Долгосрочный проект
методическая разработка (старшая группа)

Кочеткова Кристина Тамирлановна

.Долгосрочный проект "Кладовая ремесел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mini-muzey_kladovaya_remesel.docx49.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24»

 

т. (39151)7-65-55, мкр. 1, стр. 53.

dou-24@mail.ru

Проект по теме:

 «Мини-музей «Кладовая ремесел»

Авторы:

воспитатели ВКК: Комар Ольга Николаевна,

olja.komar@mail.ru  т.с. +7(983)155-90-44

Грачева Елена Васильевна,

lena.gracheva.1968@mail.ru  т.с. +7(983)151-01-18

учитель-логопед I КК Кочеткова Кристина Тамирлановна

kristina_kochetkova_88@mail.ru  т.с. +7(923)316-72-91

г. Ачинск  

«Богата и привольна Родина моя

И промыслом народным славится она.

Есть Тула, Гжель и Суздаль, и Павловский Посад,

Загорская матрешка, и хохломской наряд.

По всей России-матушке, куда не бросишь взгляд,

Народные умельцы с любовью мастерят»

Профиль мини-музея (вид проекта): исторический, познавательный, декоративно-художественный.

Участники проекта: дети разновозрастной группы (4-6 лет) и их родители, воспитатели ВКК: Комар О.Н. и Грачева Е.В., учитель-логопед IКК Кочеткова К.Т.

Срок реализации: 2 года.

Актуальность: воспитание гражданина и патриота своей Родины не может быть успешно решено без познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Русское народное декоративно-прикладное искусство - неотъемлемая часть культуры, которая воплощает в себе исторический опыт многих поколений.  Оно тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, с мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Создание в группе мини-музея декоративно-прикладного искусства «Кладовая ремесел» на сегодняшний день очень актуально. В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и знакомить детей с реальными предметами народного творчества (Дымковские и Филимоновские игрушки, городецкая и хохломская росписи, сине-голубая гжель, и т.д.). Исследование таких предметов чрезвычайно эффективно для ознакомления детей с народными промыслами, народными традициями. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю народного искусства. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста представлений о русской культуре через ознакомление с народными художественными промыслами, овладение детьми основными способами декоративно - прикладного искусства, организация мини-музея в группе как средства формирования коммуникативной компетенции старших дошкольников.

Задачи:

  1. Познакомить детей с изделиями народных промыслов, их историей и традициями народа, народным фольклором (русские народные сказки, заклички, игры). Пополнить словарь детей по теме проекта.
  2. Развивать познавательную активность и интерес к народному творчеству, зрительное восприятие, творческие способности через декоративно-прикладное искусство;
  3. Воспитывать у дошкольников патриотические чувства, гордость и уважение к культурному наследию своего народа.
  4. Привлечь родителей к пополнению экспонатами мини-музея.

Расположение мини-музея: коллекция мини-музея располагается в группе на полках стеллажа в центре «Творческая мастерская». Экспонаты находятся в свободном доступе у детей на уровне досягаемости. Их можно посмотреть, потрогать. Они могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности.

Процесс изучения различных видов народного декоративно-прикладного искусства в ДОУ по возрастным группам:

  • Средняя группа (возраст 4-5 лет) - дымковская и филимоновская игрушка, городецкая роспись.
  • Старшая группа (возраст 5-6 лет) - дымковская игрушка, филимоновская игрушка, городецкая роспись, Хохлома, Гжель, матрешка, богородская игрушка.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети знакомы с изделиями народных ремесел, с историей и традициями народа.
  2. Развитие у воспитанников интереса к народному творчеству, познавательной активности, зрительного восприятия, творческих способностей через декоративно-прикладное искусство;
  3. У дошкольников сформированы патриотические чувства, гордость и уважение к культурному наследию своего народа.
  4. Родители приняли активное участие в пополнение мини-музея экспонатами.

