Рабочая программа воспитателя
рабочая программа (младшая группа) по теме

Журавлева Оксана Владимировна

Рабочая программа младшей группы  спроектирована с учетом Образовательной программы детского сада , с  ФГОС дошкольного образования, запросов родителей. Она определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и  организацию образовательного процесса в младшей группе  МБДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mladshaya_2017-18.docx109.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Берёзка»

Принята:

Педагогическим советом ДОУ

Протокол № 2 от «10» сентября 2017 года                                          

                                       Утверждена:

                   заведующим  МБДОУ №5

    «Берёзка» ________ Федориной Н. М.

               Приказ № _____ от «___»___________ 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ

 

ЖУРАВЛЕВОЙ ОКСАНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

НА 2017-2018 Г.

                                                                                                                   г.Сергач  2017-18

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Целевой раздел…………………………………………………………………………………………………………………………...

3

1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………..

3

1.2.  Цель и задачи программы……………………………………………………………………………………………………………..

3

1.3.  Принципы и подходы в организации образовательного процесса средней группы ДОУ………………………………………..

4

1.4. Планируемые результаты освоения программы………………………………………………………………………………………

6

2. Содержательный раздел………………………………………………………………………………………………………………….

11

2.1.  Особенности организации воспитательного  образовательного процесса у детей 3-4 лет……………………………………….

11

2.2.образовательная область «социально-коммуникативное развитие»………………………………………………………………..

11

2.3. Образовательная область «познавательное развитие»………………………………………………………………………………..

14

2.4. Образовательная область «речевое развитие»………………………………………………………………………………………...

18

2.5. Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»……………………………………………………………….

21

2.6. Образовательная область «физическое развитие»……………………………………………………………………………………

24

2.7. Формы, способы, методы и средства реализации программы………………………………………………………………………

26

3.  Организационный раздел……………………………………………………………………………………………………………….

35

3.1. Режим дня……………………………………………………………………………………………………………………………….

35

3.2. Расписание занятий  в младшей группе (3-4 года)…………………………………………………………………………………..

36

3.3. Культурно-досуговая деятельность…………………………………………………………………………………………………….

37

Приложение

Приложение 1.  Паспорт группы

Приложение 2. Комплексно-тематическое планирование

Приложение 3.  Возрастные особенности детей 3-4 лет

Приложение 4.  Примерный список литературы для чтения детям

Приложение 5.  Примерный музыкальный репертуар

Приложение 6.  Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа младшей и средней групп (далее Программа) спроектирована с учетом Образовательной программы МБДОУ детского сада №5 «Берёзка», с  ФГОС дошкольного образования, запросов родителей. Она определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и  организацию образовательного процесса в средней группе  МБДОУ.

Нормативно-правовую основу для разработки Программы составили:

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

- Приказ МО и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155 (ФГОС дошкольного образования.)

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"-  (с изменениями на 27 августа 2015 года).

- Основная образовательная программа ДОУ разработанная на основе примерной основной образовательной программы - «От рождения до школы»- (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева).

1.2.  Цель и задачи Программы

«Программа» направлена на создание оптимальных условий для развития ребенка 3-4 лет, открывающих возможности его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности,  создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Ведущая цель Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника 3-4 лет.

Эта цель реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

Для достижения цели Программы первостепенное значение имеет решение следующих задач:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательного-образовательного процесса в средней группе  МБДОУ;

• творческая организация воспитательного-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество детей 3-4 лет  в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в  ДОУ и семье;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

1.3.  Принципы и подходы в организации образовательного процесса средней группы ДОУ

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа направлена на всестороннее развитие детей 3-4 лет, формирование их духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Программа построена с учетом следующих принципов:

• развивающего образования, целью которого является развитие ребенка 3-4 лет;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей среднего дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

• принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей 3-4 лет, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса (см. Приложение № 1)

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности средних дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

• предполагает построение образовательного процесса в средней группе на адекватных возрасту формах работы с детьми;

• допускает варьирование образовательного процесса в средней группе в зависимости от региональных особенностей;

• строится с учетом соблюдения преемственности между детским садом и начальной школой, сотрудничество с семьей.

