Методическая разработка по теме: «Педагогический совет как форма управления дошкольным образовательным учреждением»
методическая разработка

В статье освещены основные требования к организации и проведению педагогических советов в ДОУ, обозначены основные подходы к проведению  творческого, эффективного педагогического совета с учетом особенностей детского сада и педагогического коллектива, представлен сценарий педагогического совета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме: «Педагогический совет как форма управления дошкольным  образовательным учреждением»

Шабалина Нина Викторовна, ст/воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 49 «Лесная сказка» г. Йошкар-Олы

Аннотация.  В статье освещены основные требования к организации и        проведению педагогических советов в ДОУ, обозначены основные подходы к проведению  творческого, эффективного педагогического совета с учетом особенностей детского сада и педагогического коллектива, представлен сценарий педагогического совета.

Ключевые слова: педагогический совет, методическая работа, совет педагогов.

В современном обществе  активно происходят как  социальное, так и экономические перемены . Несомненно, это сказывается и на образовании. Педагог профессионал, являющийся творчески мыслящейся личностью, способный генерировать и реализовывать новые идеи, необходим обществу, поэтому так важно направлять все усилия на формирование у современных педагогов потребностей и мотивов  в творческой профессиональной деятельности. Я, как ст/ воспитатель, выстраиваю методическую работу с педагогами детского сада на основе повышения их профессиональной компетенции, профессионального мастерства, в соответствии с требованиями Стандарта, проходящего в атмосфере сотрудничества и сотворчества.

      Вопросы организации и проведения педагогического совета волнуют как руководителей детских садов, так и старших воспитателей, поскольку их разработка и проведение требуют огромного напряжения ума  и сердца. Как сделать проблемной и результативной эту творческую лабораторию педагогического коллектива? Известно, что с помощью педсовета осуществляется управление развитием образовательного учреждения, следовательно, нужно сделать это мероприятие познавательным, насыщенным, интересным, продуктивным в его организации и проведении. Педагогический совет может и должен стать главным совещательным органом, лабораторией педагогического мастерства, одним из условий развития педагогического коллектива и детского сада в целом. При таком подходе к организации деятельности педагогического совета:

1. Вопросы , вынесенные на его рассмотрение, должны быть интересны всем;

2. К подготовке педсовета будет приобщено большое число модераторов. Созданы             творческие группы для решения перспективных задач;

3.Педсовет должен стать не только генератором идей, но и экспертом в работе дошкольного образовательного учреждения.

В функции Совета педагогов ДОУ входит следующее:

  • Определять приоритетное направление образовательной деятельности детского сада;
  • Отбирать и утверждать  образовательные программы;
  • Обсуждать вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования, образовательной деятельности ДОУ;
  • Рассматривать вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • Организовывать выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта;
  • Рассматривать вопросы оказания дополнительных образовательных услуг.

При подготовке педагогического совета руководителю детского сада и старшему воспитателю необходимо правильно спланировать предварительную работу: они продумывают организационные вопросы (приглашение заинтересованных лиц, повестку дня, регламент,  принятие решения). В методическом кабинете оформляется выставка по теме педсовета.

Практикой наработаны и определены требования к тематике педагогических советов.

  • Актуальность и своевременность рассматриваемых вопросов, учет результатов психолого- педагогического диагностирования, социально- педагогического окружения.
  • Значимость проблемы- темы должны быть актуальными для коллектива детского сада и требовать всестороннего и коллективного обсуждения.
  • Научность- при выборе тем следует опираться на достижения и научно- методические рекомендации психолого- педагогической науки.

            Системность-закономерность и логичность выбора тем педагогических       советов, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

  • Перспективность- нацеленность тематики на будущее детского сада.

Важно найти правильную и наиболее эффективную для каждой конкретной темы технологию подготовки и проведения педагогического совета. Продумать задачи для педагогов и творческих групп, исключить ситуации, в которых педагог мог бы отмолчаться и отсидеться. Очень важно, чтобы  очередной педсовет стал для педагогов источником новых знаний и практических рекомендаций.

Исходным документом для планирования педсоветов служит программа «Развитие» детского сада. Формы педагогических советов, методика их проведения определяются содержанием, целями, а также формами деятельности педагогического коллектива. Одной из возможных форм проведения педагогического совета может служить познавательно-интеллектуальная игра.

                                                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ

 Сценарий нетрадиционного педагогического совета по теме: «Состояние работы детского сада по формированию творческих способностей  и эстетического восприятия  в образовательной деятельности по  направлению «художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

  • Расширять представление педагогов  о художественно-эстетическом развитии ребенка (виды и жанры искусства);
  • Активизировать мыслительную деятельность педагогов; раскрыть их творческий потенциал; оптимизировать межличностные отношения;
  • Вызвать интерес к изобразительному искусству, как миру прекрасного;
  • Создать благоприятные условия для проведения игры.

