Сценарий педагогического совета по художественно - эстетическому развитию дошкольников
методическая разработка на тему

Бернацкая Елена Григорьевна

Сценарий педсовета в форме деловой игры "Синтез искусств" поможет систематизировать знание педагогами  методологических основ художественно-эстетического развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_pedsoveta.docx42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет – Деловая игра «Синтез искусств»

Тема: «Система работы с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию»

  Цель: Совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетического воспитания дошкольников, способствовать сплочению педагогического коллектива.

Повестка дня:

  1. Выполнение решений предыдущего Совета педагогов.

  1. Вступительное слово «Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художественно-творческих способностей дошкольников».

отв: и.о.старшего воспитателя

 

  1. Сообщение из опыта работы «Нетрадиционные техники рисования»

отв: воспитатель

  1.  Сообщение из опыта работы «Художественно – эстетическое развитие посредством театрализованной деятельности»

отв.: воспитатель

  1.  Итоги тематической проверки «Система работы с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию». (Справка)

отв: и.о. ст. воспитателя

  1. Деловая игра – «Синтез искусств» с использованием презентации. Цель: Систематизировать знания педагогов о средствах, методах и приемах  художественно-эстетического воспитания детей.

отв: и.о. ст. воспитателя

  1.  Обсуждение проекта решения.

Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художестенно-творческих способностей дошкольников» (приложение 1 – презентация).

        

        Ведущий: Уважаемые коллеги, нашу сегодняшнюю встречу хочется начать с высказывания замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского: "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок". 

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

       Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.

        Что же такое художественно-эстетическое воспитание детей? Обратимся к уважаемым педагогам современности, а также к словарю по эстетике (слайд).

Художественно-эстетическое воспитание -

  • Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

                                                                                       (Д.Б. Лихачёв)

  • Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве.

                                                                                        (В. Н. Шацкая)

        Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности. (слайд)

       Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания  ДОУ - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую  музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность. (слайд).

        Каковы же задачи художественно-эстетического воспитания в детском саду? (слайд)

  • Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

И, действительно, ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе художественно-эстетического воспитания у дошкольников происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, творчества ребенка.

  • Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, аппликации, пению, движениям под музыку. 

Причем, хочется обратить ваше внимание на то, что цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

        Что мы можем отнести к средствам художественно-эстетического воспитания?  (ответы педагогов).

Основные средства художественно-эстетического воспитания – это (слайд):

Предметно-развивающая среда

Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична красива, если ребенок видит прекрасные взаимоотношения между людьми, слышит красивую речь, такой ребенок с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.

Природа

Именно в ней можно увидеть основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков, в их сочетании. Сама по себе природа это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее воспитательные возможности и делает ее наглядной для ребенка.

Искусство

(Изобразительное искусство, музыка, архитектура, литература, театр)

Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Без сомнения первый вид искусства, который воспринимает ребенок и реагирует на который  - это музыка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, поэтому у детей необходимо знакомить с лучшими образцами народной и классической музыки. Не мене важны и другие виды искусства.

 Художественная деятельность

(как организованная воспитателем, так и самостоятельная)

Воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

Именно воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

         Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Творчество детей проявляется и в составлении рассказов, придумывании стихов, а также в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.

         Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Мы сформулировали задачи художественно-эстетического воспитания детей, определили основные средства, с помощью которых мы будем решать эти задачи, но нельзя забывать и об условиях их реализации (слайд):

Условия реализации задач художественно-эстетического воспитания

  • Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

• Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.

• Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

• Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.

• Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.

• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

• Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.

• Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.

        

        Ведущий: О том, как используют техники нетрадиционного рисования в своей деятельности, расскажет..ФИО педагога…. (приложение 3,4).

        Ведущий: В настоящее время все чаще говорится о том, что необходимо использовать все имеющиеся ресурсы для эффективного развития ребенка. По мнению современных ученых, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства как мощного синтетического средства развития их творческих способностей. (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.В. Менджерицкая, Л.В. Артемова, Е.Л. Трусова и др.). Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, соединяет средства выразительности отдельных видов искусства и тем самым создает условия для воспитания творческой личности. Театр – это игра, чудо, волшебство, сказка! Каждый ребенок играет по-своему, но все дети копируют взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта.

Театрализованная деятельность способствует

  • формированию модели поведения в современном мире;
  • повышению общей культуры ребенка, его приобщению к духовным ценностям;
  • ознакомлению детей с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
  • совершенствованию навыка воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

 О том, как развивать творческие способности детей через театрально-игровую деятельность расскажет ….ФИО педагога….  (приложение 5).

        Ведущий: Итоги тематической проверки «Система работы с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию», проводимой в рамках подготовки к педсовету, подведет старший воспитатель (выступление старшего воспитателя).

 

Ведущий: Уважаемые педагоги, предлагаю вам вместе провести деловую игру по теме нашего педсовета (приложение 6) и актуализировать ваши знания по вопросам художественно-эстетического развития  дошкольников. Для этого вам нужно разделиться на две команды (на столах разложены листочки с номером команды № 1, № 2, каждый педагог путем жребия определяет свою команду).

