Главные вкладки

    Социально –педагогическая функция руководителя управления дошкольным образовательным учреждением.
    методическая разработка по теме

    Иванова Ирина васильевна

    В данной работе затронуты трудности управления доу.

    Рассмотрены основные направления социально – психологических основ организации образовательного процесса в ДОУ;

    раскрыта сущность коммуникативной компетенции руководителя;

    затронуты основы создания благоприятного микроклимата в коллективе;   -раскрыть сущность социального партнерства;

    разработан раздел программы Развития по данному направлению. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл upravlenie_dou.docx32.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Социально –педагогическая функция руководителя управления дошкольным образовательным учреждением.

    Содержание:

    1.Введение.                                                                                                      1

    2.Основное содержание                                                                                 2

    2.1.Теоритическое обоснование                                                                   2

    2.2. Разработка раздела программы Развития  в форме проектов       7                                                                                      

    3. Заключение                                                                                                  13

                                                                 

    1.Введение.

    Социально-экономические перемены общественной жизни нашей страны внесли соответствующие изменения и в российскую систему дошкольного образования, ставшей многофункциональной по своему предназначению. Достижение нового современного качества дошкольного образования за счет обновление содержательной и структурной сторон воспитательно-образовательной деятельности в каждом из образовательных учреждений для детей дошкольного возраста во многом зависят от системы его управления и каждого конкретного руководителя.

    Социально-психологические проблемы руководства современным дошкольным образовательным учреждением функционально усложняют требования к руководителю и вносят корректировку в должностную инструкцию, значительно расширяя профессиональное поле его управленческой деятельности. Именно поэтому особого внимания в содержании профессиональной деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения заслуживает выполнение социально-психологической функции управления.

     Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.

                                                     

    Актуальность и недостаточно полная научно-теоретическая разработанность указанных выше аспектов поставленной проблемы определили выбор темы работы.

    Цель: выявить основные проблемы выполнения руководителем социально – психологической функции управления, наметить пути решения выявленных проблем.

    Задачи:

    - рассмотреть основные направления социально – психологических основ организации образовательного процесса в ДОУ;

    -раскрыть сущность коммуникативной компетенции руководителя;

    -рассмотреть основы создания благоприятного микроклимата в коллективе;   -раскрыть сущность социального партнерства;

    -разработать раздел программы Развития по данному направлению.

     2.Основное содержание.

    2.1.Теоретическое обоснование.

    Руководитель несет ответственность за обеспечение благоприятного микроклимата в коллективе, личностной и профессиональной самореализации всех специалистов. Естественно, что от него зависит организация и создание условий для сплоченной работы коллектива учреждения, успешность развития взаимодействия с родителями воспитанников, с социумом. Главным профессиональным предназначением руководителя дошкольного образовательного учреждения является умение работать с людьми. Умелое владение средствами и способами общения - необходимое профессионально-личностное качество современного управленца. От этого умения зависят не только эффективность взаимодействия с другими людьми, конструктивность принимаемых

    решений, но и карьера руководителя ДОУ как специалиста, его реноме и профессиональный имидж. Все это отражается на общественном мнении о коллективе и социальном статусе дошкольного учреждения в целом.

    Современному руководителю необходимы знания психология управления, которая является одним из важнейших направлений современной социальной психологии и рассматривает психологические аспекты отношений между людьми, группами и организациями. Дошкольное образовательное учреждение – один из видов социальных институтов, система управления которого – всегда процесс активного взаимодействия субъектов, реализующих разнообразные задачи. В ДОУ постоянно происходят различные формы взаимодействия человек-человек (дети, сотрудники, родители и пр.) для реализации разнообразных задач организационной структуры учреждения, которые рассматриваются руководителем как объекты с позиций социально-психологической теории управления..