Материально-техническое сопровождение:

  • Дидактические, наглядные пособия и игры;
  • Современные средства ТСО;
  • Методическая литература;
  • Экспонаты музея;
  • Художественная литература;
  • Грамзаписи и аудиозаписи о русских умельцах и мастерах.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный - «Планирование мини-музея».
  • Разработка тематического планирования мини-музея и музейных экспозиций.
  • Определение перспектив и разработка алгоритма по созданию мини-музея.
  1. Практический - Создание мини-музея «Кладовая ремесел»:
  • Активное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива в процессе создания мини – музея.
  • Выбор месторасположение мини-музея с учётом интерактивности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности деятельности.
  1. Деятельностный - Функционирование мини-музея «Кладовая ремесел»:
  1. Организация экскурсий в мини – музей, использованием экспонатов мини-музея в организованной образовательной и совместной деятельности с детьми.
  2. Демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться.
  3. Ребенок - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса.
  4. Интерактивность мини – музея

Список литературы:

  • Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество М.: Просвещение, 2006. - 160 с.
  • Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Сценарии занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 64 с.
  • Колдина Д.Н Рисование в детском саду. Конспект занятий с детьми 5-6 лет.  - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2021. – 96 с.
  • Колдина Д.Н. Лепка в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и лоп. - М.: Мозаика-Синтез, 2021. – 64 с.
  • Колдина Д.Н. Лепка в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. – 2-е изд., испр. и лоп. - М.: Мозаика-Синтез, 2022. – 64 с.
  • Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. –  128 с.
  • Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.   Кн. для воспитателя дет. сада.  3-е изд. перераб. и доп.  – М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
  • Интернет-ресурсы.

Тематическое планирование проведения занятий в мини-музее «Кладовая ремесел»

Задачи работы в музее:

  1. Знакомство детей с экспонатами декоративно прикладного искусства и их историей создания;
  2. Развитие познавательного интереса к истории создания декоративных изделий;
  3. Воспитание у детей интереса, уважения к истории, культуре русского народа.

Средняя группа (2024-2025уч.г.)

Месяц

Содержание

Задачи

Участники

Ноябрь

Открытие мини-музея «Кладовая ремесел». Знакомство с общей экспозицией.

Расширять представления детей о музеях. Познакомить с правилами поведения в музее.

Развивать эстетическое восприятие предметов декоративно-прикладного искусства.

Воспитывать интерес к народному творчеству.

Воспитатели,

учитель-логопед, дети

«Дымковская сказка»

Декабрь

«Знакомство с дымковской игрушкой».

Познакомить детей с историей происхождения дымковской игрушки, с их многообразием, спецификой декора, характерными элементами и цветовыми сочетаниями.

Учитель-логопед, дети

Рисование «Рисование полосатого узора на ткани для барышни». (Грибовская А.А., стр. 21)

Учить создавать узор на бумаге прямоугольной формы, чередовать полосы и круги другого цвета, украшать круги черными точками или черточками.

Воспитатели, дети

Лепка «Уточка» (Грибовская А.А., стр. 31)

Учить лепить уточку, передавая форму частей (овальное туловище, круглая голова), плотно соединять части, вытягивая мелкие части (клюв, хвост, крылья), сглаживая поверхность.

Воспитатели, дети

Январь

Рисование «Дымковская игрушка. Рисование клетчатого узора на ткани для барышни» (Грибовская А.А., стр. 23)

Учить создавать из прямых полос (сначала вертикальные, затем горизонтальные лини), заполнять клетки одинаковыми элементами (круги или овалы). выбирать цвет для полос, кругов или овалов, использовать черный цвет для украшений.

Воспитатели. дети

Лепка «Большая утка с утятами» (Комарова Т.С., стр. 59)

Учить лепить фигурки на подставке, передавать разницу в величине предметов и отдельных частей, делить глину в соответствующей пропорции.

Воспитатели, дети

Февраль

Рисование «Укрась свои игрушки» (Комарова Т.С., стр. 67)

Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить украшать игрушки элементами узора: круги, кольца, точки, полосы.

Воспитатели, дети

Лепка «Хоровод» (Комарова Т.С., стр. 65)

Познакомить с дымковской куклой. Учить детей изображать фигуру человека, правильно передавая соотношение частей по величине, их расположение по отношению к главной или самой большой части.

Воспитатели, дети

«Филимоновская глиняная игрушка»

Март

Знакомство с историей возникновения Филимоновской глиняной игрушки.

