Что такое креатив?
занимательные факты на тему

Гуськова Светлана Викторовна

Считаете ли вы себя креативным?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativ_1.1.docx40.54 КБ

Предварительный просмотр:

Какие они будут, наши дети!

Ведь все это зависит лишь от нас,

И на пороге будущих столетий

Быть может, они будут лучше нас.

  • Креативных людей много!!! Приведем небольшую историю, герой которой обладает ярко выраженной способностью к творчеству (Во время Первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Хэрриган написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. – «Теперь посади картошку», - ответил Хэрриган).
  • Вы считаете себя креативным? Предлагаю тест «Интеллектуальная разминка» (результаты)

Этапы работы: I. Этап – разогрев Упражнение «Перекинь мяч»

Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Материалы: мяч.

Время: 2-5 минут

Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
  2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
  3. Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?

1. Все о креативности: сущность, понятия, гипотезы, критерии измерения.

    Понимание сущности креативности и лежащих в его основе способностей – вопрос, по которому существует множество разноречивых психологических, педагогических и философских теорий, мнений и концепций. Не претендуя на полноту изложения, предлагаем некоторые из них.

     В переводе с английского «креативность» (create) обозначает - творить, создавать. Творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в ситуации неопределенности, направленная на получение результатов, обладающих объективной или субъективной новизной. В этом плане оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой», как рисование, сочинение стихов  или музыки, игра на сцене и т.д. Оно проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий. Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей, и рассматривается в психологии в нескольких ракурсах:

  • А. Маслоу (1950 г.), считает, что креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
  • Э. Торренс, Дж. Гилфорд (1946 г.), креативность рассматривали как самобытную разновидность мышления - так называемое дивергентное (расходящееся, идущее в разных направлениях) мышление, которое допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.
  • Г. Айзенк (1992 г.), под креативностью понимал характеристику интеллектуальной сферы.
  • Я. Понамарев (1973 г.), считает, что креативность – это самостоятельное качество мышления, не сводимое к интеллекту в его традиционном понимании.
  • Олах (1998 г.), видел в креативности систему личностных качеств.

    Несмотря на различия во взглядах авторов, креативность связывается с созданием чего-то нового для личности или общества. Существуют различные определения креативности, в которых акцент делается:

  • на продукты, создаваемые благодаря ей: креативность как способность порождать нечто новое, необычное, оригинальное;
  • процессы: креативность как особая разновидность творческого мышления, высокоразвитое воображение, эстетическое мировосприятие и т.д.;
  • личностные качества: креативность как открытость новому жизненному опыту, независимость, гибкость, динамичность, оригинальность, самобытность личности;
  • внешние условия: креативность как способность продуктивно действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, где отсутствуют заранее известные алгоритмы, гарантированно ведущие к успеху.

   В современной психологии тоже нет единого определения термина «креативность». Приведем наиболее распространенные понятия, креативность это:

  • способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем (в этом смысле креативность является полной противоположностью шаблонного мышления);
  • творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем;
  • способность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей.

    Так или иначе, под креативностью понимается некая противоположность обыденности, стандартности, комфортности (податливости внешнему влиянию). Таким образом, креативность включает:

  1. Интеллектуальные предпосылки творческой деятельности, позволяющие создавать нечто новое, ранее неизвестное (творческие способности в узком смысле этого понятия), а так же предварительный набор знаний и умений, необходимых для того, чтобы это новое создать.
  2. Личностные качества, позволяющие продуктивно действовать в ситуациях неопределенности, выходить за рамки предсказуемого, проявлять спонтанность.
  3. «Метатворчество» - жизненную позицию человека, подразумевающую отказ от шаблонности, стереотипности в суждениях и действиях, желание воспринимать и создавать нечто новое, изменяться самому и изменять мир вокруг себя, высокую ценность свободы, активности и развития.

 «Итак, креативность представляет как ансамбль характеристик, имеющихся у каждого человеческого существа, характеристик, способных развиваться и дающих возможность их владельцу думать независимо, гибко, с воображением. Каковы бы не были различия, которые можно установить, креативность свойственна всем индивидам…» (Донсон, 1997 г.).

   В целом, креативность можно определить как комплекс интеллектуальных и личностных характеристик, позволяющих человеку продуктивно действовать в ситуациях новизны, неопределенности, неполноты исходных данных и отсутствия четкого алгоритма решения проблем.