    Анализ современных нормативных документов, регламентирующих содержание профессиональной деятельности руководителя ДОУ, показывает, что нормативная база ориентирует руководителя на овладение средствами коммуникации и развитие определенных коммуникативных качеств. Следовательно, сегодня растет потребность в руководителях, способных занять гуманную позицию по отношению к участникам образования, социальным партнерам, гармонизировать межличностные взаимоотношения, установить в учебно-воспитательном процессе атмосферу взаимопонимания, сотрудничества и сотворчества, реализуя свои профессиональные функции через верно созданную модель коммуникации, что выдвигает в разряд актуальных проблему повышения его коммуникативной компетентности.

    Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

    Коммуникативная компетентность в управленческом общении требует от руководителя знания основных законов и правил межличностного взаимодействия, хорошей адаптивности и свободы владения всеми средствами общения, гибкости и адекватности в выборе психологических позиций, развитых коммуникативных способностей, умений и навыков. Коммуникативная компетентность руководителя выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной управленческой деятельности.

    Профессиональная коммуникативная компетентность позволяет формулировать цель контакта, выстраивать тактику коммуникативного взаимодействия, определять собственную позицию и позицию участников ситуации общения, прогнозировать результат и анализировать полученные результаты..
    Руководитель дошкольного образовательного учреждения,  несет непосредственную ответственность за  состояние благоприятного  социально-психологического климата в коллективе:   сплачивает людей вокруг общих целей; создаёт условия для удовлетворения их профессиональных потребностей;  готовит каждого члена коллектива к совместной деятельности на основе постоянного профессионального развития и саморазвития; устанавливает необходимые деловые отношения; мотивирует и стимулирует труд, создаёт в коллективе атмосферу уважения, доверия и успеха. Иными словами, решение социально-психологических проблем управления является для  руководителя  залогом стабильности и успешного функционирования   ДОУ  не только в режиме развития, но в  инновационном режиме. Именно создание благоприятного социально- психологического климата является хорошей профилактикой эмоционального выгорания педагогов.

     Зарубежные исследователи (С. Маслач, Р. Джексон) рассматривают синдром эмоционального выгорания как трехфакторную модель, представленную эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личных достижений.

    В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия".

    Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.

    Руководителю необходимо так структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника. Необходимо ввести систему поощрений педагогов: премии по итогам года и участия в методической работе; благодарность в приказе; ценный подарок; направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации; представление к награждению. Удовлетворению потребности в признании, самоутверждении, самовыражении служат такие формы работы, как участие в педагогических чтениях; обобщение опыта работы педагога; смотр педагогических достижений; ежегодный конкурс "Воспитатель года" и др.

    Управление ДОУ в условиях социально партнерства.

    Сегодня становится очевидно, что и любое образовательное учреждение, которое представляет собой систему разного рода структурных компонентов и взаимосвязей между ними, не может и функционировать, и качественно развиваться вне взаимодействия с другими социальными системами. Социально-экономические преобразования в России и регионе за последние десятилетия привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и, в первую очередь, системы образования. И если в  сложившихся условиях модернизации поставлены акценты на обеспечение сетевого взаимодействия образовательных учреждений, учреждений социума, семей воспитанников, то важно и необходимо организовать особого рода социальное, сетевое взаимодействие,  интеграцию дошкольных образовательных учреждений  для повышения качества воспитания и развития, как детей, так и педагогов, родителей.

    Сегодня можно говорить, что в науке складывается самостоятельное направление исследования проблем интеграции, социального взаимодействия в образовании (Г.И.Батурина, Б.Г.Гершунский, Э.Н.Гусинский, А.Я.Данилюк, Л.Б.Соколова, Г.Ф.Федорец, Н.К.Чапаев, И.П.Яковлев и другие). Новый взгляд на развитие управления образовательными учреждениями складывается благодаря актуализации сетевого взаимодействия в образовании. Речь идет об особом взаимодействии образовательных учреждений с различными социальными партнерами, которое обеспечивает построение более гибкой системы образования, способной чутко реагировать на любые изменения во внешней среде региона, учреждений, а в первую очередь – на запросы потребителей – общества, родителей, педагогов, детей.

