Методическая разработка "План проведения педагогического совета по художественно-эстетическому развитию"
методическая разработка

Коняшова Елена Владимировна

В материале предложен подробный план проведения педагогического совета по художественно-эстетическому развитию дошкольников. Педагогический совет проводится в форме деловой игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет № 5

Тема: «Использование воспитательных

возможностей искусства»

Цель:  повышение  уровня профессиональной     компетентности  педагогов в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

Задачи:

  • Формировать у педагогов мотивацию к профессиональному общению.
  •  Закрепить знания педагогов в области развития творческих способностей детей, а именно их способностей к изобразительной деятельности, формированию культуры.
  • Содействовать развитию педагогического мастерства и творческого потенциала в сфере художественно-эстетического направления.
  • Интегрировать творческий потенциал педагогов в развитие дошкольного образования города.

Форма проведения: деловая игра.

Участники: педагоги ДОО.

Подготовка к педсовету:

1.Изучение научно - методической литературы по данной проблеме.

2. Проведение тематического контроля «Художественно – эстетическое развитие детей».

3.Подготовить информационный лист о планируемом педсовете (план проведения, срок, подготовка к педсовету).

4.Старшему воспитателю подготовить сценарий деловой игры по теме, необходимые материалы и оборудование.

Повестка дня:

1. Вступительное слово.  Заведующий

2. Обновление содержания художественно-эстетического воспитания.

3. Сообщение  из опыта работы «Ознакомление  старших дошкольников с творчеством художников» - воспитатель Рогова С.В.

4.  Сообщение из опыта работы «Приобщение детей к  мировой культуре» -музыкальный руководитель Короткова Т.Н.

5. Сообщение из опыта работы «Художественно-эстетическое воспитание в нерегламентированной деятельности» - воспитатель Котова М.В.

6. Итоги тематической проверки «Владение педагогами современными технологиями  художественно-эстетического воспитания дошкольников»

7. Принятие решения педагогического совета.

Ход педагогического совета:

Уважаемые коллеги! Мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания дошкольников. Тема педсовета «Использование воспитательных возможностей искусства» слайд

Повестка  дня (слайд)

 и проведения педагогического совета: В ходе подготовки к педсовету было запланированы и проведены:

*Выставка пособий и дидактических игр по ознакомлению дошкольников с искусством (дата);

*Просмотр мастер – классов педагогов, педагоги были ознакомлены с графиком просмотров дата;

* Просмотр мастер – классов педагогов

* Тематический контроль «Владение педагогами современными технологиями  художественно-эстетического воспитания дошкольников»

  1. «Педагогический пробег» Слайд

А). Выбрать правильное определение

  • Художественно-эстетическое развитие в соответствии с ФГОС это- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
  • целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.
  • средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха
  • развитие эстетического мировидения, освоение эмоционально-нравственной культуры, формирование творческого воображения и образного мышления средствами художественно - эстетических видов деятельности, предпосылок общей художественной и художественно- конструктивной умелости

Б). Давайте вспомним, что включает в себя художественно-эстетическое воспитание, какие источники вы можете назвать? слайд

 Художественно – эстетическое воспитание:

  • Искусство;
  • человеческие  отношения (красота общения);
  • природа (красота природы);
  • деятельность окружающий социум (соц. среда);
  • труд (красота труда).

 А сейчас назовите компоненты художественно – эстетической творческой деятельности.

1. Изобразительная деятельность.

2. Музыкальная деятельность.

3. Мир литературного искусства. Художественная литература (чтение стихов).

4. Театрализованная деятельность.

Роль искусства в жизни общества

Изобразительное искусство – это искусство, которое создает на плоскости или в пространстве наглядное и осязаемое изображение окружающего мира. Это творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы – конкретно-чувственные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека.

Искусство сохраняется людьми, потому что является важным средством воспитания, формирования всесторонне развитой, гармоничной личности.

Искусство несет в себе образы других эстетических ценностей и само является эстетической ценностью. Выделяют несколько функций искусства.

1. Эстетическая функция. Искусство формирует эстетическое сознание (эстетические чувства, развивает интересы и вкусы), побуждает в ребенке стремление создавать новое.

2. Коммуникативная функция. Расширяет социальный опыт детей – их взаимодействие с другими людьми, природой, обществом.