Форма проведения: познавательно- интеллектуальная игра- викторина «Что? Где? Когда?»

Оснащение игры: Мультимедийный проектор, атрибутика, дидактический материал: конверты с вопросами, картинки, чёрный ящик, волчок - стрелка, песочные часы, мольберт, палитра с цветными кружками, учебно-наглядное пособие «Дошкольникам об искусстве» Т.Н.Дороновой, секторный круг.

Подготовка к педсовету:

  1. Опубликовать информационный лист о планируемом педсовете.
  2. Просмотр серии НОД в ДОУ по теме педсовета.
  3. Творческой группе подготовить оформление зала к игре- викторине «Что? Где? Когда? (плакаты, гирлянды, секторный столик).
  4. Старшему воспитателю продумать награждение участников игры.
  5. В рамках реализации тематического контроля, просмотреть  по группам состояние  предметно- пространственной среды- зона»Художественное творчество».

Повестка

Информация о выполнении решений предыдущего педсовета.

  1. Выступление руководителя ДОУ (вступительное слово перед началом педсовета).
  2. Деловая игра «Мир искусства дарит мысли, дарит чувства»  по типу игры- викторины «Что? Где? Когда?» (старший воспитатель Шабалина Н.В.)
  3.  Коллективная творческая деятельность педагогов в дошкольном образовательном учреждении (презентации воспитателей возрастных групп).
  4.  Результативность творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (по результатам  диагностики творческого воображения, методика О. Дьяченко), (сообщение педагога-психолога).
  5. Анализ смотра центров «творчества» (предметно-пространственная среда возрастных групп по изобразительной деятельности).( творческая группа педагогов).
  6. Итоги тематического контроля по теме: «Эффективность воспитательно-образовательной работы по изобразительной деятельности».информация ст/воспитателя Шабалиной Н.В.
  7. Обзор новинок  методической литературы .
  8. Рефлексия. Подведение итогов работы коллектива на педсовете. Решение педсовета, его обсуждение, дополнение, принятие.

Ход педсовета

Уважаемые коллеги!

Я предлагаю фрагмент педсовета в форме игры- викторины Что? Где? Когда? По теме: «Мир искусства дарит мысли, дарит чувства».

Правила игры:

  • Принимать всем педагогам самое активное участие;
  • Уметь слышать и слушать коллег.
  • Вырабатывать общее коллективное решение;
  • Соблюдать регламент (1 минута на размышление)
  • Не оспаривать оценку жюри;
  • Владеть культурой речи и речевым этикетом.

Действующие лица

Ведущий (он же сценарист) – старший воспитатель, хорошо подготовленный по обсуждаемой теме педагог.

Жюри: руководитель  ДОУ, педагог- психолог, музыкальный руководитель.

Команда: «Знатоки»: (педагоги, яркие «звездочки», окрыленные творческим потенциалом).

Ход игры:   Уважаемые коллеги! 

На нашу игру пришло много писем с вопросами, адресованными «Знатокам» (показываю письма). Были выбраны 5 писем, сейчас они лежат на секторном столе. Команда «Знатоки» под бурные аплодисменты занимает места. Вы крутите волчок, вскрываете письмо под определенным номером и читаете задание (на обсуждение одна минута). После ответа знатока остальные участники могут добавлять, возражать и отстаивать свою точку зрения.

Письмо № 1.  Расскажите, что Вам  известно об искусстве бумаготворчества?

                          Что развивает, формирует этот вид искусства?

Ответ: Родина  оригами- Япония .«Ори – сгибать.  Гами – бумага»

Развивает: моторику пальцев рук, психические процессы, речь, умение работать по  схеме, ориентировку на листе бумаги.

Формирует: навыки конструирования из бумаги, навык уверенности самостоятельной работы.

Главное: научить детей творить, развивать фантазию и воображение.

Письмо № 2. Перед вами два изображения, две феи изобразительного искусства, назовите их.

I - фея Живописи (в ее руке акварель, масляные краски)

Какой материал использует художник, когда  занимается живописью? (акварель, масляные краски, гуашь и т.д.).

Чем повелевает фея Живописи? (цветом)

II- фея Графики («графика» – рисую в переводе с греческого)

Чем повелевает фея Графики?

Фея Графики повелевает линией, штрихом, точкой и т.д.

Какой материал ей в этом помогает? (тушь, угольный карандаш, простой карандаш, восковые мелки).

Знакомство детей с изобразительным искусством рекомендуется начинать с рассматривания произведений графики, иллюстраций детских книг (Рачева, Конашевича, Васнецова). Для малышей  важен процесс узнавания иллюстраций, поэтому простота графики позволяет детям охватить главное.