Познакомить детей с историей возникновения филимоновской игрушки, ее особенностями, этапами изготовления, элементами росписи.

Учитель-логопед, дети

Рисование «Рисование узора из двух цветов» (Грибовская А.А.. стр. 36)

Учить составлять узор, чередуя тонкие полосы других цветов. Выбирать цвета (малиновый и зеленый, малиновый и синий).

Воспитатели, дети

Лепка «Лепка филимоновской птицы» (Грибовская А.А., стр. 37)

Учить лепить из целого куска пластилина, видоизменяя исходную форму(конус), предавая некоторые признаки (клюв, хвост).

Воспитатели, дети

Апрель

Рисование «Филимоновская лошадь» (Колдина Д.Н., стр.  

Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы двух цветов (зеленых и красных).

Воспитатели, дети

Лепка «Барашек» (По образу филимоновской игрушки) (Комарова Т.С., стр. 73)

Учить лепить барашка (по образцу филимоновской игрушки), передавая характерные особенности (голова, рога, ножки).

Воспитатели, дети

«Веселый Городец»

Май

Знакомство с историей возникновения городецкой росписи.

Познакомить детей с историей возникновения городецкого промысла, особенностями городецкой росписи деревянных изделий, ее элементами.

Учитель-логопед, дети

Рисование «Мастера из Городца» (Колдина Д.Н., стр. 40)

Учить рисовать бутоны и листья по мотивам городецкой росписи. Учить смешивать красную и белую, синюю и белую краски для получения розового и голубого цветов.

Воспитатели, дети

Старшая группа (20025-2026 уч.г.)

Месяц

Содержание

Задачи

Участники

Сентябрь

Знакомство с общей экспозицией мини-музея «Кладовая ремесел».

Расширять представления детей о музеях, повторить правила поведения в музее.

Развивать эстетическое восприятие предметов декоративно-прикладного искусства.

Воспитывать интерес к народному творчеству.

Воспитатели дети

«Золотая хохлома»

Сентябрь

«Знакомство с историей «Золотой хохломы».

Познакомить с историей хохломского промысла, особенностями его росписи.

Учитель-логопед, дети

Занятие с мастер-классом «Хохломская роспись. Огненный конь» (Экскурсия в выставочный зал)

Познакомить детей с особенностями элементов хохломской росписи. Учить расписывать игрушку лошадку-качалку.

Воспитывать интерес к народному творчеству.

Воспитатели, дети, сотрудники выставочного зала

Рисование «Хохломские ягоды» (Колдина, стр. 18)

Учить выделять растительно-травный орнамент: реснички, травинки, усики, завитки, листья, ягодки. Учить чередовать цвета на орнаменте.

Воспитатели, дети

Рисование «Золотая хохлома» (Комарова, стр. 92)

Учить выделять композицию узора (он компонуется на волнистом стебле, вокруг завитка), называть его элементы: травка, завитки, разнообразные ягоды, цветы, листья; выделять их ритмичное расположение; определять колорит хохломы: золотой, черный, коричневый фон и красные, оранжевые ягоды; зеленая, желтая, черная (в зависимости от фона) травка.

Упражнять в разнообразных приемах работы кистью (всем ворсом, концом кисти).

Воспитатели, дети

«Матрешки»

Октябрь

«История происхождения матрешки».

Познакомить детей с историей создания русской деревянной игрушки – матрешки.

Учитель-логопед, дети

Рисование «Матрешка из Сергиева Посада» (Колдина, стр. 71)

Показать детям характерные особенности Сергиево-Посадской матрешки. Развивать умение расписывать силуэт матрешки узорами и цветками.

Воспитатели, дети

Рисование «Семеновская матрешка» (Колдина, стр. 72)

Познакомить детей с семеновской матрешкой. Учить рисовать простым карандашом силуэт матрешки с натуры. Упражнять в передаче характерных особенностей семеновских матрешек, используя соответствующие цвета и узоры.

Воспитатели, дети

«Дымковская сказка»

Ноябрь

«Знакомство с историей дымковской игрушки».

Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке, элементами её росписи, показать яркость и красочность народной игрушки.