Отличительные особенности Программы:

*Направленность на развитие личности ребенка.

 Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

*Патриотическая направленность

В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях 3-4 лет патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

*Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей

Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей 3-4 лет стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Нацеленность на дальнейшее образование

Программа нацелена на развитие в детях среднего дошкольного возраста познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

*Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей   

Одной из главных задач, которую ставит Программа является забота о сохранении и укреплении здоровья детей 3-4 лет, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

*Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка

Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей,  как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).

*Взаимодействие с семьями воспитанников

Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников.

1.4. Планируемые результаты освоения программы

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

У ребенка сформированы навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице, элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.

Может пожалеть сверстника, обнять его, помочь, внимательно, заботливо относиться к окружающим, поделиться с товарищами.

Способен дружно, в коллективе сверстников, вместе пользоваться игрушками, книгами.

Проявляет желание помогать друг другу. Соблюдает правила вежливого отношения к окружающим. Самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи».

Имеет первичные гендерные представления (я мальчик, девочка).

Имеет первичные представления об изменении социального статуса ребенка в связи с началом посещения детского сада.

Называет членов его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.)

У ребенка сформировано положительное отношение к детскому саду.

Знаком с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, традициями детского сада, группы.

Обращается к воспитателю и младшему воспитателю по имени отчеству. У ребенка сформировано уважительное отношение к сотрудникам детского сада.

Следит за своим внешним видом; правильно пользуется мылом, аккуратно моет руки, лицо, уши; насухо вытирается после умывания, вешает полотенце на место, пользуется расческой и носовым платком.

Сформированы навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

Имеет навык опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Имеет желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.

Самостоятельно выполняет элементарные поручения, готовит материалы к занятиям,

Выполняет индивидуальные и коллективные поручения, понимает значение результатов своего труда для других.

Договаривается с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботится о своевременном завершении совместного задания.

Самостоятельно поддерживает порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирает на место строительный материал, игрушки; помогает воспитателю подклеивать книги, коробки. Самостоятельно выполняет обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставляет хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставит салфетницы, раскладывает столовые приборы (ложки, вилки, ножи)

В весенний, летний и осенний периоды участвует в посильной работе на огороде и в цветнике, имеет желание ухаживать за растениями в группе, подкормке зимующих птиц.

Знает профессии близких людей, значимость их труда, имеет интерес к профессиям родителей. Имеет представление о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, правилах поведения в природе.

Различает проезжую часть дороги, тротуар, понимает значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора, имеет первичные представления о безопасном поведении на дорогах, понятие о работе водителя.

Имеет представление о источниках опасности дома, навыки безопасного передвижения в помещении, соблюдает правила в играх с мелкими предметами. Обращается за помощью к взрослым, соблюдает правила безопасности в играх с песком, водой, снегом.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Умеет сосредоточивать внимание на предметах и явлениях развивающей предметно-пространственной среды; устанавливает простейшие связи между предметами и явлениями, делает простейшие обобщения. Определяет цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к себе. Знаком с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость). Имеет исследовательский интерес, проводит простейшие наблюдения, обследует предметы, включая простейшие опыты. Группирует и классифицирует знакомые предметы.

При восприятии использует все органы чувств, выделяет цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группирует однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Воспринимает цвет, форму, величину, осязаемые свойства предметов, звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.

Подбирает предметы по цвету и величине, собирает пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета; собирает картинку из 4–6 частей.

В совместных дидактических играх выполняет постепенно усложняющиеся правила.

Имеет представление о предметах ближайшего окружения, их назначение, о театре (через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы), о ближайшем окружении: дом, улица, магазин, школа.

