программа кружка "Складушки"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Шомоева Айгюль Эсеновна

программа кружка по формированию ЗКР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кружок по формированию ЗКР28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования городского округа «город Якутск»

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающие вида с приоритетным осуществление деятельности

по познавательно-речевому развитию детей № 9 «Якутяночка»

677000, Республика Саха (Якутия) г. Якутск ул. Чернышевского 12/3, 45-03-67,

45-11-99,

e-mail: detsad9@sakha.ru, detsad9@yaguo.ru

ЗАВЕРЯЮ

Заведующая МБДОУ

Д/с №  9 «Якутяночка»

__________________

 Сметанина Н.Г.

Рабочая программа кружка по формированию

звуковой культуры речи

«Складушки»

На 2017-2018 учебный год

Воспитатель

 Шомоева А.Э.

Пояснительная записка

Дошкольное детство - самый благоприятный период для развития речи - от ее содержания и до орфоэпических качеств, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне его культуры. Полноценная речь - необходимое условие успешного обучения в школе.

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого, или фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи. Очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – это одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста, задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой. Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (связанного с конкретной ситуацией и разнообразной деятельностью) общения взрослых с детьми. Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм:

- произносительных;

- орфоэпических;
- грамматических;
- стилистических.

В настоящее время наблюдается рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.

В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего. Однако, чтобы вовлечь детей в образовательный процесс, можно использовать данные технологии как средство развития познавательного интереса.

Организационно-методическое обеспечение.

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения.   Занятия проводятся 2 раза в месяц с октября по апрель, в подгруппе из 7-8 детей. Всего 14 занятий по 20 минут.

Для проведения занятий используются следующие материалы и пособия:

- Игрушки

- Предметные и сюжетные картинки

- Детские книжки-забавы

- РИВ «Складушки»

 - мультимедиа, ИКТ

Форма обучения игровая.

Методы организации занятий:

  1. Словесные
  2. Наглядные
  3. Практические

Формы организации занятий:

  1. Подгрупповая
  2. Индивидуальная

Формы работы с детьми:

1. Артикуляционная гимнастика. Цель: учить правильно выполнять артикуляционную гимнастику; развивать артикуляционный аппарат.

2. Дидактические игры и упражнения. Цель: учить детей узнавать животных по звукоподражанию. Уточнять и закреплять произношение звуков.

3. Игровые упражнения.  Цель: учить детей менять силу голоса по сигналу воспитателя. Развивать речевую активность.

4. Чтение и рассказывание стихов, сказок, рассказов. Цель: учить внимательно слушать, правильно произносить звуки; развивать слуховое внимание и выразительность речи.

5. Дыхательная гимнастика. Цель: учить детей правильно дышать (плавный вдох, длительный выдох, сила вдоха и выдоха)

Характерными особенностями занятий является:

  1. Направленность занятий на развитие ребёнка
  2. Доброжелательная творческая атмосфера
  3. Игровая форма занятий

Цель работы кружка: формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Задачи:

1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.

2. Развитие дыхания.

3. Развитие артикуляционного аппарата.

4. Формирование умения регулировать силу голоса.

5. Формирование правильного звукопроизношения.

6. Воспитание культуры речевого общения.

7. Разработка электронных пособий и интерактивных игр для развития связной речи, слухового внимания, слухового восприятия.

Перспективный план работы кружка «Складушки»

Тема

Цель

1

Дидактическое упражнение «Маша заблудилась»

Развитие артикуляционного аппарата и формирование слухового восприятия. Одновременное вырабатывание длительного речевого выдоха и умение менять громкость голоса.

2

Дидактическое упражнение «Скажи [а]»

Отрабатывание четкого и правильного произношения звука.

3

Дидактическая игра «Кто позвал?»

Развитие слухового восприятия.

4

Дидактическая игра «Едет-едет паровоз».

Закрепление отчетливого и, по возможности, длительного произношения звука [у].

5

Дидактическая игра «Прятки в лесу».

Вырабатывание четких движений, обучение умению менять громкость голоса и делать длительный ротовой выдох.

6

Дидактическое упражнение «Дует ветер».

Обучение умению пользоваться голосом различной громкости, развитие речевого дыхания, закрепление правильного произношения звука [о].

7

Дидактическая игра «Что ты слышишь?».

Развитие слухового восприятия

8

Упражнение «Ослик».

Правильное произношение звуков [и], [о] (слитно на одном выдохе, плавно выдувая воздух).

9

Игра «Снежинки».

Подготовка артикуляционного аппарата к произношению звука [п], отрабатывание произношения звука на выдохе.

10

Чтения стихотворения А. Барто «Кто как кричит?»

Отрабатывание четкого произношение звуков [м], [а], [у], правильное воспроизведение звукопроизношения.

11

Игра «Пускание корабликов».

Развитие умения делать плавный, длительный выдох.

12

Игра «Птицеферма».

Отрабатывание произношение звукоподражаний, развитие артикуляционного аппарата, выполнение звукоподражания на одном выдохе.

13

Игра «Угадай, что делают».

Обучение умению определять действия по звуку.

14

Игра «Гусенок и жеребенок».

Отрабатывание правильного произношения звука [г], закрепление произношения гласных [и], [а], [о].

Рассказ «Непослушный цыпленок»

Обучение умению отвечать на вопросы, отрабатывание четкого произношения звука [ц] в словах.

  • Каждое занятие начинается с артикуляционной и дыхательной гимнастики.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : мозаика-Синтез

2. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. М. : Просвещение, 1991

3. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. / - Ярославль: «Академия развития», 1997.

4. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

5. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. “Дошкольная педагогика и психология”. / А.М. Бородич - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981.

6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии; Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.0308 “Дошк.воспитание”. - М.:Просвещение, 1989.

УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

1. Снег.

 Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

2. Футбол.

 Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".

3. Дудочка.

 Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

4. Губная гармошка.

 Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

5 Цветочный магазин.

 Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

6. Свеча.

 Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

7. Косари.

 Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и "отведение косы" в сторону, на сильную - выдох и "взмах косой".

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3-4 лет.

Для маленьких детей занятия артикуляционной гимнастикой — серьёзная работа, какими бы легкими ни казались эти упражнения для вас. Чтобы ребёнок не отвлекался и не уставал, превратите эту работу в весёлую игру.

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц].

1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.

3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.

4. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы » изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

5. «Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине языка через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить 4-5 р.

6. «Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р.

7. «Ледяная горка» — сделать «горку» и указательным пальчиком ребенка надавить на «горку». Язык должен быть твердым и сопротивляться давлению пальца, не отодвигаться. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р.

8. «Горка закрывается — открывается» — сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны), затем открыть рот снова (язык все время упирается в нижние зубы). Выполнять под счет до 5. Повторить 4-5 р.

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.

3. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя…». Повторить 4-5 раза.

4. «Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 4-5 р.

5. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.

6. «Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл…». Тянуть этот звук 5-7 с. Сделав сначала глубокий вдох.

7. «Подуй на чёлку!» — высунуть широкий кончик языка, поднять к верхней губе и подуть вверх. Воздух идет по середине языка, щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз.

8. «Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с

Повторить 4-5 р.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’].

1. «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5—7 с. Повторить 4-5 р.

3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Зубы не двигаются, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.

4. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.

5. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3—5 раз.

6. «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево-вправо. Зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.

7. «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.

8. «Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка»). Повторить 2-3 раза.

9. «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...