Учитель-логопед, дети

Рисование «Дымковская утка». (Колдина, стр. 28)

Учить выделять и создавать элементы росписи (кружочки, кольца, клеточки, точки, ромбы, прямые и волнистые линии), ее цветовой строй (малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие цвета) и композицию узоров на объемном изделии.

Воспитатели,дети

Лепка «Дымковская утка» (Колдина, стр. 24)

Углублять знания о дымковской игрушке. Приобщать к изготовлению глиняных игрушек по типу дымковских. Учить видеть выразительность формы игрушки, лепить уточку с натуры конструктивным способом (из отдельных деталей), соблюдая формы, пропорции и детали. Продолжать учить стекой намечать перышки, крылья и глаза; украшать крылья и голову налепами, шариками, лепешками.

Воспитатели, дети

Декабрь

Рисование «Дымковская слобода» (Комарова, стр. 58)

Закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Продолжать учить создавать элементы дымковской росписи.

Воспитатели, дети

Лепка «Козлик» (Комарова, стр. 58)

Продолжать учить детей лепить фигуру по народным (дымковским) мотивам; использовать прием раскатывания столбика, сгибания его и разрезания стекой с двух концов (так лепятся ноги).

Воспитатели, дети

«Филимоновская свистулька»

Январь

«История создания Филимоновской свистульки».

Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров, историей промысла.

Учитель-логопед. дети

Рисование «Филимоновский олень» (Колдина, стр. 75)

Знакомить с элементами филимоновской росписи (линиями, звездочками, цветками, елочками) и ее цветами. Продолжать учить украшать силуэт узором, чередуя горизонтальные линии двух цветов. Учить рисовать традиционный элемент филимоновской росписи – цветок. Закреплять умение проводить прямые тонкие линии неотрывным движением кончиком ворса.

Воспитатели, дети

Лепка «Филимоновский олешек» (Колдина, стр. 54)

Продолжать знакомить детей с особенностями филимоновской лепки. Обратить внимание на необычность фигурок: короткие, толстые ноги; длинные, вытянутые шеи и маленькие головы. Учить лепить фигурку олешка из отдельных частей, соединяя детали.

Воспитатели, дети

«Веселый Городец»

Февраль

«Знакомство с искусством городецкой росписи».

Продолжать знакомить детей с историей возникновения Городецкого промысла, основными элементами ее росписи.

Учитель-логопед, дети

Рисование «Городецкий цветок» (Комарова, стр. 67)

Расширять знания о городецкой росписи. Учить располагать узор на полосе, составлять оттенки цветов при рисовании гуашью.

Воспитатели, дети

Рисование «Городецкая роспись деревянной доски» (Комарова, стр. 74)

Учить детей расписывать шаблон деревянной доски по мотивам городецкой росписи. Учить выделять декоративные элементы росписи, их композиционное расположение, колорит.

Воспитатели, дети

 «Сине-голубая гжель»

Март

Знакомство с историей Гжели и ее истоками.

Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме, ее историей и истоками.

Учитель-логопед, дети

Рисование «Знакомство с искусством гжельской росписи» (Комарова, стр. 95)

Учить выделять элементы гжельской росписи. Формировать умение передавать элементы росписи.

Воспитатели, дети

Пластилинография «Гжельские сервиз» (конспект)

Продолжать знакомить детей с промыслом гжельских мастеров, элементами росписи, колоритом. Совершенствовать приемы рисования пластилином в технике мазка «капельки».

Воспитатели, дети

«Пасхальное яйцо»

Апрель

«История росписи пасхальных яиц».

Познакомить детей с историей и традициями празднования Пасхи, познакомить с видами росписи пасхальных яиц: «крашенки», «крапанки», «дряпанки», «писанки». «малёванки».

Учитель-логопед, дети

Рисование «Пасхальное яйцо» (Колдина, стр. 86)

Учить составлять узор из народных орнаментов. Развивать умения рисовать концом кисти.

Воспитатели, дети

Пластилинографя «Украшенное яйцо» (Колдина, стр.

Учить украшать изделие методом барельефа. Закреплять умение лепить мелкие детали.

Воспитатели, дети

«Богородская игрушка»

Май

«Богородская игрушка. Знакомство с промыслом».