Образовательная область «Речевое развитие»

Общается со знакомыми, взрослыми и сверстниками, посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.)

Имеет навык обращения к взрослым, зашедшим в группу.

Взаимодействует и налаживает контакты друг с другом в быту посредством речи.  Самостоятельно рассматривает картинки, книги, наборы предметов; слушает рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.

Имеет представления и называет особенности поверхностей, (гладкая, пушистая, шероховатая), названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

Различает и называет существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка)

Понимает обобщающие слова, называет части суток, домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Внятно произносит в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з— ц.

Развита моторика речедвигательного аппарата, слухового восприятия, речевого слуха и речевого дыхания, артикуляция звуков.

Имеет навык применения правильного темпа речи, интонационной выразительности. Отчетливо произносит слова и короткие фразы, говорит спокойно, с естественными интонациями.

Согласует прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Употребляет в речи существительные с предлогами (в, на, под, за, около); имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Получает из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств. Составляет предложения с однородными членами.

Вступает в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Ведёт диалог с педагогом: слушает и понимает заданный вопрос, понятно отвечает на него, говорит в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Умеет говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи», делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, доброжелательно общается друг с другом.

Слушает знакомые, любимые художественные произведения; новые сказки, рассказы, стихи; следит за развитием действия, сопереживает героям произведения; объясняет поступки персонажей и последствия этих поступков.

Повторяет наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, умеет договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

С помощью воспитателя инсценирует и драматизирует небольшие отрывки из народных сказок, читает наизусть потешки и небольшие стихотворения. Умеет рассматривать иллюстрации, интересуется книгами.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Развиты эстетические чувства, художественного восприятия, положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

Имеет представление об элементарных средствах выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), умеет различать виды искусства через художественный образ.

Готов посещать кукольный театр, выставки детских работ.

Развито эстетическое восприятие; умение обращать внимание на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные).

Сформирован интерес к занятиям изобразительной деятельностью: в рисовании, лепке, аппликации изображает простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

Развито умение обследовать предметы, эмоционально откликаться на красоту природы, произведений искусства, создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации;

Развито умение передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы.

Правильно держит карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; свободно двигает руку с карандашом и кистью во время рисования, располагая изображение по всему листу.

Различает названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), знаком с оттенками (розовый, голубой, серый). Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.

Украшает дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разные предметы (блюдечко, рукавички); ритмично наносит линии, штрихи, пятна, мазки; изображает простые предметы, рисует прямые линии в разных направлениях, перекрещивая их.

Изображает предметы разной формы и предметы, состоящие из комбинаций разных форм и линий, создает несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета или изображая разнообразные предметы.

Имеет представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.

Сформировано умение аккуратно пользоваться глиной, лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей; объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию, украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их, путем прижимания друг к другу.

Сформировано умение предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали, разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их; аккуратно пользоваться клеем; создавать в аппликации на бумаге разной формы предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету.

Проводит простейший анализ созданных построек.

Различает, называет и использует основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружает новые постройки, используя в них детали разного цвета.

Располагает кирпичики, пластины вертикально на определенном расстоянии, создает варианты конструкций, добавляя другие детали, имеет желание сооружать постройки по собственному замыслу обыгрывает постройки, объединяет их по сюжету; способен изменять постройки заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину.

Эмоционально отзывчив, различает характер музыки. Знаком с музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем.

Слушает музыкальное произведение до конца, понимает характер музыки, определяет и узнает части произведения. Различает звуки по высоте в пределах октавы, замечает изменение в силе звучания мелодии.

Различает звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов.

Поет без напряжения в диапазоне ре(ми)-ля(си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносит слова, передавая характер песни.

Допевает мелодии колыбельных песен и весёлых мелодий.

