АПО "Социокультурное развитие дошкольников средствами страноведения"
материал (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Иваненко Анна Ивановна

Социокультурное развитие дошкольников средстами страноведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 3»

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ  ДОШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ СТРАНОВЕДЕНИЯ

Автор опыта:

Иваненко Анна Ивановна

воспитатель муниципального

дошкольного образовательного

 учреждения «Детский сад №3»

Ракитянский район

2018 г

Содержание

Информация об опыте        3

Технология опыта        8

Результативность опыта         14

Библиографический список        17

Приложение к опыту        18

Раздел I

 Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» расположено в центре поселка Ракитное. Дошкольное учреждение посещают 210 детей дошкольного возраста распределенных по девяти возрастным группам. С 2008 года в дошкольном учреждении введено раннее обучение иностранному языку. Обучение ведется на основе использования программы «Сквозная» по раннему обучению детей иностранному языку  в детском саду и 1 – ом классе начальной школы (автор Н.Д. Епанченцева).

Согласно утвержденному федеральному  государственному образовательному стандарту дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования обозначается принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В стандарте определена задача формирования у детей представлений о многообразии стран и народов, интереса к социокультурной действительности и положительного отношения к миру; развития у детей дошкольного возраста любознательности, активности в познании окружающей действительности.

Современная социокультурная ситуация развития ребенка значительно изменилась. Как отмечает Д.И. Фельдштейн, 20-30 лет назад ребенок развивался в условиях малого социума, ближайшего окружения семьи, родственников, друзей. Сегодня ребенок с дошкольного возраста поставлен в иную систему взаимодействия с социумом на микро и макроуровнях. Он находится в «огромном развернутом социальном», культурном пространстве. Открытость границ, международное сотрудничество, большой поток информации расширяют содержательное пространство взросления и определяют необходимость учета данной тенденции в разработке образовательных программ дошкольного образования; подборе содержания образовательной деятельности. Еще один аспект меняющейся социокультурной ситуации развития ребенка связан с претерпевающими изменениями в системе нравственных ценностей, характере отношений людей к межкультурным различиям, к идеалам. На достаточно положительном фоне межкультурного взаимодействия, иногда наблюдается отсутствие стремления к диалогу и взаимопониманию; национальной нетерпимости на государственном и межгосударственном уровне.

В начале работы над опытом было проведена диагностика в ходе которой оценивались: познавательная, коммуникативная и эмоционально-ценностные компетентности.

Оценка уровня познавательной компетентности (Приложение №1) направленгая на выявление знаний детей о нравственных нормах, правилах поведения, а также выявления уровня развития познавательной активности показали, что  большинство детей имели средний и низкий уровень знаний о том, как нужно вести себя в обществе людей, в детском саду, группе.  На начальном этапе дети не могли ориентироваться на карте, затруднялись  показать страны (Россию, Англию). Дети плохо знали государственную символику Англии, Великобритании и России. Дети  с трудом смогли провести аналогию, что в каждой стране живут свои народы: в России – русские, в Англии – англичане.

Анализ результатов индивидуальной беседы «О культуре и традициях» на констатирующем этапе выявил наименьшие показатели этнокультурных знаний детей. Дети не могли назвать известные исторические памятники своей страны

В целях определения эмоционально-ценностного критерия исходного уровня социокультурного развития фиксировались эмоциональные переживания детей в процессе выполнения заданий. Мы отметили, что дети больше проявляли негативные  эмоции, так как не могли справиться с поставленными задачами. Много сомнений вызвал и вопрос «Бывают ли люди в других странах хуже или лучше?» Большинство детей затруднились ответить на этот вопрос.

Опираясь на данные диагностического обследования, мы решили активизировать работу по социокультурному развитию дошкольниками средствами страноведения.