   Имеется две гипотезы по возникновению креативных способностей:

  • Согласно первой считается, что творческие способности возникли у человека разумного постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений человечества, в частности, роста численности народонаселения, путем сложения способностей самых умных и одаренных особей в популяциях, с последующим закреплением данных свойств в потомстве.
  • По второй гипотезе, высказанной в 2002 году (антропологом Р. Клайном) появление креативности носило скачкообразный характер. Она возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тыс. лет назад.

       Как измерить творчество/креативность? 

 Наиболее известные в психологической практике критерии креативности Торренса и Ранко.

Торренс

Ранко

Критерии креативности

  • Беглость (способность продуцировать большое количество идей).
  • Беглость (количество идей, возникающих в единицу времени).
  • Гибкость (способность применять разнообразные стратегии при решении проблем).
  • Гибкость (индивиды, которые проявляют гибкость  и оригинальность в процессе решения проблемы).
  • Оригинальность (способность продуцировать необычные, нестандартные идеи).
  • Оригинальность (способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых).
  • Разработанность (способность детально разрабатывать возникшие идеи).
  • Восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую).
  • Сопротивление замыканию (способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем).
  • Метафоричность  (готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном – простое).
  • Абстрактность названия (понимание сути проблемы того, что действительно существенно; процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму)
  • Удовлетворенность (итог проявления креативности; при негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства).

2.    Творчество, креативность, одаренность?

      В нашем обществе творчество, креативность, одаренность дарят человеку поистине широкие возможности, поэтому важно как можно раньше начать их развивать и формировать в детях. Но есть ли принципиальные отличия между данными понятиями, разница в том какое из них развивать первоначально, и стоит ли развивать вообще?  Обратимся к словарю С.И. Ожегова и словарю понятий и терминов В.М. Полонского:

  • Творчество – это создание продукта искусства (творческое мышление моделирует художественные образы и воплощает их в каком-либо сценарии или предмете).
  • Креативность –  это генерация принципиально новых, неведомых ранее идей (креативное мышление – это способность к изобретательству и научным открытиям).
  • Одаренность  (то же, что и талантливость) -  наличие у человека специфических качеств отражающих его  дарование, выдающиеся природные способности.

    Различия очевидны, но нет никаких оснований утверждать, что креативность, или одаренность в целом, лучше, чем  творчество. Просто они эффективны в различных условиях. Подтверждением этого может служить обобщенная сравнительная характеристика разновидностей мышления, соответствующих традиционному мышлению и мышлению, ориентированному на творческий поиск:

Традиционное мышление

Творческое мышление

  • Ориентировано на правильность, корректность порождаемой идеи.
  • Ориентировано на «плодовитость» - порождение большего числа идей, и даже если не все из них корректны и осуществимы.
  • Целенаправленно, движется в заданном направлении.
  • Возможно «движение ради движения» без четкой цели.
  • Аналитично, внимание уделяется комплексу деталей.
  • Синтетично, ориентировано на интуитивное «схватывание» проблемной ситуации в ее целостности.
  • Последовательно, требует правильности каждого шага. При ошибке на одной из стадий общий результат тоже оказывается ошибочным.
  • Осуществляется сразу в нескольких направлениях, не всегда последовательно. Ошибки в конкретных шагах не обязательно ведут к ошибочности общего результата.
  • Поиск решений ведется в наиболее вероятных направлениях, сначала проверяются очевидные гипотезы
  • Поиск решений ведется в неочевидных, представляющихся маловероятными направлениях, «на периферии» нашего сознания.
  • Активно используется отрицание идеи, признанные ошибочными, исключаются из дальнейшего поиска.
  • Использование отрицания избегается, ведется поиск путей интеграции любых альтернатив, даже представляющихся взаимоисключающими.
  • При верности исходных данных и корректности алгоритма решения проблемы гарантирован конечный результат.
  • Результативность имеет вероятный характер.
  • Продуктивно в ситуациях определенности, при наличии полных исходных данных и способов решения проблемы, когда точно известно, какой результат требуется получить.
  • Продуктивно в ситуациях неопределенности, при неполных исходных данных, когда способы решения проблемы и требуемые результаты известны в недостаточной степени.