Двигается в соответствии с музыкой и силой её звучания, реагирует на начало звучания и её окончание, улучшает качество исполнения танцевальных движений.

Знаком с детскими музыкальными инструментами, их звучанием, способен подыгрывать на детских ударных инструментах.

Образовательная область «Физическое развитие».

Различает и называет органы чувств (глаза, рот, нос, уши).

Имеет представление о полезной и вредной пище.

Имеет представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.

Знаком с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма.

Имеет представление о ценности здоровья; желание вести здоровый образ жизни.

Умеет ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног

Умеют строится в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях.

Умеет энергично отталкивать мячи при катании, бросании, ловить мяч двумя руками одновременно.

Умеет ползать, хватать за перекладину во время лазанья

Сохраняет правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.

Умеет кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и слезать с него.

Реагирует на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполняет правила в подвижных играх.

Частично развита самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.

 Развита творческая активность в процессе двигательной деятельности.

Умеет организовывать самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами.

Соблюдает элементарные правила, согласует движения, ориентируется в пространстве.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.  Особенности организации воспитательного  образовательного процесса у детей 3-4 лет

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 3-5 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

2.2.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

Направления образовательной области

Содержание работы

Социализация, развитие общения,

нравственное воспитание.

Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.

Создавать условия для формирования доброжелательности, доброты, дружелюбия. Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.

Развивать умение детей общаться спокойно, без крика. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь). Приучать жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу Формировать уважительное отношение к окружающим.

Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.

Создавать условия для формирования доброжелательности, доброты, дружелюбия. Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.

Развивать умение детей общаться спокойно, без крика. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь). Приучать жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу Формировать уважительное отношение к окружающим.

Ребенок в семье и сообществе

Образ Я.

Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т.п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова).

Семья.

Беседовать с ребенком о членах его семьи, закреплять умение называть их

имена 

Детский сад.

Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты, раздевалки.

Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, подчеркивая его красоту и удобство, веселую и разноцветную окраску строений. Обращать внимание детей на различные растения, на их разнообразие и красоту.

Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам. Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада.

Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, их труду, напоминать их имена и отчества.

Самообслуживание, самостоятельность

трудовое воспитание

Культурно-гигиенические навыки.

Самообслуживание.

Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Общественно-полезный труд.

Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям " - чети, доски для лепки и пр.), после игры убирать наместо игрушки, строительный материал.

Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т. п.).

Труд в природе.

Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.

Формировать умение обращать внимание на изменения, произошедшие со знакомыми растениями (зацвела сирень, появились плоды на яблоне и т.д.).

Приучать с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.

Уважение к труду взрослых.

Формировать положительное отношение к труду взрослых. Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых. Продолжать знакомить с трудом близких взрослых.

Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.

Продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий.

Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

Формирование

основ безопасности

 Безопасное поведение в природе.

Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Безопасность на дорогах.

Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения.

Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.

Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).

Знакомить с работой водителя.

Безопасность собственной жизнедеятельности.

Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).

Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).

Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).

Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.

Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом.

2.3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей,  особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 

Направления образовательной области

Содержание работы

Формирование элементарных математических представлений.

Количество и счет.

Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.).

Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».

Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов».

Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.

Величина.

Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).

Форма.

  Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Ориентировка в пространстве.

 Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Различать правую и левую руки.

Ориентировка во времени

Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий.

Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.

Сенсорное развитие.

Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).

Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.

Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).

Дидактические игры.

Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2–3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета; собирать картинку из 4–6 частей.

В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

Ознакомление с предметным миром

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.

Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и функцией. Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования.

Расширять представления детей о свойствах (прочность, твердость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Предлагать группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда — одежда) хорошо знакомые предметы.

Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки). Формировать понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т. д.).

Ознакомление с социальным миром

Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы.

Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской/поселковой инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.

Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; самые любимые места посещения в выходные дни.

Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Обращать внимание детей на личностные (доброжелательный, чуткий) и деловые (трудолюбивый, аккуратный) качества человека, которые ему помогают трудиться.

Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.

Ознакомление с миром природы

Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.

Знакомить детей с аквариумными рыбками и декоративными птицами (волнистыми попугайчиками, канарейками и др.).

Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.), о земноводных (на примере лягушки).

Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.

Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).

Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.).

Дать элементарные представления о растениях данной местности: деревьях, цветущих травянистых растениях (одуванчик, мать-и-мачеха и др.). Показать, как растут комнатные растения (фикус, герань и др.). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает).

Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло, нужно его поливать и т. п.).

Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Сезонные наблюдения

Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края.

Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их.

Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду).

Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.; участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.

Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки.

Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко — потеплело — появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.

Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.

Лето. Расширять представления о летних изменениях в природе:

жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах.

Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.

2.4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Направления образовательной области

Задачи

Развитие речи

Развивающая речевая среда.

Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).

Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста“», «Предложите: „Хотите посмотреть…“», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?“»).

В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой“»).

В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.

Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.

Формирование словаря.

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи.

Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц.

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Грамматический строй речи.

Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

Помогать получать из нераспространенных простых предложений (сос тоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

Связная речь.

Развивать диалогическую форму речи.

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).

Помогать доброжелательно общаться друг с другом.

Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Художественная литература

Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы.

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации

2.5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Направления образовательной области

Задачи

Приобщение к искусству

Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению видов искусства через художественный образ.

Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д.

Изобразительная деятельность

Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости.

Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Рисование. Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.).

Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.

Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.

Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).

Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап…»).

Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).

Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить располагать изображения по всему листу.

Лепка. Формировать интерес к лепке. Закреплять представления детей о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.

Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.

Аппликация. Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их.

Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного изображения.

Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закреплять знание формы предметов и их цвета. Развивать чувство ритма.

Конструктивно-модельная деятельность

Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.

Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.). Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).

Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома — улица; стол, стул, диван — мебель для кукол. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.

Музыкально-художественная деятельность

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.

Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти. Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.

Слушание. Учить слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении.

Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо).

Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

Пение. Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) — ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).

Песенное творчество. Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.

Музыкально-ритмические движения. Учить двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание.

Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.

Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой.

Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения с предметами, игрушками и без них.

Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д.

Развитие танцевально-игрового творчества. Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Учить более точно выполнять движения, передающие характер изображаемых животных.

Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием.

Учить дошкольников подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.

2.6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Направления образовательной области

Задачи

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.

Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.

Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.

Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания.

Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.

Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения.

Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Физическая культура

Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать действовать совместно. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях.

Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15–20 см.

Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно.

Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать.

Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.

Учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и слезать с него.

Учить детей надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи на место.

Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх.

Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.

Подвижные игры. Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Организовывать игры с правилами.

Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений. Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений.

Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

2.7. Формы, способы, методы и средства реализации Программы

Формы, методы и средства образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста (от 3 до 4 лет)

Образовательная область

Формы и методы

Средства

Социально-коммуникативное развитие

Формы развития игровой деятельности

Взаимодействие с семьей

  • общение взрослых и детей
  • дидактические игры
  • автодидактические игры
  •  сюжетно-дидактические игры
  • музыкально-дидактические игры
  • наглядные пособия
  • демонстрационный материал
  • тематические альбомы
  • игровое оборудование
  •  сюжетно-самодеятельные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые)
  • обучающие игры (сюжетно-дидактические, автодидактические, подвижные, музыкально-дидактические)
  • игры -  экспериментирования (игры со специальными игрушками для экспериментирования)
  • досуговые игры (игры-забавы, развивающие)
  • обрядовые игры (семейные, сезонные)
  •  тренинговые игры (сенсомоторные)
  • взаимодействие с семьей
  • Беседы  
  • Консультации
  • Собрание  
  • Информация в уголке для родителей  
  • Интерактивное общение  

Наглядные

Словесные

Практические

  • Рассматривание
  • показ
  • наблюдение
  • чтение художественной литературы
  •  загадки
  •  обсуждение совместной деятельности
  • изготовление атрибутов
  • использование предметов-заместителей в сюжетных играх