Актуальность опыта

Ученые изучают различные аспекты социокультурного развития подрастающего поколения. Определяется сущность социокультурного подхода в образовании, выявляется специфика социокультурного развития в разные возрастные периоды (Н.Я. Большунова, О.В. Федоскина, К.И. Чижова, Л.Н. Шабатура), формулируются условия развития у дошкольников познавательного интереса к диалогу культур (Л.М. Ризаева), разрабатываются методики обучения детей дошкольного возраста иностранному языку, в
которых выделяется страноведческий аспект (Л.В. Гаделия, М.В. Данилова,
И.П. Клименко и др.). В современных исследованиях поиски социокультурного основания дошкольного образования ориентированы на разработку содержания, определения эффективных средств и методов познания детьми региональной и российской действительности (Т.В. Бабунова, М.И. Богомолова, Л.М. Захарова, Л.В. Коломийченко, М.В. Степанова, Э.К. Суслова и др.).

Вместе с тем, проблема социокультурного развития детей дошкольного возраста средствами страноведения не становилась предметом специального изучения.

Вышесказанное позволяет выделить ряд противоречий:

– на социально-педагогическом уровне – между заказом общества на формирование личности, готовой и способной жить в современных социокультурных условиях и недостаточной осознанностью педагогами развития у детей качеств, необходимых для понимания и принятия ими культурного многообразия народов мира;

– на научно-теоретическом уровне – между признанием значимости социокультурного развития дошкольников в новых социокультурных условиях и недостаточным теоретическим обоснованием данного процесса средствами страноведения в период дошкольного детства;

– на научно-методическом уровне – между необходимостью социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста средствами страноведения и недостаточной методической и содержательной

разработанностью решения данной проблемы в практике современного дошкольного образования.

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в педагогической науке определили выбор темы опыта работы: «Социокультурное развитие детей дошкольного возраста средствами страноведения».

Ведущая педагогическая идея опыта.

Обеспечение оптимального уровня социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста через реализацию модели социокультурного развития.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом велась в течение 3-х лет поэтапно с момента обнаружения противоречий:

На первом этапе (20152016 гг.) осуществлялось изучение проблемы в философской и психолого-педагогической литературе и практике дошкольного образования, проводился анализ программ, по которым осуществляется деятельность дошкольных образовательных организаций

На втором этапе (2016-2017 гг.) конструировалась и внедрялась модель социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста средствами страноведения; определялись организационно-педагогические условия функционирования модели.

На третьем этапе (2017-2018 гг.) проводилось уточнение и обобщение результатов опыта по социокультурному развитию детей 5-7 лет средствами страноведения, формулировались выводы.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой занятий, развивающих игр, аутентичных сказок, песен, стихов, народных игр   по ознакомлению дошкольников с культурой, историей, традициями и обычаями англоязычных стран.

Теоретическая база опыта

Проблема социокультурного развития детей дошкольного возраста исследовалась Л.И. Божович, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, М.И.Лисиной,  В.С. Мухиной, Д.Б. Элькониным.

Социокультурное развитие предполагает создание целого комплекса условий, способствующих оптимальному «присвоению» им в процессе активной жизнедеятельности, активного взаимодействия с окружающим миром во всех его проявлениях, того общественно-исторического опыта, который накоплен поколениями.  

Необходимо обеспечить единый процесс социализации-индивидуализации личности дошкольника через эмоциональное принятие ребенком себя, своей самоценности и своей связи с социальным миром. Процесс социализации, по мнению Л.С. Выготского, разворачивается как путь активного вхождения ребенка в культуру, присвоение доступного содержания культурно-исторического опыта в субъектной роли в разных видах детской деятельности, формирование у него базового доверия к миру, а также развитие способности, соответствующих его возрастным особенностям и требованиям современного общества.

Социокультурное развитие детей старшего дошкольного возраста – это поэтапное вхождение ребенка в культуру общества, которое реализуется в процессе его взаимодействия с окружающей действительностью на основе принятых норм и правил, в результате чего ребенок присваивает и реализует социальный опыт на институционном, межличностном, традиционном, межнациональном уровнях.

Социокультурное развитие детей 5-7 лет средствами страноведения – процесс и результат познания культуры и традиций разных народов, принятие и ценностное отношение к многокультурному многообразию, проявляющиеся в творческой активности и инициативности в ситуации реального общения и продуктивной деятельности.

Процесс социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста средствами страноведения осуществляется на основе идей

аксиологического, социокультурного, деятельностного подходов, позволяющих активизировать опыт общения и взаимодействия в различных социокультурных ситуациях на основе познания культурологического содержания и выработки навыков культурного поведения в соответствии с нормами и традициями других народов.

