Долгосрочный проект
методическая разработка (старшая группа)
.Долгосрочный проект "Кладовая ремесел"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24»
т. (39151)7-65-55, мкр. 1, стр. 53.
Проект по теме:
«Мини-музей «Кладовая ремесел»
Авторы:
воспитатели ВКК: Комар Ольга Николаевна,
olja.komar@mail.ru т.с. +7(983)155-90-44
Грачева Елена Васильевна,
lena.gracheva.1968@mail.ru т.с. +7(983)151-01-18
учитель-логопед I КК Кочеткова Кристина Тамирлановна
kristina_kochetkova_88@mail.ru т.с. +7(923)316-72-91
г. Ачинск
«Богата и привольна Родина моя
И промыслом народным славится она.
Есть Тула, Гжель и Суздаль, и Павловский Посад,
Загорская матрешка, и хохломской наряд.
По всей России-матушке, куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы с любовью мастерят»
Профиль мини-музея (вид проекта): исторический, познавательный, декоративно-художественный.
Участники проекта: дети разновозрастной группы (4-6 лет) и их родители, воспитатели ВКК: Комар О.Н. и Грачева Е.В., учитель-логопед IКК Кочеткова К.Т.
Срок реализации: 2 года.
Актуальность: воспитание гражданина и патриота своей Родины не может быть успешно решено без познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Русское народное декоративно-прикладное искусство - неотъемлемая часть культуры, которая воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Оно тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, с мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Создание в группе мини-музея декоративно-прикладного искусства «Кладовая ремесел» на сегодняшний день очень актуально. В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и знакомить детей с реальными предметами народного творчества (Дымковские и Филимоновские игрушки, городецкая и хохломская росписи, сине-голубая гжель, и т.д.). Исследование таких предметов чрезвычайно эффективно для ознакомления детей с народными промыслами, народными традициями. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю народного искусства. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста представлений о русской культуре через ознакомление с народными художественными промыслами, овладение детьми основными способами декоративно - прикладного искусства, организация мини-музея в группе как средства формирования коммуникативной компетенции старших дошкольников.
Задачи:
- Познакомить детей с изделиями народных промыслов, их историей и традициями народа, народным фольклором (русские народные сказки, заклички, игры). Пополнить словарь детей по теме проекта.
- Развивать познавательную активность и интерес к народному творчеству, зрительное восприятие, творческие способности через декоративно-прикладное искусство;
- Воспитывать у дошкольников патриотические чувства, гордость и уважение к культурному наследию своего народа.
- Привлечь родителей к пополнению экспонатами мини-музея.
Расположение мини-музея: коллекция мини-музея располагается в группе на полках стеллажа в центре «Творческая мастерская». Экспонаты находятся в свободном доступе у детей на уровне досягаемости. Их можно посмотреть, потрогать. Они могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности.
Процесс изучения различных видов народного декоративно-прикладного искусства в ДОУ по возрастным группам:
- Средняя группа (возраст 4-5 лет) - дымковская и филимоновская игрушка, городецкая роспись.
- Старшая группа (возраст 5-6 лет) - дымковская игрушка, филимоновская игрушка, городецкая роспись, Хохлома, Гжель, матрешка, богородская игрушка.
Ожидаемые результаты:
- Дети знакомы с изделиями народных ремесел, с историей и традициями народа.
- Развитие у воспитанников интереса к народному творчеству, познавательной активности, зрительного восприятия, творческих способностей через декоративно-прикладное искусство;
- У дошкольников сформированы патриотические чувства, гордость и уважение к культурному наследию своего народа.
- Родители приняли активное участие в пополнение мини-музея экспонатами.
Материально-техническое сопровождение:
- Дидактические, наглядные пособия и игры;
- Современные средства ТСО;
- Методическая литература;
- Экспонаты музея;
- Художественная литература;
- Грамзаписи и аудиозаписи о русских умельцах и мастерах.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный - «Планирование мини-музея».
- Разработка тематического планирования мини-музея и музейных экспозиций.
- Определение перспектив и разработка алгоритма по созданию мини-музея.