Письмо № 3.  Уважаемые знатоки! Назовите, глядя на слайд, кто основатели этого здания искусств в столице нашей Родины- городе Москва?  Выберите из предложенных портретов одного из основателей этого прекрасного здания.

Ответ:  Здание «Третьяковская галерея», основали братья Петр и Павел Третьяковы.

Какие методические рекомендации можно дать при рассмотрении портрета?

  1. Дать понятие, что такое портрет?
  2. Показать 2-3 портрета, рассказать, что портреты могут быть в полный рост, до пояса, головы. Есть взрослые и детские портреты.
  3. Обратить  внимание на выражение лица, одежду.
  4.  Определить, каким показан человек на портрете (молодой, старый, бедный, богатый…)

 Письмо № 4.    Пишет Вам ……………

Перед Вами палитра. На предложенной палитре разложите цветные кружки (краски), придерживаясь правильного расположения цветов в радуге.

Ответ:  красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – 7 цветов.

Воспитатель старшей группы должен дать детям знание цветов спектра в их последовательности, как в радуге. Научить получать светлый оттенок путем прибавления белого цвета.

В подготовительной группе нужно научить детей самостоятельно пользоваться разнообразной цветовой гаммой.

Дети узнают, что каждый цвет имеет много оттенков. Учатся определять и передавать оттенки цвета, пользоваться смешиванием некоторых цветов для получения оттенка.

У детей формируется чувство цвета.

Письмо № 5. Пишет Вам …………..

                        Ваш педсовет посвящен изобразительному искусству, а знаете ли ВЫ   о марийском орнаменте нашей Республики?  Из каких элементов он состоит? Какие цвета присутствуют в орнаменте?

Ответ  : Орнамент марийской вышивки неоднороден,    он состоит из геометрических и растительных  элементов. Главный  цвет орнамента - красный, также присутствуют  голубой, желтый, оранжевый, темно-синий цвета.

Подведение итогов педсовета.

Что мы должны вынести из сегодняшней встречи?  Убежденность в том, что  ребенка- дошкольника необходимо развивать творчески. Требования Стандарта к результатам освоения «Программы» представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования… Художественно - эстетическое развитие предполагает формирование элементарных представлений о видах искусства: восприятие музыки, художественной литературы, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей…» (ФГОСДО,п.2.6).

Рекомендации:

  • Создайте в группах условия для самостоятельных занятий детей видами  ИЗО и художественного творчества.
  • Специальными педагогическими приемами обогащайте и расширяйте художественный опыт детей, поддерживайте и направляйте эмоционально-эстетическую трактовку образов (в рисунке ,живописи ,бумагопластике).
  • В процессе обучения детей учитывайте индивидуальные способности каждого ребенка, а также формируйте предпосылки образовательной деятельности (самоконтроль, самооценку, обобщенные способы действия).

Педагогический коллектив компетентный в вопросах  искусства  живописи, методики изобразительной деятельности, национально-регионального компонента. Надеемся, что  Вы, уважаемые коллеги, из сегодняшней встречи взяли для себя малые крупицы опыта.

Благодарим всех за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методическая разработка по теме: "Педагогический проект в подготовительной группе "Мамочка, милая, мама моя...""

"Методическая разработка по теме: "Педагогический проект в подготовительной группе "Мамочка, милая, мама моя...""...

Методическая разработка на тему " Педагогическая поддержка развития воображения детей средней группы посредством нетрадиционных техник рисования"

*Изучение теоретических  основ использования тактик педагогической поддержки в процессе рисования нетрадиционными техниками  для развития  творческого воображения детей средней группы и...

Методическая разработка на тему: «Интерактивная игра, как форма взаимодействия с родителями»

Учебно- методические материалы на тему"Интерактивная игра, как форма взаимодействия с родителями"...

Методическая разработка на тему: "Наши детки" в форме родительского собрания

Знакомство об особенностях развития детей раннего возраста....

Методическая разработка на тему: Подвижные игры как форма развития познавательной и двигательной активности детей раннего возраста

Игра - это работа детей. В ходе игры малыши всерьез заняты овладением новыми для них сенсорными и моторными навыками. Игра расширяет познания ребенка о себе и о мире, дает ему ощущение господства над ...

Методическая разработка по теме:Общение у дошкольников.Формы общения.

Тематика раскрывает возможность детей в процессе занятия расширить свое понимание "общения",разделение его на вербальное и невербальное,тонкости звуковых сочетаний и т.д....

Методическая разработка "План проведения педагогического совета по художественно-эстетическому развитию"

В материале предложен подробный план проведения педагогического совета по художественно-эстетическому развитию дошкольников. Педагогический совет проводится в форме деловой игры....