    Одним из  стратегических направлений социального партнерства является взаимодействие с семьями воспитанников, цель которого -     поиск новых форм взаимодействия, наполнение  их актуальным содержанием и реализация его с использованием современных компетентностных технологий. Ограничиваться только пропагандой педагогических знаний сегодня неэффективно, поэтому в качестве одного их основных способов взаимодействия с семьями является психолого-педагогическое сопровождение.        

    Другое важное направление социального взаимодействия –взаимодействие дошкольных образовательных учреждений со школами , которое способствует повышению качества образовательного процесса в учреждениях .

    Для обеспечения качества образовательной деятельности ДОУ важно и целесообразно организовывать процесс социального взаимодействия не спонтанно, эпизодически, а на основе специально выстроенной системы управления. Важным является взаимодействие с музеями, домами культуры, детскими библиотеками, учреждениями: науки, здравоохранения, культуры и досуга, внутренних дел, социальной защиты населения, физкультуры и спорта и другими общественными организациями. Наиболее эффективными формами установления социального партнерства являются: организация экскурсий, организация выставок детских работ, совместных концертов; проведение мастер-классов с педагогами; организация и проведение детских праздников, конкурсов для жителей, проведение встреч с интересными людьми и другое.

    2.2.Разработка раздела программы Развития  в форме проектов.

    Представленные ниже проекты разработаны в качестве разделов программы Развития по направлению социально-психологической организации образовательного процесса в ДОУ.

    Проект « Профилактика эмоционального выгорания педагогов».

    Проблема: Отсутствие благоприятного климата в коллективе, угроза эмоционального выгорания педагогов.

    Цель: Формирование социального заказа на повышение квалификации педагогов, исходя из их профессионального развития.

    Задачи:

    1. Создать условия для саморазвития и самореализации сотрудников ДОУ.

    2. Разработать системный подход к организации непрерывного образования сотрудников.

    3. Создать условия для активного включения педагогов в жизнь коллектива.

    Мероприятия проекта

    Этапы, сроки

    их

    выполнения.

    Сведения об источниках, формах, механизмах, привлечения трудовых, материальных ресурсов для реализации проекта

    Источники финансирования

    Исполнители

    1.

    Изучение качества профессиональной деятельности педагогических кадров

     2013-2043

    Без финансирования

    ст. воспитатель

    2.

    Разработка диагностических карт профессионального мастерства и определение личных потребностей сотрудников в обучении.

    Проведение самоанализа

    2013-2014

    Без финансирования

    Педагоги ДОУ

    ст. воспитатель

    3.

    Составление индивидуальных перспективных планов повышения квалификации педагогов

    2013-2014

    Без финансирования

    Педагоги ДОУ

    ст. воспитатель

    4.

    Обучение педагогов современным технологиям взаимодействия со взрослыми и детьми (технологии проектирования, информационные технологии, технология «портфолио» и пр.)

    2013-2014

    Без финансирования

    ст. воспитатель

    5.

    Организация наставничества для профессионального становления молодых специалистов ДОУ

    2013-2014

    Без финансирования

    ст. воспитатель

    6.

    Формирование критериев для проведения ежегодных конкурсов для педагогов

    2003-2043

    Без финансирования

    ст. воспитатель

    заведующий ДОУ

    7.

    Подготовка и сопровождение аттестации педагогических и руководящих работников

    2013-2014

    Без финансирования

    ст. воспитатель

    заведующий ДОУ

    Ожидаемый продукт: 

    • Диагностические карты  профессионального мастерства по определению личных потребностей сотрудников в обучении.
    • Индивидуальные перспективные планы повышения квалификации педагогов работников.

    Социальный эффект:

    • Повышение уровня компетенции педагогов.
    • Улучшение качества образования детей посредством участия сотрудников в конкурсном движении.
    • Вовлечение педагога в жизнь коллектива.
    • Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

    Проект  « Социальное партнерство»

    Проблема: При создавшихся  в нашей стране экономических, социальных и политических условий, современное образовательное учреждение не может эффективно осуществлять функцию воспитания без установления взаимовыгодного социального партнерства.

    Цель: Создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего  поколения.