- Практический - Создание мини-музея «Кладовая ремесел»:
- Активное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива в процессе создания мини – музея.
- Выбор месторасположение мини-музея с учётом интерактивности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности деятельности.
- Деятельностный - Функционирование мини-музея «Кладовая ремесел»:
- Организация экскурсий в мини – музей, использованием экспонатов мини-музея в организованной образовательной и совместной деятельности с детьми.
- Демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться.
- Ребенок - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса.
- Интерактивность мини – музея
Список литературы:
- Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество М.: Просвещение, 2006. - 160 с.
- Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Сценарии занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 64 с.
- Колдина Д.Н Рисование в детском саду. Конспект занятий с детьми 5-6 лет. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2021. – 96 с.
- Колдина Д.Н. Лепка в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и лоп. - М.: Мозаика-Синтез, 2021. – 64 с.
- Колдина Д.Н. Лепка в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. – 2-е изд., испр. и лоп. - М.: Мозаика-Синтез, 2022. – 64 с.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада. 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
- Интернет-ресурсы.
Тематическое планирование проведения занятий в мини-музее «Кладовая ремесел»
Задачи работы в музее:
- Знакомство детей с экспонатами декоративно прикладного искусства и их историей создания;
- Развитие познавательного интереса к истории создания декоративных изделий;
- Воспитание у детей интереса, уважения к истории, культуре русского народа.
Средняя группа (2024-2025уч.г.)
Месяц | Содержание | Задачи | Участники |
Ноябрь | Открытие мини-музея «Кладовая ремесел». Знакомство с общей экспозицией. | Расширять представления детей о музеях. Познакомить с правилами поведения в музее. Развивать эстетическое восприятие предметов декоративно-прикладного искусства. Воспитывать интерес к народному творчеству. | Воспитатели, учитель-логопед, дети |
«Дымковская сказка» | |||
Декабрь | «Знакомство с дымковской игрушкой». | Познакомить детей с историей происхождения дымковской игрушки, с их многообразием, спецификой декора, характерными элементами и цветовыми сочетаниями. | Учитель-логопед, дети |
Рисование «Рисование полосатого узора на ткани для барышни». (Грибовская А.А., стр. 21) | Учить создавать узор на бумаге прямоугольной формы, чередовать полосы и круги другого цвета, украшать круги черными точками или черточками. | Воспитатели, дети | |
Лепка «Уточка» (Грибовская А.А., стр. 31) | Учить лепить уточку, передавая форму частей (овальное туловище, круглая голова), плотно соединять части, вытягивая мелкие части (клюв, хвост, крылья), сглаживая поверхность. | Воспитатели, дети | |
Январь | Рисование «Дымковская игрушка. Рисование клетчатого узора на ткани для барышни» (Грибовская А.А., стр. 23) | Учить создавать из прямых полос (сначала вертикальные, затем горизонтальные лини), заполнять клетки одинаковыми элементами (круги или овалы). выбирать цвет для полос, кругов или овалов, использовать черный цвет для украшений. | Воспитатели. дети |
Лепка «Большая утка с утятами» (Комарова Т.С., стр. 59) | Учить лепить фигурки на подставке, передавать разницу в величине предметов и отдельных частей, делить глину в соответствующей пропорции. | Воспитатели, дети | |
Февраль | Рисование «Укрась свои игрушки» (Комарова Т.С., стр. 67) | Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить украшать игрушки элементами узора: круги, кольца, точки, полосы. | Воспитатели, дети |
Лепка «Хоровод» (Комарова Т.С., стр. 65) | Познакомить с дымковской куклой. Учить детей изображать фигуру человека, правильно передавая соотношение частей по величине, их расположение по отношению к главной или самой большой части. | Воспитатели, дети | |
