Роль игры в жизни дошкольника
статья (старшая группа) на тему

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx44.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Роль игры в жизни дошкольника

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте игра имеет огромное значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе.

 В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких – либо иных целей, чем играть.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, на волю и на поведение в целом.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Всё чаще в современном мире не находится у взрослых времени а порой и желания поиграть с ребёнком. Многие даже считают, что это пустое времяпрепровождение и не достойно, чтобы взрослый человек обращал внимание на то, во что играет его ребёнок, или как он это делает. Но, тем не менее, игра  является основой психического развития ребёнка в период дошкольного детства.

Многие отечественные и зарубежные психологи считают, что никто не разовьёт творческие способности ребёнка лучше, чем он сам. Тем не менее перед взрослым стоит задача: -развивать игру ребёнка как деятельность; -использовать игру как средство воспитания детского коллектива и отдельного ребёнка.

«Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно – доставление материала для построек, которыми уже самостоятельно займётся сам ребёнок.

В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь и т. д. Однако игра также может быть источником формирования и отрицательного опыта, когда одни и те же дети выступают как организаторы, берут себе главные роли, подавляя самостоятельность и инициативу других; в игре может найти отражение и отрицательные стороны жизни взрослых. Воспитатель должен обеспечивать накопление положительного опыта социальных отношений.

Игра даёт взрослому возможность узнать и понять внутренний мир ребёнка. Игра может опосредовать диалог с ребёнком. Игра помогает сделать образовательный процесс более увлекательным и мотивированным.

Через игру взрослый может помочь ребёнку пережить и осмыслить различные ситуации его жизни и найти новые способы поведения в них.

Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений – одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей. «Изображая Робинзона Крузо или какого- нибудь другого героя  ребёнок-искатель приключений выходит за пределы своего настоящего Я и за пределы своего повседневного мира. Разыгрывая свою роль, он в своём воображении изменяет всё окружающее, и она приобретает тот вид и смысл, который в данный момент требуется в этой роли»- Дж. Селли.

Т. А. Маркова исследуя влияние детской художественной литературы на игры детей, выяснила, что, не всякое произведение художественной литературы оказывает влияние на возникновение игры у детей. Только те произведения, в которых в яркой и доступной художественной форме описаны люди, их деятельность, поступки и отношения с другими людьми вызвали у детей желание воспроизвести в игре их основное содержание.

Немаловажным для развития сюжетно- ролевой игры является педагогический целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. педагог, организуя хранение игрушек, должен также учитывать развитие игровой деятельности. В младших группах наиболее целесообразно хранить игрушки так, что бы они находились в поле зрения ребёнка. Ведь игрушка стимулирует игровой замысел малыша, поэтому она должна быть видна и доступна. В зависимости от того, какая игрушка попадёт в руки ребёнка, он становится доктором, шофёром, или учителем.

В средней и старшей группах такой необходимости нет, т. к. дети в подборе игрушек идут от замысла игры. Но дети обязательно должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения и поддерживать соответствующий порядок. В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам (для игры в больницу, почту, путешествие и т. д.). Наличие таких готовых комплектов, состоящих из самых необходимых игрушек, позволяет детям быстрее развернуть игру, подобрать дополнительные игровые материалы. Такой набор игрушек должен составляться воспитателем совместно с детьми по мере развития игры, а не даваться детям только в готовом виде. Дети совместно с воспитателем могут изготавливать сами игрушки-самоделки.

Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать как объединяются дети в игре; кто с кем любит играть, какова нравственная основа этих объединений, их устойчивость, характер отношений в игре…Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия, заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает педагог сам может взять роль и участвовать в игре, расширяя этим ход игры. Это сближает педагога с детьми, и позволяет реализовать необходимые педагогические задачи. Таким образом успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога. который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом для детей.

Игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если остаётся самостоятельной деятельностью детей. Сюжеты детских игр - отражение окружающей их социальной жизни во всей её полноте и многообразии. Источниками для них становятся не только сцены из взрослой жизни, но и прочитанная сказка, увиденный мультфильм, спектакль. Игры детей постоянно меняются, как меняется окружающая действительность. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнёрства, дружбе, взаимовыручки, основанных на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого, пусть и маленького пока человека.

Литература: Мухина В. С. «Возрастная психология» М.: Академия,2000; Эльконин Д. Б. «Психология игры»2-е изд-е. М. Туманит, изд. центр Владос, 1999; Карабанова О. А. «Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет» Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе на тему «Умные игры» или роль игры в жизни дошкольника.

Содержание родительского собрания на тему: «Умные игры» или роль игры в жизни дошкольника. На собрании было очень много интересного....

Роль игры в жизни дошкольников

Памятка для родителей. Игровая деятельность дошкольников....

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА.

Сюжетно-ролевая игра - это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главную роль, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребено...

Конспект родительского собрания «Умные игры, или Роль игры в жизни дошкольника»

Конспект родительского собрания «Умные игры, или Роль игры в жизни дошкольника»Цель: подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка.Задачи:1Сформироватьпредставлениеотом,чтои...

Конспект родительского собрания «Умные игры, или Роль игры в жизни дошкольника»

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда закладываются основы личности, формируется воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество...

Конспект родительского собрания «Умные игры, или Роль игры в жизни дошкольника»

Конспект родительского собрания «Умные игры, или Роль игры в жизни дошкольника»...