    Задачи:

    1. Найти формы эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами по вопросам оздоровления детей, а также семейного, патриотического воспитания;

    2. Совершенствовать профессиональную компетентность и общекультурный уровень педагогических работников;

    3. Формирование положительного имиджа, как образовательного учреждения, так и социального партнера.

    Социальный партнер

    Мероприятия

    Ожидаемый продукт деятельности

    Социальный эффект

    1

    Образовательное учреждение «Гимназия №2»

    Экскурсии, совместные праздники, посещение школьных постановок, выставок.

    Конспекты совместных мероприятий

    Повышение уровня готовности дошкольников к обучению в школе. Снижение порога тревожности при поступлении в

    1-ый класс.

    2

    Дом культуры и отдыха г. Балашиха

    Спектакли

    Выставки рисунков

    Обогащение социально-эмоциональной сферы детей

    3

    Детская библиотека

    Экскурсии, беседы,  посещение праздников, выставок, участие в конкурсах

    Выставки рисунков, детские рукописные книги

    Обогащение познавательной сферы детей

    4

    ГБОУВПОМО АСОУ

    Курсы повышения квалификации педагогов

    Проекты

    Презентации

    Внедрение инновационных форм и методов в работу педагогов

    5

    Музей

    Экскурсии, выставка рисунков, поделок

    Поделки, изготовленные под руководством педагогов ДОУ

    Обогащение социально-эмоциональной сферы детей.

    Формирование навыков продуктивной деятельности

    6

    Школа искусств

    Экскурсии,

    Игра-занятие

    Выставки детских работ

    Обогащение социально-эмоциональной сферы детей.

    7

    Детская поликлиника

    Профилактические осмотры,

    противоэпидемические мероприятия

    Медицинские рекомендации, карты

    Снижение числа пропусков детьми по болезни

    3.Заключение.

    Рассмотрев  составляющие социально –психологической организации образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении можно сделать вывод:

    Залогом стабильности и успешного функционирования дошкольного образовательного учреждения в режиме развития является решение социально-психологических проблем управления: ведение грамотного руководства в учреждении, создание благоприятного климата для сотрудников, организация социального партнерства с родителями и учреждениями.

     Представленные выше проекты помогут решить возникающие  трудности при организации деятельности руководителя в данном направлении.

    Литература:

    1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник – М.: ИНФА-М, 2006. – 294 с. – (Высшее образование).
    2. Макарова Л.В. Развитие профессиональной компетентности руководителя в управлении ДОУ//Практика управления ДОУ. – 2011 - № 2. – С. 39 – 42.
    3. Реан А.А. Психология личности. Социализация. Поведение. Общение: Современное учебно-практическое пособие. – СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. – 407 с. – (Психология – лучшее).
    4. Рождественская Н. Управленческая коммуникация//Народное образование. – 2001. - № 1. – С. 94-105.
    5. Руденко А.М. Управленческая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 345 с.
    6. Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М., 1980. -336 с. 
    7. 2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 239 с. 
    8. 3. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений: Автореф. дисс. д-ра психологических наук. - М.,1989. - 30 с. 
    9. 4. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект-пресс, 1996. -358 с. 
    10. 5. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002. -364 с. 
    11. 6. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе - М.: Просвещение, 1989-223 с. 
    12. 7. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организационные и коммуникативные качества. - М.: ВЛАДОС, 1999.-174 с. 



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие персональной компетентности руководителя в управлении дошкольным образовательным учреждением

    Материал может представлять интерес для начинающих руководителей, не уверенных в своих возможностях. Имеет пуликацию и сертификат "Русановских чтений" 2010 г. Всероссийский уровень....

    Развитие персональной компетентности руководителя в управлении дошкольным образовательным учреждением

    Меняющаяся социальная среда оказывают влияние на все институты жизни и, прежде всего на образование. Меняются целевые установки и соответственно происходят изменения в образовательных системах и метод...

    Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л

     Проведение занятий по модулю «Где не жить -  Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...

    Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе

    Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...

    Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

    Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...