«Филимоновская глиняная игрушка» | |||
Март | Знакомство с историей возникновения Филимоновской глиняной игрушки. | Познакомить детей с историей возникновения филимоновской игрушки, ее особенностями, этапами изготовления, элементами росписи. | Учитель-логопед, дети |
Рисование «Рисование узора из двух цветов» (Грибовская А.А.. стр. 36) | Учить составлять узор, чередуя тонкие полосы других цветов. Выбирать цвета (малиновый и зеленый, малиновый и синий). | Воспитатели, дети | |
Лепка «Лепка филимоновской птицы» (Грибовская А.А., стр. 37) | Учить лепить из целого куска пластилина, видоизменяя исходную форму(конус), предавая некоторые признаки (клюв, хвост). | Воспитатели, дети | |
Апрель | Рисование «Филимоновская лошадь» (Колдина Д.Н., стр. | Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы двух цветов (зеленых и красных). | Воспитатели, дети |
Лепка «Барашек» (По образу филимоновской игрушки) (Комарова Т.С., стр. 73) | Учить лепить барашка (по образцу филимоновской игрушки), передавая характерные особенности (голова, рога, ножки). | Воспитатели, дети | |
«Веселый Городец» | |||
Май | Знакомство с историей возникновения городецкой росписи. | Познакомить детей с историей возникновения городецкого промысла, особенностями городецкой росписи деревянных изделий, ее элементами. | Учитель-логопед, дети |
Рисование «Мастера из Городца» (Колдина Д.Н., стр. 40) | Учить рисовать бутоны и листья по мотивам городецкой росписи. Учить смешивать красную и белую, синюю и белую краски для получения розового и голубого цветов. | Воспитатели, дети | |
Старшая группа (20025-2026 уч.г.)
Месяц | Содержание | Задачи | Участники |
Сентябрь | Знакомство с общей экспозицией мини-музея «Кладовая ремесел». | Расширять представления детей о музеях, повторить правила поведения в музее. Развивать эстетическое восприятие предметов декоративно-прикладного искусства. Воспитывать интерес к народному творчеству. | Воспитатели дети |
«Золотая хохлома» | |||
Сентябрь | «Знакомство с историей «Золотой хохломы». | Познакомить с историей хохломского промысла, особенностями его росписи. | Учитель-логопед, дети |
Занятие с мастер-классом «Хохломская роспись. Огненный конь» (Экскурсия в выставочный зал) | Познакомить детей с особенностями элементов хохломской росписи. Учить расписывать игрушку лошадку-качалку. Воспитывать интерес к народному творчеству. | Воспитатели, дети, сотрудники выставочного зала | |
Рисование «Хохломские ягоды» (Колдина, стр. 18) | Учить выделять растительно-травный орнамент: реснички, травинки, усики, завитки, листья, ягодки. Учить чередовать цвета на орнаменте. | Воспитатели, дети | |
Рисование «Золотая хохлома» (Комарова, стр. 92) | Учить выделять композицию узора (он компонуется на волнистом стебле, вокруг завитка), называть его элементы: травка, завитки, разнообразные ягоды, цветы, листья; выделять их ритмичное расположение; определять колорит хохломы: золотой, черный, коричневый фон и красные, оранжевые ягоды; зеленая, желтая, черная (в зависимости от фона) травка. Упражнять в разнообразных приемах работы кистью (всем ворсом, концом кисти). | Воспитатели, дети | |
«Матрешки» | |||
Октябрь | «История происхождения матрешки». | Познакомить детей с историей создания русской деревянной игрушки – матрешки. | Учитель-логопед, дети |
Рисование «Матрешка из Сергиева Посада» (Колдина, стр. 71) | Показать детям характерные особенности Сергиево-Посадской матрешки. Развивать умение расписывать силуэт матрешки узорами и цветками. | Воспитатели, дети | |
Рисование «Семеновская матрешка» (Колдина, стр. 72) | Познакомить детей с семеновской матрешкой. Учить рисовать простым карандашом силуэт матрешки с натуры. Упражнять в передаче характерных особенностей семеновских матрешек, используя соответствующие цвета и узоры. | Воспитатели, дети | |