Как видно из сравнительной таблицы:

  • при традиционном мышлении требуется верность, правильность каждого шага в решении проблемы. Если где-то совершена ошибка, то и конечный результат окажется не верным (пример: если при решении математической задачи, на каком-то этапе Вы допустили ошибку, и не заметили этого, то при последующих действиях ошибка будет только увеличиваться);
  • в творческом мышлении ошибочность какого-то конкретного шага не обязательно ведет к ошибочному конечному результату. Так происходит потому, что это мышление протекает сразу по нескольким направлениям, представляет собой своего рода «сетевой поиск» решения проблемы, поэтому даже если некоторые его направления оказываются тупиковыми, это еще не означает неудачу в целом. Более того, есть основания утверждать, что желание быть все время правым, боязнь ошибок – серьезные барьеры, препятствующие творческому поиску. При творческом мышлении нам важно не то, насколько верны те или иные элементы информации, а то, насколько окажется полезным определенное их сочетание, позволит ли оно увидеть проблему в новом, необычном ракурсе, разглядеть возможные способы ее решения. Идеи оцениваются не с позиции верности/неверности, а с позиции функциональности, применимости в конкретных условиях.

   Естественно, нет оснований утверждать, что человек всегда прибегает к одной и той же стратегии мышления, хотя предпочтение какой-то из них может быть выражено довольно ярко. Один и тот же человек может мыслить в одних ситуациях традиционно, а в каких-то иных – творчески. Именно такой вариант, когда человек способен гибко менять стратегию решения в зависимости от особенностей стоящей перед ним задачи, наиболее адаптивен.     Таким образом, задача педагога – не научить ребенка творчески/креативно мыслить всегда и везде, а научить  видеть ситуации, где необходимо применять творческое или креативное  мышление, и пользоваться им по мере необходимости.

Упражнение «Применение предметов»

Цель: развитие творческого интеллекта.

Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Время: 10–15 минут

Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.

Вопросы для обсуждения:

  1. Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
  2. Как можно применять ваш предмет?
  3. О чем заставило задуматься это упражнение?

Упражнение «Арка»

Цель: развитие творческих способностей, поиска нестандартного решения поставленной задачи.

Материалы: ножницы, бумага.

Время: 10 минут

Процедура: Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?
  2. Часто ли возникают такие ситуации?
  3. Кто подсказал решение или это коллективное?

    Теперь давайте ответим на вопрос волнующий многих родителей         и педагогов, можно ли развить творческие способности, обучить детей креативности. Все психологи единодушны в ответе: «ДА!!». Это связано с тем, что дети (а особенно дошкольники) восприимчивы и «пластичны». Возраст от трех до восьми лет наиболее благоприятен для развития креативности, вот здесь и выступают многогранные возможности детских садов, учреждений дополнительного образования и школ. Несколько фактов говорящих в пользу этого:

  • Ребенок высоко ценит общение с «чужыми» взрослыми, воспитатель и педагог выступают для него авторитетом, который все знает; у ребенка формируется представление о педагоге, как о человеке, с которым интересно быть вместе. Родители, ориентированные на быт не всегда находят время для занятий с ребенком.
  • Педагог/воспитатель выбирает разнообразные средства развития ребенка; творческий опыт, приобретенный в детском коллективе сверстников, удваивается.
  • Эмоциональный контакт, как правило, в рамках игровой деятельности, доставляет ребенку особые впечатления от совместного творчества, формируя предпосылки к  последующим ситуациям успеха для воспитанника.
  • Дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования, школы ориентированы на создание комфортной психологической обстановки и  развития предметно-развивающей - адаптивной среды, нацеленной  на каждого конкретного воспитанника. Изучая характеристики  ребенка на начальном этапе, в дальнейшем педагоги выстраивают индивидуальный маршрут развития ребенка, подбирают те возможные средства и методы  развития, которые будут для него доступны и интересны.

    Но развивая творческие способности необходимо, учитывать, что у детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих этапах его развития. Творческое мышление напрямую зависит от уровня развития того вида мышления, которое имеет пик развития на определенном этапе. Следовательно, с самого детства у ребенка необходимо развивать творческое, критическое и независимое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте.

    Развитие креативного мышление  проходит несколько этапов:

