Статья для родителей: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
статья (младшая группа) на тему

Вихарева Виктория Алексеевна

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35 комбинированного вида Колпинского района г.Санкт-Петербурга

 

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

https://w-dog.ru/wallpapers/14/15/497892013003972.jpg

                                                                              Разработала:

Вихарева Виктория Алексеевна,

воспитатель              

2018г

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус!

Речь ребенка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в игры, предполагающие активную работу кистей рук, читать стихи и петь весёлые песенки. Важно помнить и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Задания должны приносить ребенку радость. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не забывать хвалить ребенка.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры», которые можно проводить и дома.

Например такие как:

Упражнения с пальчиками

1. «Осень»

Осень, осень,(трем ладошки друг о друга)

Приходи!(зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Погляди!(ладони на щеки)

Листья желтые кружатся (плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся.(ладони положить на колени)

Солнце нас уже не греет,(покачать головой)

Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы, (сделать«птицу» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится.(барабанить пальцами тo по одной, то по

другой ладони)

Шапки, куртки надеваем(имитируем)

И ботинки обуваем (топаем ногами)

2.

Вышла курочка гулять (шагают двумя пальцами – указательным и
Свежей травки пощипать
средним – каждой руки),
А за ней ребятки -
(щиплющие движения всеми пальцами каждой
Желтые цыплятки
руки, бегут всеми пальцами обеих рук)
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко
(хлопают в ладоши)
Не ходите далеко 
(грозят пальцем ведущей руки)
Лапками гребите
(гребущие движения каждым пальцем обеих рук

одновременно, большие пальцы фиксируют

ладони у края стола)
Зернышки ищите»(дети собирают зерна поочередно двумя

пальцами каждой руки или обеих рук

одновременно: большой – указательный,

большой — средний и т.д.).

3.

Раз, два, три, четыре, пять(загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.("идём" по столу указательным и средним

пальчиками)

Бабу снежную лепили,("лепим" комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались,(ведём указательным пальцем правой

руки по ладони левой руки одной

стороной, то другой)

А ещё в снегу валялись.(кладём ладошки на стол,то одной

стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли.(отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли.(движения воображаемой ложкой, руки

под щёки)

4.

Мы капусту рубим, (прямые кисти вверх, вниз)
Мы морковку трем, (трем правым кулачком по левой ладони)
Мы капусту солим, (щепотка)
Мы капусту жмем. (сжимаем обе кисти в кулаки)

5.

Бабушка очки надела, («очки»)
И на стульчике присела, («стол», «стул»)
Только в книжку заглянула, («закрытая книга» «открытая»)
Улыбнулась и уснула. (ладони под щеку)

Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»«влево»«вниз»«вверх» и т. д. Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами.

Такие как:

- Игры с пуговицами («Застегни карманчик»;

- Игры – шнуровки («Зашнуруй ботинок») ;

- Игры с прищепками («Постираем платочки») ;

- Игры с сыпучими материалами («Месим тесто») ;

- Игры с бусинами, макаронами («Бусы для мамы»,«Найди такую же») и многие другие.

- Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками) ;

- Аппликация (сначала просто рвать, а потом и вырезать ножницами кусочки бумаги, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги) ;

- Лепка (лепка из пластилина или соленого теста; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание) .

- Игры на песке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка;

- Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться.

Вместе с тем, развитие мелкой моторики руки в условиях системы дополнительного образования позволяет значительно расширять моторные возможности, готовить руку ребенка к письму, рисованию, к успешному выполнению практической деятельности с предметами. Совершенствование двигательных качеств способствует более быстрому формированию трудовых навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для родителей " Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Формировать у родителей умение организовать совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста, через использование нетрациционной ...

Статья. Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковая гимнастка"

Известный физиолог И.П. Павлов считал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Доказано, что развитие руки находится в тесно...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

   Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика рук....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры».      ...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста".

Чтобы стимулировать развитие речи у ребёнка, необходимо развивать мелкую моторику рук(движения пальцев). Ребёнок постоянно изучает окружающий мир и основным методом накопления информации идёт через пр...

Статья "Инновационные технологии развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно cвязана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-дейcтвенного мышления и разв...