«Дымковская сказка» | |||
Ноябрь | «Знакомство с историей дымковской игрушки». | Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке, элементами её росписи, показать яркость и красочность народной игрушки. | Учитель-логопед, дети |
Рисование «Дымковская утка». (Колдина, стр. 28) | Учить выделять и создавать элементы росписи (кружочки, кольца, клеточки, точки, ромбы, прямые и волнистые линии), ее цветовой строй (малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие цвета) и композицию узоров на объемном изделии. | Воспитатели,дети | |
Лепка «Дымковская утка» (Колдина, стр. 24) | Углублять знания о дымковской игрушке. Приобщать к изготовлению глиняных игрушек по типу дымковских. Учить видеть выразительность формы игрушки, лепить уточку с натуры конструктивным способом (из отдельных деталей), соблюдая формы, пропорции и детали. Продолжать учить стекой намечать перышки, крылья и глаза; украшать крылья и голову налепами, шариками, лепешками. | Воспитатели, дети | |
Декабрь | Рисование «Дымковская слобода» (Комарова, стр. 58) | Закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Продолжать учить создавать элементы дымковской росписи. | Воспитатели, дети |
Лепка «Козлик» (Комарова, стр. 58) | Продолжать учить детей лепить фигуру по народным (дымковским) мотивам; использовать прием раскатывания столбика, сгибания его и разрезания стекой с двух концов (так лепятся ноги). | Воспитатели, дети | |
«Филимоновская свистулька» | |||
Январь | «История создания Филимоновской свистульки». | Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров, историей промысла. | Учитель-логопед. дети |
Рисование «Филимоновский олень» (Колдина, стр. 75) | Знакомить с элементами филимоновской росписи (линиями, звездочками, цветками, елочками) и ее цветами. Продолжать учить украшать силуэт узором, чередуя горизонтальные линии двух цветов. Учить рисовать традиционный элемент филимоновской росписи – цветок. Закреплять умение проводить прямые тонкие линии неотрывным движением кончиком ворса. | Воспитатели, дети | |
Лепка «Филимоновский олешек» (Колдина, стр. 54) | Продолжать знакомить детей с особенностями филимоновской лепки. Обратить внимание на необычность фигурок: короткие, толстые ноги; длинные, вытянутые шеи и маленькие головы. Учить лепить фигурку олешка из отдельных частей, соединяя детали. | Воспитатели, дети | |
«Веселый Городец» | |||
Февраль | «Знакомство с искусством городецкой росписи». | Продолжать знакомить детей с историей возникновения Городецкого промысла, основными элементами ее росписи. | Учитель-логопед, дети |
Рисование «Городецкий цветок» (Комарова, стр. 67) | Расширять знания о городецкой росписи. Учить располагать узор на полосе, составлять оттенки цветов при рисовании гуашью. | Воспитатели, дети | |
Рисование «Городецкая роспись деревянной доски» (Комарова, стр. 74) | Учить детей расписывать шаблон деревянной доски по мотивам городецкой росписи. Учить выделять декоративные элементы росписи, их композиционное расположение, колорит. | Воспитатели, дети | |
«Сине-голубая гжель» | |||
Март | Знакомство с историей Гжели и ее истоками. | Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме, ее историей и истоками. | Учитель-логопед, дети |
Рисование «Знакомство с искусством гжельской росписи» (Комарова, стр. 95) | Учить выделять элементы гжельской росписи. Формировать умение передавать элементы росписи. | Воспитатели, дети | |
Пластилинография «Гжельские сервиз» (конспект) | Продолжать знакомить детей с промыслом гжельских мастеров, элементами росписи, колоритом. Совершенствовать приемы рисования пластилином в технике мазка «капельки». | Воспитатели, дети | |
«Пасхальное яйцо» | |||
Апрель | «История росписи пасхальных яиц». | Познакомить детей с историей и традициями празднования Пасхи, познакомить с видами росписи пасхальных яиц: «крашенки», «крапанки», «дряпанки», «писанки». «малёванки». | Учитель-логопед, дети |