  • сначала появляется МЫШЛЕНИЕ ВООБЩЕ (1,5-4 года) - умение делать выводы, сопоставляя одно с другим, формируются элементы творческого мышления;
  • У детей 5-10 лет развивается МЫШЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЕ - умение делать выводы, сопоставляя вещи со своим прошлым опытом; критическое мышление «работает» параллельно с ТВОРЧЕСКИМ, оно не заменяет креатив, а служит основой для формирования креативности.
  • Потом появляется МЫШЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМОЕ (с 7-10 лет) - умение делать более верные выводы, не отвлекаясь на стереотипы.
  • И благодаря свободе, которую дает независимое мышление, развивается КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Это интересно! Все дети очень креативны – это подтверждают многие тесты. Но со временем вырабатывается стереотипность мышления, которая сводит способности нестандартного поведения на «нет». Поэтому главная задача для развития креативного мышления – уход от привычного поведения. В английском языке есть знакомое многим выражение «thinking outside the box» (дословно – «мыслить за пределами коробки»), которое используется для определения нестандартного поведения. На русский язык его можно перевести так: способность мыслить вне рамок. В сущности, нужно постараться понять, что и рамок, вне которых надо мыслить, тоже не существует. Рамки коробки возникают тогда, когда вместо веселья и гулянья по бескрайним полям психики человеческая мысль день за днем уныло бредет узкой и давно заросшей родными привычками тропинкой ума. К примеру, если мы привыкли ходить домой одной и той же дорогой, можно попробовать пойти домой другим путем, и каждый день потом находить новые варианты. Полезно бывать в новых местах, изучать что-то принципиально отличное от того, что нам уже было известно. Для развития креативности отлично подходят перемены в рационе питания. Можно придумать новое меню или попробовать голодание (без фанатизма). Другой способ развития креативности – увлечение искусством. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев. От них поступают импульсы в головной мозг. Вот поэтому и было замечено, что музыканты очень сообразительны. Это в равной степени относится и к тем, кто умеет вышивать, вязать и пользоваться клавиатурой компьютера. Спортивные нагрузки, танцы, прогулки на свежем воздухе способствуют развитию творческого воображения. Кстати, наши фантазии полезно периодически тренировать. Рисуйте желаемые образы, играйте в ассоциации, визуализируйте свои мечты – это приносит не только удовольствие, но и пользу в виде исполнения желаний и развития креативного мышления.

Это интересно! Существует мнение, что за креативное мышление отвечает правое полушарие нашего мозга, и именно оно видит картину в целом, а левое полушарие отвечает за аналитические способности и детали. Поэтому люди, у которых сильно развито правое полушарие, считаются более креативными, а те, у которых более востребовано левое полушарие, способны достигать больших успехов в аналитической деятельности

Это интересно! Научно доказано, что наши ладони находятся в прямой связи с нашим мозгом. Наша правая ладошка связывается с левым полушарием мозга, которое отвечает за аналитику, а  левая ладонь связана с правым полушарием креативности. Именно поэтому большинство творческих людей левши. Таким образом, если левая ладонь в напряжении, то и правое креативное полушарие оказывается напряжено. Поэтому для того, чтобы приумножить свою творческую плодотворность, научитесь расслаблять левую ладонь. Это можно сделать любым удобным способом, например, при помощи усилия воли, при помощи медитации (необходимо расслабиться и представить,  то ладонь становится теплее) или просто ополоснуть руку теплой водой.

Это интересно! Когда нейрохирурги оперируют на открытом мозге, они оставляют пациента в сознании. У мозга нет болевых рецепторов, они находятся только в твердой оболочке устилающей череп изнутри, но это делается не для экономии анестетиков. Держа оперируемого в сознании, врачи могут немного больше контролировать процесс. Во время операции, хирург сдавливает тот или иной участок мозга и больной говорит «Мне стало жарко в левой ноге» или «я увидел вспышку»,  или «я услышал шум моря». Врач активировал зоны, где хранилась эта информация, и больной испытал новые мысли и ощущения.

III. Этап – Завершение Упражнение «Творческая жизнь»

Цель: обобщить представление частников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Время: 7–15 минут

Материалы: бумага, ручки.

Процедура: Участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них ( т.е не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п).

Обсуждение в группе разобрать все варианты. Пример:

  1. Регулярно выполнять физические упражнения;
  2. Овладеть техникой медитации и релаксации.
  3. Ведите дневник, пишите рассказы, стихи, песни записывайте умные мысли.
  4. Расширяйте кругозор своих интересов и др.

Тест «15 заданий» стр195 (сравнение результатов). ПОЧЕМУ РЕЗУЛЬТАТЫ УЛУЧШИЛИСЬ?

Демонстрация «Умственная аэробика» стр 170

Литература:

  1. Грецов А.В. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие.- СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., – 44 с.
  2. Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности».-СПб., Питер Серия: Мастера психологии, 2009., – 448 с.
  3. Йири Шерер. Техники креативности:как в 10 шагах найти, оценить и воплотить идею/ Йири Шерер:[пер. с нем. О. Гляйсснер].-М.:СмартБук, 2009.,– 136 с.: илл. – (Инновационные стратегии управления).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...