Модель социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста средствами страноведения включает компоненты: целевой, теоретико-методологический, содержательно-технологический, диагностический, результативный. Модель показывает взаимодействие педагогов, детей и родителей, отражающее процесс и результат социокультурного развития дошкольников средствами страноведения (Приложение №2).

Новизна опыта заключается в том, что спроектированая модель представлена системой разработанных развивающих игровых ситуация для работы с детьми как на занятиях, так и в режимных моментах.

Характеристика условий, в которых возможно применение

данного опыта

Данный опыт может быть реализован в общеобразовательных учреждениях (как в детском саду, так и в начальной школе) где ведется обучение детей иностранному  языку с обучающимися разных возрастных категорий независимо от определенного учебно-методического комплекта.

Раздел 2.

Технология опыта

Тема опыта работы «Социокультурное развитие дошкольников средствами страноведения».

Цель опыта работы: разработать модель социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста средствами страноведения.

Задачи опыта работы:

  1. Изучить состояние проблемы социокультурного развития дошкольников средствами страноведения и определить основные направления его реализации;
  2. Разработать модель социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста средствами страноведения;
  3. Разработать и реализовать комплекс организационно-педагогических условий реализации модели социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста средствами страноведения.

Анализ содержания программ разных уровней показывает, что в основном решаются задачи, связанные с социокультурным развитием детей в процессе ознакомления с культурой, историей, традициями народов, проживающих в России («Детство», «Тропинки» и др.). Региональные программы, к примеру «Дошкольник Белогорья»», выступая средством развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края, раскрывают культурно-познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические ценности культуры родного края, народа, проживающего на данной территории через интеграцию с художественно творческой деятельностью.

В связи с расширением границ общения на социальном, экономическом и культурном уровнях возникает потребность в формировании личности, способной к межкультурной коммуникации, понимающей и принимающей культурное многообразие народов нашей планеты. Для решения задач социального развития ребенка в новых социокультурных условиях нами была разработана программа «Кругосветное путешествие» по реализации социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста средствами страноведения.

Основными задачами программы социокультурного развития средствами страноведения являются:

  •  ознакомление с географическими и этнокультурными особенностями страны;
  •  с государственной символикой, с элементарным лексическим минимумом;
  • развитие познавательного интереса к многообразию стран и культур;
  • изучение иностранного языка;
  • воспитание уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре и традициям; – развитие готовности к общению в социокультурной среде;
  • развитие коммуникативных умений, самостоятельности и активности.

Данная программа включает 4 модуля, каждый из которых, подразумевает изучение материала по определенной тематике. Содержание выделенных модулей в целом характеризует структурные компоненты культуры других народов и по предложенной схеме может создаваться программа по познанию культуры любого народа.

1. Политический модуль. Данный модуль включает в себя сведения о государственном флаге, о типе правления, о символах страны, а также о некоторых особенностях государственной системы.

2. Географический модуль. При изучении данного модуля сообщаются знания о географическом местоположении страны, об особенностях и обусловленности климата, о реках, озерах, о горных хребтах и вершинах растительном и животном мире.

3. Этнокультурный модуль. В данном модуле изучаются традиции, праздники, привычки жителей государства, их хобби.

4. Языковой модуль. Данный модуль включает слова, словосочетания, речевые клише и фразы по каждому из предыдущих модулей. Этот модуль не будет выделен как отдельный, а будет пронизывать предыдущие 3 модуля и насыщать их необходимым лексическим материалом (название страноведческих реалий и речевые клише).

Содержание программы отражает основные аспекты образовательной среды, выделенные в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования: 1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда; 2) характер взаимодействия со взрослыми; 3) характер взаимодействия с другими детьми; 4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Нами были выделены принципы реализации программы социокультурного развития детей средствами страноведения.