Рисование «Пасхальное яйцо» (Колдина, стр. 86) | Учить составлять узор из народных орнаментов. Развивать умения рисовать концом кисти. | Воспитатели, дети | |
Пластилинографя «Украшенное яйцо» (Колдина, стр. | Учить украшать изделие методом барельефа. Закреплять умение лепить мелкие детали. | Воспитатели, дети | |
«Богородская игрушка» | |||
Май | «Богородская игрушка. Знакомство с промыслом». | Познакомить детей с деревянной резной богородской народной игрушкой, ее историей создания, особенностями, видами, технологией изготовления, назначением. | Учитель-логопед, дети |
Рисование «Веселые игрушки» (Комарова, стр. 56) | Учить рисовать деревянные игрушки с натуры игрушки, предавая ее характерные особенности. | Воспитатели, дети | |
Приложение
- Интерактивность мини – музея «Кладовая ремесел» (https://24дс.рф/wp-content/uploads/2022/02/Экскурс-в-мини-музей-Кладовая-ремесел-разновозрастной-речевой-группы1.pdf);
- Мастер-класс по росписи лошадки-качалки в стиле хохломской росписи в Ачинском музейно-выставочном центре (https://24дс.рф/2022/09/20/огненный-конь/);
- «Матрешки» (https://vk.com/public212929424?z=photo-212929424_457239099%2Falbum-212929424_00%2Frev);
- «Слобода Дымково» (http://oljakomar.ucoz.site/news/sloboda_dymkovo/2022-12-12-184);
- «Филимоновские свистульки» (https://24дс.рф/2023/01/30/кладовая-ремесел/);
- Конспект ОД «Декоративное рисование. Филимоновские свистульки» (http://oljakomar.ucoz.site/load/moi_razrabotki/filimonovskie_svistulki/4-1-0-116);
- «Веселый Городец» (https://24дс.рф/2023/02/22/весёлый-городец/);
- «Сказочная гжель» (https://vk.com/public212929424?z=photo-212929424_457239307%2Falbum-212929424_00%2Frev);
- Конспект открытой ОД «Гжельский сервиз» (http://oljakomar.ucoz.site/load/moi_razrabotki/gzhel/4-1-0-87);
- (ПРЕЗЕНТАЦИЯ К КОНСПЕКТУ "ГЖЕЛЬ");
- «Красим яйца – готовимся к Пасхе» (https://24дс.рф/2023/04/25/пасха/);
- «Богородская игрушка» (https://24дс.рф/2023/05/26/проект-мини-музей-кладовая-ремес/);
- Мастер-класс по росписи деревянных матрешек в Ачинском музейно-выставочном центре (https://24дс.рф/2023/07/12/проект-традиционные-русские-узоры/);
- Картотека игр по ознакомлению с народно-декоративным творчеством (https://cloud.mail.ru/public/Um13/tsuuP8rsP);
- Брошюра по декоративно-прикладному искусству (https://cloud.mail.ru/public/TPEg/1DPVbwUFi);
- Консультация «Как познакомить ребенка с дымковской игрушкой (https://cloud.mail.ru/public/vdPb/S7BHvwVkZ);
- Консультация для родителей «Полхов-Майданская роспись» (https://cloud.mail.ru/public/4T1y/RhbdavjLL);
- Каталог экспонатов мини-музея «Кладовая ремесел» (https://cloud.mail.ru/public/d6WG/VLCZrTQzS);
- Д/и «4-ый лишний. Филимоновские игрушки» (https://cloud.mail.ru/public/Jafc/TKsa8QUVN);
- Буклет для родителей «Что такое народная игрушка» (https://cloud.mail.ru/public/QYj4/jugjgq7XF).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Моя семья». Долгосрочный проект.
Цель проекта: 1. Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.2.Установление партнерск...

Методическая разработка. Проект. Долгосрочный проект в первой младшей группе детского сада «Это мой, это твой, это наш край родной»..
Методическая разработка. Проект. Долгосрочный проект в первой младшей группе детского сада «Это мой, это твой, это наш край родной»....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект по патриотическому воспитанию «Мы помним! Мы гордимся!» подготовительная к школе группа. Долгосрочный проект к юбилею Великой Победы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 101» общеразвивающего вида(МБДОУ «Детский сад № 101») Проектпо патриоти...

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - дошколята» (долгосрочный проект для детей дошкольного возраст 2-3лет)
План работы организации «Эколята – дошколята» на 2019-2020 уч.гпервой младшей группы «Ладушки»Взаимодействие с родителямиВсероссийская акция«Россия – тер...