3. Познавательная функция. Наглядно показывает ребенку явления природы, виды деятельности людей, общественные отношения.

4. Воспитательная функция. Выступает как средство воспитания – нравственного, эстетического.

5. Оздоровительная, медицинская функция. Способно успокаивать и утешать людей, снимать стрессы. Музыка лечит психические заболевания.

Художественно-эстетическое воспитание в нашем детском саду осуществляется на основе программ «От рождения до школы», Н.Е. Вераксы, методическим пособием Т. С. Комаровой  «Изобразительная деятельность в детском саду», « Музыкальные занятия в детском саду» Зацепиной.

В программе стоят следующие задачи:

Основными участниками художественно-эстетического развития являются дети, педагоги, родители, а также сама социально-педагогическая среда.

Сейчас я приглашаю вас отправиться в путешествие по островам искусства.

Для начала проведем разминку: Упражнение на развитие воображения

Фантастические гипотезы «Если бы…»слайд

Инструкция: В основе упражнения очень простое и давно известное выражение «Если бы…», именно это словосочетание запускает у нас свободное фантазирование.  Упражнение выполняется в парах.

Если бы у вас было дерево, на котором растут деньги, то…

Если бы вы поймали золотую рыбку, то …

 Если бы все люди стали бессмертными, то…

- Если бы у вас был клон, который бы выполнял все ваши команды, то…

- Если бы слоны умели летать, то…

- Если бы я могла летать…

- Если бы я понимала язык животных и растений…

- Если бы люди сразу (в ту же минуту) получали за свои дела…

- Если бы червяки мигрировали как птицы…

- Если бы пропало слово “если”…

- «Если б мишки были пчелами…»

«Кабы не было зимы, в городах и селах…»

Остров «Изобразительный»

Выступление воспитателя ФИО

 «Калейдоскоп изобразительного искусства»слайд

Первая команда

-  Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? Человека? Военных действий?

-  Выберите из представленных портретов портрет В. М. Васнецова и из репродукций репродукции его картин(«Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич и серый волк»).

-  Выберите из представленных репродукций картины, написанные в холодных тонах.

-  Перечислите все виды изобразительного материала, техникой которых дети старшего дошкольного возраста могут овладеть.

-  Выскажите предложения по использованию продуктов творческой деятельности детей группы в общей системе воспитательно-образовательной работы.

Вторая команда слайд

-  Как называют художника, отдающего предпочтение изображению природы? Животных? Цветов, фруктов, неодушевленных предметов?

-  Выберите из представленных портретов портрет И. И. Шишкина и из представленных репродукций («Сосна», «Рожь», «Три медведя») репродукции его картин.

-  Выберите из представленных репродукций картины, написанные в теплых тонах.

-  Перечислите все виды изобразительного материала, с помощью которых, дети младшего дошкольного возраста могут создавать рисунки.

-  Выскажите предложения по использованию продуктов творческой деятельности детей в общей системе воспитательно-образовательной работы

Остановка «Раздумье» (решение педагогических ситуаций).слайд

Первая команда

• Дети должны были нарисовать с натуры чучело белки. Им было предложено обследовать натуру разными способами: дети средней группы, изучая белку, гладили ее по шерстке, показывали части тела и т. д. ; дети старшей группы, изучали белку с опорой лишь на зрительное восприятие. Будут ли отличаться рисунки детей разных возрастных групп? Дайте психологическое обоснование своим суждениям.

• Между мамами состоялся следующий разговор. «Как хорошо рисует ваш сын. У моего,  же одни каракули. Сколько ни говорю, Чтобы рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо». – «А вы пробовали его учить?» - «Я часто усаживаю сына рисовать. Но рисунки его плохи. Наверно, у него нет способностей». Права ли в своих догадках мама плохо рисующего ребенка? Какой совет можно дать родителям, желающим развивать умения, способности своих детей?

Вторая команда

• Папа купил сыну (2 года 3 месяца) цветные карандаши. Мальчик начал рисовать, но у него ничего похожего на окружающие предметы не получилось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, на рисунке никак не получалась елка, которую ему так хотелось нарисовать. Мама сказала, что ребенку еще рано рисовать. Но отец настойчиво вкладывал карандаш в руку сына и водил им по бумаге«Давай вначале вместе нарисуем, потом у тебя одного получится». Он вслух обозначал то, что получалось в процессе совместного рисования, побуждал мальчика самостоятельно узнавать изображенное на бумаге. Проанализируйте поведение родителей, укажите, кто прав и почему. Проанализируйте действие отца с точки зрения теории Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития».