  • Принцип комплексности определяется, прежде всего, комплексным построением содержания программы, включающей элементы языковой, этнической, географической, гражданской культуры другого государства, – что находит отражение в содержании модулей. Во-вторых, данный принцип определяет и характер освоения материала детьми в процессе комплексного использования различных видов детской деятельности; в-третьих, данный принцип предполагает сотрудничества и взаимодействия детей на всех уровнях социокультурного развития, выделенных нами ранее: институциональном, межличностном, традиционном, межнациональном.
  • Принцип доступности реализуется в двух направлениях: в отборе и построении содержания таким образом, чтобы оно соответствовало возрастному уровню развития дошкольников; доступностью материала для воспитателя (языковая и содержательная сторона). Принцип доступности определяет и подбор соответствующих возрастным особенностям детей основных видов деятельности.
  • Учет принципа сравнительного обобщения связан с последовательным познанием детьми норм, правил поведения, элементов культуры родной страны, затем в других странах с выделением специфического, национального в общих процессах и явлениях. Основное внимание будет уделяться осознанию общих идей в традиционной культуре своего и другого народа, в понимании того, что у людей, живущих в разных странах, много общего.
  • Принципы событийности и диалогичности предполагают совместную деятельность, совместное проживание и переживание детьми и взрослыми культурно-исторических событий.
  • Принцип деятельности связан с определением деятельности как средства развития личности. Такими видами деятельности в старшем дошкольном возрасте являются игра, экспериментирование (в том числе и социальное), общение.
  • Принцип интеграции ориентирован на интеграцию задач, связанных с целостным развитием ребенка и на интеграцию модулей программы.

Содержательно-технологический компонент модели включает основные формы и методы и средства работы с детьми старшего дошкольного возраста. Как отмечается во многих современных психолого-педагогических исследования, разрабатываются оригинальные программы и методические материалы, которые, в большей степени, ориентированы на развитие интеллектуальной сферы личности дошкольника. Эмоциональной и коммуникативной сферам в образовательной процессе, их развитию уделяется недостаточно внимания. Этот аспект подчеркнут и в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, поскольку ставится задача развития познавательного интереса, активности познания, ценностных ориентаций.

В ходе реализации опыта были использованы разнообразные формы организации детской деятельности, которые представлены в таблице.

Формы образовательной деятельности

Режимные моменты

Непосредственно-организованная игровая деятельность

Самостоятельная деятельность с детьми

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные и подгрупповые

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Индивидуальные

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

  • Наблюдения.
  • Игры.
  • Проблемные ситуации.
  • Беседы.
  • Клубный час.
  • Игра путешествия
  • Экскурсии.
  • Развивающие образовательные ситуации.(Приложение №5)
  • Подвижные игры. (Приложение № 8)
  • Чтение художественной литературы.
  • Проектная деятельность. (Приложение №6)

  • Тематические вечера.
  • Театрализованы представления. (Приложение №7)

  • Конструктивная деятельность.
  • Художественно-изобразительная.
  • Общение с носителями языка.
  • Развивающие игры.
  • Подвижные игры.
  • КВН
  • Развлечения. (Приложение № 9)
  • Семейные газеты, альбомы.

Процесс обучения дошкольников иноязычной культуре имеет ряд специфических особенностей.

1. Для ребенка важно, что "приносит" язык с собой, поэтому содержательные аспекты обучения (о чем говорить, что слушать, что делать, в том числе и с помощью языка) являются приоритетными, при этом обучение должно затрагивать интересы дошкольников и отвечать их потребностям в общении и познании.

2. Важно создать условия, в которых ребенок чувствует себя раскованным и свободным, испытывает положительные эмоции. Воспитателю следует обращаться не только к сюжетно-ролевым играм, но и к подвижным играм, в которых также может отрабатываться лингвострановедческий материал. Это домино, игры типа лото, пальчиковые игры, парные картинки.

3. Ребенок овладевает новым для него языком в процессе взаимодействия — общения с взрослым и друг с другом, друзьями, героями. В процессе общения воспитатель использует увлекательную и доступную детям информацию: сказочный сюжет, необычные приключения героев сказок, игры-путешествия, занятия в форме развлечений, инсценировки сказок на английском языке.

4. Занятия не должны быть для ребенка выполнением скучных "технических" упражнений по запоминанию иностранных слов и грамматических конструкций. Это должны быть занятия, полные всевозможных "приключений".

