Статья " Необходимость развития социально-педагогической направленности в дошкольных учреждениях"
статья на тему

Очир-Горяева Делгр Баатровна

В дошколшьной педагогике понятие социальная адаптация, определяется прежде всего, как медико-педагогическая проблема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Необходимость развития социально-педагогической направленности в дошкольных учреждениях

В дошкольной педагогике понятие социальная адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема. Рассматривая проблемы адаптации детей дошкольного возраста, мы видим, что характер поведения детей в первые дни их пребывания в новой среде зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, что влияет на общение детей со взрослыми и сверстниками и на отношение детей к различным видам деятельности.

Поскольку дошкольное образовательно-воспитательное поле по своему назначению представляет собой явление социальное и ребёнок развивается как личность в условиях активизации взаимосвязей дошкольного образовательного учреждения с другими неинстуциальными факторами и, прежде всего в сфере семьи, её ближайшего окружения, школы, учреждений дополнительного образования и т.д., то приоритеты в вопросах обучения и воспитания ребёнка переходят в область социально-педагогических отношений, способствующих формированию педагогически ориентированной инфраструктуры, окружающей личность.

Общеизвестно, дошкольный возраст ребёнка является наиболее эффективным для обучения и воспитания, и задача педагогических коллективов дошкольных учреждений в том, чтобы при «передаче» ребёнка из дошкольного учреждения в школу сохранить, укрепить и развить глубже и шире различные позитивные формы личностной активности каждого ребёнка, его психико-физиологические особенности, которые были воспитаны в условиях семейно-родственных отношений и среды дошкольного учреждения.

Проблема развития и социализации дошкольников, реализация их возможности, их участия в преобразовательной деятельности на современном этапе приобретают особое значение общественной потребности формирования творческой социально-ответственной личности.

Успешное решение этой задачи становится возможным при создании определённых психолого-педагогических условий для эффективного воздействия на личность ребёнка различных социальных факторов посредством организации учебно-образовательного процесса с включением в него окружающей среды. К психолого-педагогическим условиям, определяющим степень эффективности различных социальных воздействий на человека, следует в первую очередь отнести нравственно-психологический климат образовательных учреждений, ибо только в этом случае в личности формируется позитивная позиция по отношению к миру, доверие к нему, при котором следует учесть, что субъективные отношения закладываются в их контуре. Психологические особенности развивающейся личности формируются в дошкольном возрасте и, привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего её развития.

Сегодня не подлежит сомнению то, что человеческое детство представляет собой не только физиологическое, психологическое, педагогическое, но и сложное социокультурное явление, имеющее историческое происхождение и природу. Один из симптомов осознания этого - возникновение на протяжении последних 60 - 70 лет таких исследовательских областей, как культурно-историческая психология детского развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин), этнография детства (М.Мид), история детства (Ф.Ариес), экология детства (У.Бронфенбреннер) и другие. Постепенно складываются предпосылки для выработки нового - полидисциплинарного подхода к рассмотрению широкого круга проблем обучения, воспитания и развития современного ребёнка на смену традиционному - монодисциплинарному.

Социально-адаптирующая направленность дошкольного образования позволяет сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде.

Социально-педагогическая деятельность дошкольных учреждений со всей совокупностью своих средств, методов и подходов должна быть направлена на то, чтобы помочь каждой личности самовыразить себя в жизни и обрести гармонию души, уже начиная с первого шага, сделанного в дошкольном учреждении. А это, в свою очередь, предполагает развитие современных тенденций в теории и практике дошкольного воспитания - отражение в содержании возрастающей социализации и педагогизации всей системы дошкольного воспитания, которое позволяет предопределить отрыв самого учреждения от родительской среды и социокультурной сферы, в которой живёт ребёнок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сохранение духовного, нравственного здоровья детей в дошкольном учреждении"

Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках....

статья "Необходимость привития привычек ЗОЖ у детей дошкольного возраста"

Взаимодействие педагогов и родителей по формированию привычек здорового образа жизни....

Социально –педагогическая функция руководителя управления дошкольным образовательным учреждением.

В данной работе затронуты трудности управления доу.Рассмотрены основные направления социально – психологических основ организации образовательного процесса в ДОУ;раскрыта сущность коммуникативной комп...

Памятка для воспитателей "Семицветик - цветок здоровья" о нетрадиционных методах в лечебно - профилактическом направлении программы "Здоровья" по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении.

Памятка для воспитателей "Семицветик - цветок здоровья" о нетрадиционных методах в лечебно - профилактическом направлении программы "Здоровья" по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном...

Статья "Необходимость приобщения к родному краю детей дошкольного возраста "

патриотическое воспитание является важным компонентом во всестороннем развитии детей...

Необходимость развития хореографических способностей у детей дошкольных образовательных учреждений

Необходимость развития хореографических способностей у детей дошкольных образовательных учреждений. Хореографическое искусство всегда привлекало внимание детей. Танец – это мир волшебно...

В данной статье рассматривается значимость дошкольных учреждений их важнейшая роль в семейной жизни, помогая родителям в воспитании и развитии их детей. Педагоги в дошкольных учреждениях должны поддерживать партнерские отношения с семьями и сотрудничать

Публикация  статьи в журнале в № 1 (27) сетевого издания " НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI века"В данной статье рассматривается значимость дошкольных учреждений их  важнейшая роль в семей...