персонажи, грамматические, лексические, фонетические упражнения строятся на уже знакомых словах и понятиях. 
    Развитие речи у дошкольников осуществляем во всех видах деятельности: в игре; на занятиях; в общении с окружающими людьми и др. Учебная деятельность дополняется взаимодействием всех участников образовательного процесса (воспитателей; специалистов – музыкального руководителя, инструктора по физкультуре; родителей, ДОУ) в работе над речевым развитием детей. Взрослые, окружающие ребёнка, работают над словарем, над звуковой культурой речи, над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием и т. д. 
    Творческое профессиональное общение педагогов нашего ДОУ по вопросам речевого развития дошкольников проходит в следующих формах:
    взаимные консультации;
    совместные мероприятия;
    методические объединения;
    педагогические советы;
    мастер-классы;
    семинары и др. 
    Организация работы с родителями – обязательное условие для правильного речевого воспитания ребенка, т. к. обеспечивает непрерывность, логичность и системность педагогического воздействия. 
    Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития осуществляем через:
    оформление информационных стендов;
    индивидуальные и групповые консультации;
    индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей;
    открытые мероприятия;
    совместные мероприятия;
    совместное приобретение, изготовление игр и пособий по развитию речи. 
    Таким образом, только комплексный подход (с привлечением всех субъектов образовательного процесса в ДОУ) к развитию речи дошкольников обеспечит разносторонний характер речевого развития детей, позволит повысить уровень владения необходимыми умениями и навыками и создаст необходимые предпосылки для успешного школьного обучения. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования

    Консультация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования...

    «Инновационные подходы к реализации современного образования в школе, организациях профессионального и дополнительного образования» Тема: «Развитие связной речи дошкольников посредством моделирования»

    В условиях реализации ФГОС дошкольного образования  встает вопрос о разнообразии форм работы с детьми с учетом новой социальной ситуации развития современного ребенка....

    Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

    В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

    Консультация "Развитие связной речи дошкольников с задержкой психоречевого развития"

    данный материал содержит информацию об основных направлениях работы с воспитанниками с ЗПР в ОО "Речевое развитие" по такому направлени, как развитие связной речи....

    Консультация "Развитие связной речи дошкольников".

    Консультация "Развитие связной речи дошкольников"....

    Консультация «Развитие связной речи дошкольников в младших группах комплексный подход».

    Консультация«Развитие связной речидошкольников в младших группахкомплексный подход»....