Игры с песком.
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Есина Ольга Михайловна

В статье описаны основные виды "песочных" сред, используемых в работе с детьми, а также актуальность и эффективность метода "Sand-Art"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_peskom.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с песком.

Игра с песком - самая универсальная, увлекательная, интересная игра для детей любого возраста.

Трудно переоценить педагогические и психологические аспекты использования песка – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания...Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия, – все это в совокупности и лежит в основе оздоровительного (терапевтического) эффекта для ребенка

Рисуя песком, ребенок испытывает удовольствие, новые впечатления, и это побуждает его к новым открытиям и изобретениям. Таким образом, ребенок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке. Образы, возникающие в сознании, находят свое выражение в реальных видимых формах.

Метод рисование песком помогает развивать у ребенка :

познавательные процессы(восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);

-  творческий потенциал, раскрывает  уникальные способности, способствует формированию коммуникативных навыков;

-  мелкую моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (логопедия);

- равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга - развить межполушарное взаимодействие, ребёнок создаёт рисунки двумя руками;

- гармонизирует эмоциональное состояние, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей).

У тнхники искусства рисование песком можно встретить множество названий, среди которых: рисование песком, рисование на песке картин, картины из песка, песочная графика, пескография, шоу песчаных картин, песочная анимация. В последние годы за техникой закрепилось англоязычное название «Sand-Art», что означает «песочное искусство.

В педагогической работе с детьми песок может использоваться в рамках различных средств и методов, преследуя решения различных психолого-педагогических задач. Млжно выделить несколько основных песочных сред – видов «песочниц». Используемых в работе с детьми в соответствии с доминирующими психолого-педагогическими задачами их использования.

  1. Игровая песочница – конструирование из песка (создание детьми из мокрого или сухого песка разнообразных сооружений и их обыгрывание, а также изготовление песочных фигурок из песка с использованием различных формочек). Основная педагогическая задача деятельности в песочной среде – развитие фантазии, игровой и манипулятивной деятельности детей. Этот вид песочницы чаще всего используется с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
  2. Терапевтическая песочница (юнгианская песочница) – внешне представляет собой песочницу из дерева, как правило размером 50*70*10, дно и борты которой выкрашены в голубой цвет. Данная песочница используется в рамках метода песочной терапии, основоположниками которого явились Карл Густав Юнг, Дора Калф, Маргарет Ловенфельд, предполагающего выстраивание ребенком на песке своих «миров» с использованием миниатюрных игрушек и предметов и «проживание» событий этого «мира» вместе с психологом на основе использования им специальных психотерапевтических техник, что способствует решению различных проблем ребенка. Основная задача данного метода : выявление и коррекция и преодоление возникших у него психологических проблем.
  3. Дидактическая песочница – это песочная среда (песочница, песочный планшет, поднос для песка или другая емкость), которая используется для проведения с детьми фрагмента или целого занятия  познавательного характера (НОД). Характер манипуляций с песком здесь может быть различный: и рисование, и расположение на песке картинок. Игрушек, природных материалов, и другие виды манипулирования с песком (пересыпание, выдувание и пр.) Основные задачи: познание окружающего мира, развитие познавательных способностей ( внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), речи, обучение умениям и навыкам.
  4. Графическая песочница – это специально созданная песочная среда для рисования песком (специальные подносы для рисования песком, световые планшеты и столы). Рисование в графической песочнице осуществляется в технике «Sand-Art». Основная задача – развитие графических навыков, мелкой моторики, фантазии и творчества.

Необходимо отметить, что, не смотря на то, что каждый вид песочницы решает преимущественно свои задачи, не исключена их интеграция.

Используемая литература:

  1. Вайнова А. Песочное рисование. – Ростов н/Д,2014
  2. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница – М., 2010
  3. Тупичкина Е.А. Мир песочных фантазий – М., 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно заполняя всю ёмко...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

ldquo;Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить&rdq...

«МАГИЯ ПЕСКА» (игры с песком – это вид деятельности, который дарит детям радость)

Песок, по мнению психотерапевтов – вещество, способное вызвать у человека самые богатые ассоциации. Сухой песок способен «течь» как вода. Кроме того, песок – это некоторая &laq...

Игры с песком и на песке

Картотека игр с песком....

Методическая разработка по комплексу игр с песком. Игры с песком - полезное занятие

Методическая разработка по комплексу игр с песком.Игры с песком - полезное занятие...

Картотека "Игры с песком и на песке"

Игры для детей дошкольного возраста...