Во время занятий-путешествий (Приложение № 3) по англоязычным странам ребенок знакомится с историей, традициями, обычаями и праздниками этих стран, встречается с литературными героями англоязычной детской литературы: Мери Поппинс, героями сказок Киплинга и многими другими и через общение с этими героями, овладевает иностранным языком и его культурой, пополняя тем самым багаж страноведческих знаний. Через обучение на основе сказки на иностранном языке у ребенка расширяются границы его внутреннего мира, в самом начале пути он привыкает к мысли о возможности объединения людей всей планеты, об общности их интересов и образа жизни. В дошкольном возрасте значительное место отводится и познавательному аспекту. На данной возрастной ступени у ребенка формируется и реализуется познавательный интерес к культуре страны изучаемого языка. Богатым источником, из которого ребенок может легко черпать данные знания, является сказка, отражающая в себе культурное наследие той или иной страны. Обучение на основе сказки дает возможность изучить элементы общенациональной культуры, находящие свое выражение в литературном языковом стандарте, обслуживающем нацию. В сказках (Приложение № 4) всегда ярко выражен лингвострановедческий аспект, который, являясь отдельным компонентом содержания обучения, формирует способность к иноязычному общению через обеспечение "фоновых" знаний. Интерес ко всему новому, а также неустойчивость и разносторонность этих интересов у дошкольников позволяют использовать многие пласты страноведческой информации.

5. При использовании сказки в качестве содержательной основы обучения на ранней ступени у дошкольников формируется и реализуется познавательный интерес к иноязычной культуре за счет приобретения знаний: о культуре страны изучаемого языка (сведения из истории, географии, жизни сверстников, о быте, традициях, интересах, о музыке, живописи, символике, одежде, праздниках, увлечениях); о корреспондирующих элементах мировой культуры; о соотнесенности иноязычной культуры с родной (по всем вышеперечисленным компонентам).

Таким образом, сказка является аутентичным материалом для использования ее в качестве содержательной основы ранней ступени обучения. Никакой другой материал не обладает таким обучающим потенциалом, как сказка. Она, во-первых, способствует формированию мотивации учения; во-вторых, повышает воспитательные и образовательные возможности иностранного языка как учебного предмета; в-третьих, является прекрасным средством обучения иноязычному общению.

Наряду со сказкой в качестве содержательной основы обучения иноязычному общению дошкольников могут выступать также песни, стихи, различные детские игры, которые, как и сказка, являются полифункциональным средством для организации учебной работы.

Для повышения эффективности технологии нами были выделены и реализованы организационно-педагогические условия социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста средствами страноведения. Реализация первого организационно-педагогического условия, обеспечивающего эффективность социокультурного развития дошкольников средствами страноведения – создание социокультурной среды, которое осуществлялось за счет обогащения предметно-развивающей среды в группах детского сада. В экспериментальных группах были созданы уголки, содержание и название которых менялось в зависимости от основной тематики на определенный период времени (период изучения одной темы). Например, «Гостиная Королевы Елизаветы», «Кто в стране главный?», «В гостях у сказок», «Лондон-Москва», «Коллекция увлечений». В уголках были размещены фотоматериалы, картинки, рисунки изучаемого материала. Постоянно присутствующей была символика Англии и России. В этом уголке мы поместили главного героя (сквозного персонажа) – Мистера Басса – веселого двухэтажного автобуса. В окошках-кармашках Мистера Басса помещались сюрпризы, задания, и, таким образом, сохранялся элемент неожиданности и удивления. Одно из окошек называлось «Новый вид» и предназначалось для еще неизвестного материала, о котором дети должны узнать в следующей теме. Для детей было приятным сюрпризом найти новую картинку, интересный вопрос (что способствовало созданию проблемной ситуации), и они могли строить предположения о том, что же они будут изучать дальше и что нужно сделать. Еще одно окошко «принадлежало» самим детям. В нем хранились так называемые «улыбки-лайки» (каждому ребенку был выдан смайлик, и он раскрасил его так как захотел). Игра называлась «Подари свой (лайк)» – «Мне понравилось». После прохождения определенной темы детям на выбор демонстрировались 5 изученных объектов. Ребенок клал свой смайлик на понравившийся объект и объяснял свой выбор. Дети были заинтересованы игрой, от родителей они тоже узнали, что подарить «лайк» («лайкнуть») – значит, что тебе что-то понравилось. Подражая взрослым, дети чувствовали определенную ответственность в выборе, и старались более качественно объяснить свой выбор. Все это способствовало созданию благоприятной психологической атмосферы для изучения в доступной и игровой форме особенностей своей культуры и культуры Англии.