• Детям 5 лет, живущим в крупном городе, предложили нарисовать дом. Большинство нарисовали традиционный одноэтажный домик, в основе которого был изображен прямоугольник и сверху треугольник. Чем объяснить однообразие, примитивность в изображении дома на рисунках пятилетних городских жителей? С какими ошибками в обучении ребенка рисованию связаны эти явления?

Остров «Музыкальный» слайд

Важная задача музыкального воспитания - сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, водили хороводы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитием музыкальных способностей, формированием основ музыкальной культуры нужно начинать заниматься с самого раннего детства. Музыка оказывает огромное воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Музыкальные занятия в дошкольных образовательных учреждениях проводятся во всех возрастных группах.

 Блиц-опрос:слайд

  • Музыкально-ритмическое упражнение, которое встречается в механике? (Пружинка.)
  • Ансамбль из четырех музыкантов или певцов? (Квартет.)
  • Что такое серенада? (Изначально это песня, исполняемая для возлюбленной обычно в вечернее или ночное время и часто под ее окном. Такой жанр был распространен в Средневековье и эпоху Ренессанса. В эру барокко серенадой стали называть кантаты, исполняемые на открытом воздухе в вечернее время.)
  • Что такое фольклор? (Народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.)
  • Жанр музыки, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусства: музыку, хореографию, драматургию, изобразительное искусство. (Опера.)
  • С помощью каких ключей можно прочесть музыкальную запись?(Скрипичный и басовый ключи.)
  • Назовите основные жанры музыки, классифицируемые в ДОУ? (Песня, танец, марш.)
  • Назовите основное средство выражения музыки. (Звук.)
  • Назовите разновидности песни (колыбельные, свадебные, детские, серенады, романсы); танца (полька, вальс, чарльстон, фокстрот, румба, твист, рок-н-ролл); марша (детский, военный, спортивный, свадебный (торжественный), похоронный, цирковой).

 Сообщение музыкального руководителя ФИО

Остров 2 деятельностей «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ»   «ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ»слайд

Проблема развития речи в широком понимании является частью проблемы словесного творчества детей дошкольного возраста, формирования общих художественно-творческих способностей детей. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. В содержание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников также входит развитие образной, выразительной речи.

Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей.

Дети дошкольного возраста способны воспринимать композицию произведения, развитие сюжетной линии, динамику событий, взаимоотношения героев, разнообразные средства художественной выразительности (метафоры, аллегории, сравнения). Знакомя детей с литературными произведениями, необходимо серьезное внимание уделять развитию всех сторон речи: грамматической, лексической, фонетической – во взаимосвязи с развитием связной речи. Развитие речи тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как неотъемлемой части эстетического воспитания детей.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в речевом общении и самостоятельном словесном творчестве.

В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывают способность наслаждаться художественным словом, закладывают основу для формирования любви к родному краю.

Развитие речи тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как неотъемлемой части эстетического воспитания детей.

        Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают  пользоваться этим богатством в речевом общении и самостоятельном словесном творчестве.

        В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывают способность наслаждаться художественным словом, закладывают основу для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности.

Выступление воспитателя ФИО

Задания для педагогов: слайд

  • С какими жанрами художественной литературы знакомите детей? (Рассказ, сказка, басня, стихотворение.)
  • Одно из важнейших средств выражения мыслей, идей. (Слово.)
  • Назовите детских писателей. (С. Маршак, А. Барто, Е. Благинина, З. Александрова, Б. Заходер, В. Берестов, К. Ушинский, М. Пришвин, В. Бианки, Е. Чарушин, Н. Сладков, Н. Носов, В. Осеева, К. Чуковский, Б. Житков, Е. Пермяк, В. Степанов, В. Сутеев и др.)
  • Продолжите строки:
  • Мой веселый звонкий мяч…(ты куда помчался вскачь).
  • Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж… (картину, корзину, картонку и маленькую собачонку).
  • Моем, моем трубочиста чисто, чисто… (будет, будет трубочист чист, чист, чист).
  • А потом позвонили зайчатки: Нельзя ли прислать перчатки?

(а потом позвонили мартышки: «Пришлите, пожалуйста, книжки!»).