Познакомить детей с деревянной резной богородской народной игрушкой, ее историей создания, особенностями, видами, технологией изготовления, назначением.

Учитель-логопед, дети

Рисование «Веселые игрушки» (Комарова, стр. 56)

Учить рисовать деревянные игрушки с натуры игрушки, предавая ее характерные особенности.

Воспитатели, дети

Приложение

  1. Интерактивность мини – музея «Кладовая ремесел» (https://24дс.рф/wp-content/uploads/2022/02/Экскурс-в-мини-музей-Кладовая-ремесел-разновозрастной-речевой-группы1.pdf);
  2. Мастер-класс по росписи лошадки-качалки в стиле хохломской росписи в Ачинском музейно-выставочном центре (https://24дс.рф/2022/09/20/огненный-конь/);
  3. «Матрешки» (https://vk.com/public212929424?z=photo-212929424_457239099%2Falbum-212929424_00%2Frev);
  4. «Слобода Дымково» (http://oljakomar.ucoz.site/news/sloboda_dymkovo/2022-12-12-184);
  5. «Филимоновские свистульки» (https://24дс.рф/2023/01/30/кладовая-ремесел/);
  6. Конспект ОД «Декоративное рисование. Филимоновские свистульки» (http://oljakomar.ucoz.site/load/moi_razrabotki/filimonovskie_svistulki/4-1-0-116);
  7. «Веселый Городец» (https://24дс.рф/2023/02/22/весёлый-городец/);
  8. «Сказочная гжель» (https://vk.com/public212929424?z=photo-212929424_457239307%2Falbum-212929424_00%2Frev);
  9. Конспект открытой ОД «Гжельский сервиз» (http://oljakomar.ucoz.site/load/moi_razrabotki/gzhel/4-1-0-87);
  10. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ К КОНСПЕКТУ "ГЖЕЛЬ"); 
  11. «Красим яйца – готовимся к Пасхе» (https://24дс.рф/2023/04/25/пасха/);
  12. «Богородская игрушка» (https://24дс.рф/2023/05/26/проект-мини-музей-кладовая-ремес/);
  13.  Мастер-класс по росписи деревянных матрешек в Ачинском музейно-выставочном центре (https://24дс.рф/2023/07/12/проект-традиционные-русские-узоры/);
  14.  Картотека игр по ознакомлению с народно-декоративным творчеством (https://cloud.mail.ru/public/Um13/tsuuP8rsP);
  15.  Брошюра по декоративно-прикладному искусству (https://cloud.mail.ru/public/TPEg/1DPVbwUFi);
  16.  Консультация «Как познакомить ребенка с дымковской игрушкой (https://cloud.mail.ru/public/vdPb/S7BHvwVkZ);
  17.  Консультация для родителей «Полхов-Майданская роспись» (https://cloud.mail.ru/public/4T1y/RhbdavjLL);
  18.  Каталог экспонатов мини-музея «Кладовая ремесел» (https://cloud.mail.ru/public/d6WG/VLCZrTQzS);
  19.  Д/и «4-ый лишний. Филимоновские игрушки» (https://cloud.mail.ru/public/Jafc/TKsa8QUVN);
  20.  Буклет для родителей «Что такое народная игрушка» (https://cloud.mail.ru/public/QYj4/jugjgq7XF).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Моя семья». Долгосрочный проект.

Цель проекта:        1.  Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.2.Установление партнерск...

Методическая разработка. Проект. Долгосрочный проект в первой младшей группе детского сада «Это мой, это твой, это наш край родной»..

Методическая разработка. Проект. Долгосрочный проект в первой младшей группе детского сада   «Это мой, это твой, это наш  край родной»....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект по патриотическому воспитанию «Мы помним! Мы гордимся!» подготовительная к школе группа. Долгосрочный проект к юбилею Великой Победы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 101» общеразвивающего вида(МБДОУ  «Детский сад № 101»)    Проектпо патриоти...

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - дошколята» (долгосрочный проект для детей дошкольного возраст 2-3лет)

План работы организации «Эколята – дошколята» на 2019-2020 уч.гпервой младшей группы «Ладушки»Взаимодействие с родителямиВсероссийская акция«Россия – тер...