Кроме статичных предметов (фотографии и картинки) в уголке для детей, были разработаны дидактические игры социокультурного содержания, которые были доступны детям для самостоятельной игры. По мере прохождения материала дети могли самостоятельно играть в такие игры как, лото «Диалог культур», дидактические игры «Назови лишнее», «Найди проказы Миссис Клауд», «Сходство и или Различие». Постоянное пополнение и обновление предметной среды способствовало организации процесса познания на основе общедидактических принципов: последовательности, доступности, систематичности, прочности. Развитию интереса и его поддержанию способствовало введение нового задания в известные игры.

Еще одним элементом уголка были сменные выставки. Некоторые работы дети выполняли дома с родителями, и естественным было рассмотреть и обсудить эти работы. Было проведено несколько выставок: выставка фотоальбомов «Лондон сегодня и много лет назад», выставка коллажей «Англия – далекая и близкая», выставка работ «Герб моей семьи».

Большой интерес у детей также вызвало игровое пособие «Интерактивный глобус». Интерактивный глобус представляет собой полноценный игровой центр, который помогает ребенку в увлекательной форме получить первоначальные знания по географии и узнать множество интересной информации о нашей планете.

Ключевая особенность данного устройства – наличие обучающих программ в формате увлекательных и информативных рассказов, а также развивающих игр. В ходе опыта были разработаны рекомендации по использованию данного пособия в условиях детского сада. (Приложение № 10).

 Второе организационно-педагогическое условие – повышение профессиональной компетенции педагога было связано с повышением социокультурной грамотности педагогов. Работа велась в двух направлениях: методическом и общекультурном. Первое направление (методическое) было связано с расширением знаний педагогов о психологических особенностях детей старшего дошкольного возраста и правильной организации процесса социокультурного развития. Использование адекватных предлагаемых форм, методов работы с учетом индивидуальных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста (методическое направление). Вторым направлением реализации культурологического содержания было ознакомление педагогов с самой культурой Англии, ее традициями, обычаями, географическими и политическими особенностями (общекультурное направление). Констатирующий этап исследования выявил достаточно низкий общекультурный уровень воспитателей. Для решения выявленных проблем была проведена серия консультаций для воспитателей.

Раздел 3

Результативность опыта

Завершающий этап имел целью оценить эффективность модели и изучить динамику социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста.

Первый познавательный критерий был направлен на выявление знаний детей о нравственных нормах, правилах поведения, а также выявлял уровень развития познавательной активности. Как показали результаты анализа на констатирующем этапе, большинство детей знали, как нужно вести себя в обществе людей, в детском саду, группе. При сравнении с контрольным этапом мы увидели количественный переход на «продвинутый» и «достаточный» уровни.

Проанализировав данные индивидуальной беседы «Многообразие и самоценность народов» на контрольном этапе эксперимента, мы выяснили, что дети стали ориентироваться на карте (в рамках изученного материала): показывали страны (Россию, Англию), многие называли и показывали реку Темзу, город Лондон, некоторые дети смогли показать реки и горы России. Качественно улучшились знания детей государственной символики Англии, Великобритании и России. Несколько детей смогли рассказать, как образовался флаг Великобритании, и чем отличается флаг Великобритании и Англии. С легкостью большинство детей узнавали глав государств (Великобритании и России). Дети смогли провести аналогию, что в каждой стране живут свои народы: в России – русские, в Англии – англичане.

Анализ результатов третьей индивидуальной беседы «О культуре и традициях» был самым неожиданным и интересным и показал наибольший количественный сдвиг в сторону увеличения значений. Это связано с тем, что на констатирующем этапе выявились наименьшие показатели этнокультурных знаний детей. Дети узнавали известные исторические памятники уже не только своей страны, называли английские сказки, игры, некоторые дети даже выделили наиболее понравившиеся объекты английской культуры.