  • В доме восемь дробь один у заставы Ильича (жил высокий гражданин по прозванью каланча).
  • Мне теперь не до игрушек: я учусь по букварю… (соберу свои игрушки и Сереже подарю).
  • Знаете ли вы басни?
  • Ты все пела? Это дело! Так поди же, попляши! («Стрекоза и муравей» И. Крылова.)
  • Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало и обезьяна» И. Крылова.)
  • Назовите авторов и сказки, о которых говорится в загадках.
  • Появилась девочка в чашечке цветка,

  И была та девочка чуть больше ноготка.

В скорлупе ореха девочка спала.

 Что за чудо-девочка в том цветке жила? 

(Г.Х. Андерсен. «Дюймовочка».)

У отца был мальчик странный.

Необычный – деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный человечек деревянный? 

(А. Толстой. «Сказка о золотом ключике, или Приключения Буратино».)

  • Скажите, из каких сказок предметы?
  • Стрела («Царевна-лягушка»)
  • Туфелька («Золушка»)
  • Зеркало («Сказка о мертвой царевне»)
  • Умывальник («Мойдодыр» К. Чуковского)
  • Корыто (А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке») 
  • Горошина (Г.Х. Андерсен. «Принцесса на горошине»)
  • В каких направлениях театрально-игровой деятельности проявляется творчество детей? (Продуктивное: сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета; исполнительское: речевое, двигательное, актерские способности; оформительское: декорации, костюмы.)

Что включают в себя занятия по театрализованной деятельности? (Просмотр кукольных спектаклей и беседы о них; подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); отдельные упражнения по этике; упражнения в целях социально-эмоционального развития детей; игры- драматизации.)

Какие виды театра используются в работе ДОУ? (Бибабо, пальчиковый, театр масок, театр ложек, театр жетонов, настольный театр.)

Уважаемые педагоги, вы выполнили все задания на уже пройденных островах. Что еще оказывает влияние на развитие и формирование эстетического отношения к окружающему, интеллектуальных и художественно - творческих способностей детей? Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая эстетически развивающая среда в образовательном учреждении – это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. Среда в образовательном учреждении, организованная по законам красоты, воспитывает и развивает детей. Эта эстетическая развивающая среда является частью экологии среды обитания человека вообще и ребенка в частности. Она вызывает у детей чувство радости, создает эмоционально положительное отношение к детскому учреждению, желание посещать его.

8. Проект решения.

1. Одобрить опыт педагогов (ФИО)

2. Включать в работу по художественно-эстетическому развитию детей нетрадиционные подходы.

3. Регулярно пополнять уголки художественного творчества.

4. Продолжить проводить выставки детского творчества в группах с участием детей и родителей.

5. Продолжить работу по ознакомлению дошкольников с писателями, художниками, композиторами в следующем учебном году.

6. Пополнить музыкальный зал, книжные уголки, изо - уголки в группах портретами, играми, инструментами, книгами.

Уважаемые коллеги!

Прошу Вас ответить на следующие вопросы.

1.  С какой целью Вы посещаете выставки, музеи?

·  интересуюсь жизнью и культурой других народов;

·  это доставляет мге огромное удовольствие;

·  повышаю свою эрудицию;

·  не посещаю, считаю это пустой тратой времени.

2.  Посещение театра для Вас:

·  наслаждение театральным действием, игрой актёров;

·  развлечение, отдых;

·  случайное событие;

·  расширение кругозора.

3.  Назовите автора и книгу, которую вы сейчас читаете. Какие журналы Вы читаете?

4.  Используете ли Вы на занятиях произведения живописи? С какой целью?

·  не использую;

·  использую редко, в основном — для иллюстрирования литературного произведения;

·  для создания образа той или иной эпохи;

·  для ознакомления с русским бытом, костюмом.

5.  Какие формы театрализованной деятельности Вы используете в своей работе?

·  игры-драматизации;

·  инсценировки по литературным произведениям;

·  выразительное чтение;

·  не использую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Сценарий педагогического совета по художественно - эстетическому развитию дошкольников

Сценарий педсовета в форме деловой игры "Синтез искусств" поможет систематизировать знание педагогами  методологических основ художественно-эстетического развития дошкольников....

Сообщение к педагогическому совету «Значение художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста»

Материал для повышения компетентности педагогов ДОУ в вопросе теории по эстетическому воспитанию дошкольников....