Предлагаю вам решить кроссворд по теме «Искусство» (слайд). Отгадав все позиции, мы узнаем,  как называется образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе

х

у

д

о

ж

н

и

к

в

а

с

н

е

ц

о

в

а

р

х

и

т

е

к

т

у

р

а

м

у

з

ы

к

а

ч

а

й

к

о

в

с

к

и

й

с

к

у

л

ь

п

т

у

р

а

л

и

т

е

р

а

т

у

р

а

ж

и

в

о

п

и

с

ь

ф

о

л

ь

к

л

о

р

По горизонтали:

  1. Человек, занимающийся изобразительным и неизобразительным искусством
  2. Художник, написавший  картины «Три богатыря», «Аленушка»
  3. Монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий
  4. Вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека  
  5. Русский композитор, его балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру. 
  6. Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твердых или пластических материалов
  7. Вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово
  8. Вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность
  9. Народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом?

Мозговой штурм (слайд):

  • Назовите направления художественно-эстетического развития дошкольников в соответствии с программой

Приобщение к искусству;

Изобразительная деятельность;

Конструктивно-модельная деятельность;

Музыкальная деятельность.

  • Назовите материалы, которые Вы используете в изобразительной НОД. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)

  • Назовите методы и приемы в изобразительной деятельности. (Наглядные методы и приемы: наблюдение. Рассматривание (обследование) предмета, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия. Словесные: беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово. Практические: экспериментирвание с цветом, различными изобразительными средствами. Игровые)
  • Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. ((Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)
  • Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)
  • Назовите способы лепки, основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Пластический и конструктивный. Скатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)
  • Назовите основные жанры музыки, классифицируемые в ДОУ(Песня, танец, марш.)
  • В каких направлениях театрально-игровой деятельности проявляется творчество детей? (Продуктивное: сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета; исполнительское: речевое, двигательное, актерские способности; оформительское: декорации, костюмы.)

Проверим, как хорошо вы знаете признанных мастеров живописи и музыки,  и их творчество.

Игра «Найди пару»

Ира «угадай мелодию» Узнайте автора произведения по прослушанному  отрывку музыкального произведения:

Прочтите предложение удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно

«Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».

Покажите, как здоровается Снежная Королева, как радуется Карлсон.

Старший воспитатель подводит итоги педагогического пробега, оценивает активность и правильность ответов каждой команды.

                Старший воспитатель: Наш педсовет подходит к концу. А теперь предлагаю вашему вниманию проект решения педагогического совета (проект обсуждается и принимается в окончательном варианте – приложение 7).

Закончить сегодняшнюю встречу хочется словами Д.Б. Кабалевского «Видеть музыку, слышать живопись», которые на мой взгляд могут стать  девизом совместной работы нашего педагогического коллектива по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников.

Используемая литература:

- Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. методическое пособие «Росинка» модуль «В мире прекрасного» -  Москва, «Владос», 2010 г.;

- Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников «Красота. Радость. Творчество» - Москва, Педагогическое общество России, 2005 г.;

- Комарова Т.С. «Детское художественное творчество» - Москва, Мозаика-синтез, 2010 г.;

- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания,обучения и развития детей2-7 лет «Цветные ладошки» - Москва, ТЦ «Сфера», 2012 г.;

- Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. «Развиваем способности дошкольников» -Москва, ТЦ «Сфера»,2010 г.;

- Штанько И.В. «Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход» - Москва, ТЦ «Сфера», 2009 г.;

- Журнал Музыкальный руководитель №  4/2006 г.

- Интернет ресурсы.

Решение педсовета:

1. Продолжать осуществлять комплексный подход к эстетическому воспитанию и развитию детей, гармонично сочетая все формы организации их художественной деятельности, создавая условия для развития самостоятельной творческой деятельности в уголках изобразительной и театральной деятельности.

Отв: воспитатели групп

 Срок: постоянно        

2. Развивать художественный вкус, творческие способности детей, желание осуществлять свои замыслы с помощью умений, полученных ранее, знакомя их не только с основными видами искусства, но и со всеми жанрами, доступными детскому восприятию.

Пополнить уголки изобразительной деятельности, музыкальные уголки.

Отв: воспитатели групп

Срок: постоянно.

3. Включать в обучающий педагогический процесс интегрированные занятия.

Отв: воспитатели групп

Срок: постоянно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Совершенствование педагогических компетенций по художественно-эстетическому развитию дошкольников"

В рамках решения годовой задачи в детском саду прошел педагогический совет "Совершенствование педагогических компетенций по художественно-эстетическому развитию дошкольников"....

Сообщение к педагогическому совету «Значение художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста»

Материал для повышения компетентности педагогов ДОУ в вопросе теории по эстетическому воспитанию дошкольников....

Педагогический проект по художественно – эстетическому развитию дошкольников тема: «Волшебный мир театра»

Проблема проекта обусловлена недостаточным вниманием  родителей  и детей к театру, слабо сформированными игровыми навыками в «актёрском мастерстве»Поверхностные знания родителей ...

Методическая разработка "План проведения педагогического совета по художественно-эстетическому развитию"

В материале предложен подробный план проведения педагогического совета по художественно-эстетическому развитию дошкольников. Педагогический совет проводится в форме деловой игры....