Интересными оказались ответы детей на вопросы четвертой индивидуальной беседы, связанной с выявлением интереса к изучению иностранных языков. Анализируя результаты беседы «Языкознайки» на контрольном этапе было определено, что изучать английский язык хотели бы 96% детей. Очень часто дети спрашивали как будет по-английски некоторые слова (члены семьи, животные, игрушки), с удовольствием произносили и запоминали названия английских объектов культуры, спрашивали как сказать «Меня зовут...», «Мне 6 лет» и др.

Результаты по определению познавательного компонента социокультурного развития на констатирующем и контрольном этапах показали, что у большинства детей этот уровень перешел с «достаточного» и «элементарного» на «продвинутый» и «достаточный». Знания детей стали полнее и логичнее, они могли самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, всегда старались найти больше информации.

В целях определения эмоционально-ценностного критерия исходного и итогового уровня социокультурного развития фиксировались эмоциональные переживания детей в процессе выполнения заданий. Мы отметили, что дети стали больше проявлять положительных эмоций, познание нового вызывало радость, интерес. Дети проявляли меньше раздражительности, т.к. им были доступны знания и пути их достижения. Меньше сомнений вызвал и вопрос «Бывают ли люди в других странах хуже или лучше?» Большинство детей ответили, что люди все одинаковые, только в разных странах разные праздники, сказки, традиции. Если рассмотреть количественные характеристики эмоционально-ценностного критерия, которые представлены в диаграмме, мы увидим переход с «достаточного» и «элементарного» на «продвинутый» и «достаточный» уровни.

Результаты диагностического обследования на конец опыта

В результате работы мы можем сказать, что нами разработана и внедрена в практику программа, социокультурного развития детей 5-7 лет средствами страноведения в различных видах деятельности (игровая, познавательная, проектная, коммуникативная).

Созданы методические рекомендации для педагогов, позволяющие комплексно решать задачи ознакомления детей 5-7 лет с культурологическим содержанием средствами страноведения в различных видах деятельности с использованием различных форм и средств, способствующих повышению уровня профессиональной компетентности педагогов.  Разработано и внедрено в образовательную практику дошкольных организаций дидактическое пособие для детей «Кругосветное путешествие», позволяющее реализовывать задачи социокультурного развития детей средствами страноведения.

Библиографический список

  1. Арефьева Н.Т. 2011. Прогнозирование социокультурного развития: теоретикометодологические подходы: Автореф. дисс…. докт. философ. наук. М.
  2. Вартапетова А.А. 2012. Воспитание социокультурных качеств у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях: Автореф. дисс…. кандидата пед. наук. М.
  3. Веракса Н.Е. 2013. Творческий потенциал – собственно человеческое начало в человеке //Развитие языковых и творческих способностей в дошкольном детстве; Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Ф.А. Сохина / Под ред. О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной. М. С. 37 – 40.
  4. Губанова Н.Ф. 2012. Реализация принципа интеграции в процессе общения взрослого и ребенка//Детский сад: теория и практика. № 5. С. 98 – 112.
  5. Социокультурное развитие детей 5-7 лет средствами страноведения Пурскалова Юлия Владимировна, диссертация    http://www.dslib.net/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИНИ-ПРОЕКТ по духовно-эстетическому развитию дошкольников средствами патриотического воспитания «ЭТО РУССКАЯ СТОРОНКА, ЭТО РОДИНА МОЯ!»

Любовь к Родине зарождается в детстве, и поэтому я считаю, что работа по духовно-эстетическому воспитанию детей должна начинаться с дошкольного возраста. Мой авторский педпроект дает широкие возм...

Развитие дошкольников средствами иностранного языка

"Развитие дошкольников средствами иностранного языка"....

«Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности»

   Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.   Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых ...

Доклад "Всестороннее развитие дошкольника средствами изобразительной деятельности"

  Занятия по рисованию, лепке, аппликации в массовом детском саду объединяются под названием «Изобразительная деятельность» или продуктивная деятельность, так как результатом их является с...

«Познавательное развитие дошкольников средствами экспериментальной деятельности»

Обмен опытом на окружном семинаре для дошкольных работников на тему: "Познавательное развитие дошкольников средствами экспериментальной деятельности"...

Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"

программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...