Формы развития самообслуживания, самостоятельности, трудового воспитания

Взаимодействие с семьей

  • поручения
  • дежурства по столовой (к концу года)
  •  совместная наглядно – действенная деятельность с педагогом
  • взаимодействие с семьей
  • Беседы  
  • Консультации  
  • Собрание  
  • Информация в уголке для родителей  
  • Интерактивное общение  

Наглядные

Словесные

Практические

  • Рассматривание
  • показ действий
  • пример взрослого
  • наблюдение
  •  беседы
  • чтение художественной литературы
  •  разыгрывание ситуаций
  •  создание педагогических ситуаций

Формы развития формирования основ безопасности

Взаимодействие с семьей

  • целевые прогулки
  • педагогические ситуации
  • развлечения
  • просмотр и анализ мультфильмов
  • составление безопасного маршрута «Дом - детский сад»
  • взаимодействие с семьей
  • Беседы  
  • Консультации  
  • Собрание  
  • Информация в уголке для родителей  
  • Интерактивное общение  

Наглядные

Словесные

Практические

  • рассматривание
  • наблюдения
  • театрализованные представления
  • просмотр мультфильмов
  • личный пример взрослого
  • чтение художественной литературы
  • беседы

  • экскурсии
  • обыгрывание ситуаций

Познавательное развитие

Формы развития элементарных математических представлений

Взаимодействие с семьей

  • оборудование для экспериментирования
  • общение взрослых и детей
  • художественная литература
  • счетные материалы
  • дидактические игры
  • наглядные пособия
  • демонстрационные материалы
  •  автодидактические игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Тематические альбомы

  • обучение в повседневных и бытовых ситуациях
  • занятия
  • индивидуальная работа
  • самостоятельная деятельность
  • взаимодействие с семьей
  • Беседы  
  • Консультации  
  • Собрание  
  • Информация в уголке для родителей  
  • Интерактивное общение  

Наглядный

Словесный

Практический

  •  сравнение
  • рассматривание

  • объяснение
  • вопросы
  • беседа
  • обследование предметов
  • предметно -практические действия
  • экспериментирование с
  • материалами и веществами

Формы развития познавательно-исследовательской деятельности

Взаимодействие с семьей

  • занятия (фронтальные, индивидуальные)
  • наблюдения
  • конструирование
  • экспериментирование
  • предметно - манипулятивная игра
  • развивающие игры
  • взаимодействие с семьей
  • Беседы  
  • Консультации  
  • Собрание  
  • Информация в уголке для родителей  
  • Интерактивное общение  

Наглядный

Словесный

Практический

  • наблюдение
  • рассматривание
  • сравнение, соотношение, группировка, установление тождеств
  • беседы
  • чтение художественной литературы

  • исследовательская деятельность
  • конструирование
  • экспериментирование
  • обследование предметов

Формы ознакомления с предметным окружением

Взаимодействие с семьей

  • занятия (фронтальное, индивидуальное)
  • беседа
  • наблюдения
  • рассматривание
  • чтение художественных произведений
  • исследовательская деятельность
  • просмотр мультфильмов
  • целевые прогулки
  • развлечения
  • взаимодействие с семьей
  • Беседы  
  • Консультации  
  • Собрание  
  • Информация в уголке для родителей  
  • Интерактивное общение  

Наглядный

Словесный

Практический

  • наблюдение
  • рассматривание
  • беседы
  • рассказы взрослых
  • вопросы взрослых к детям
  •  чтение художественной литературы
  • экспериментирование
  • обследование

Формы ознакомления с социальным миром

Взаимодействие с семьей

  •  занятия (фронтальное, индивидуальное)
  • беседа
  • наблюдения
  • рассматривание
  • чтение художественных произведений
  • просмотр мультфильмов
  • взаимодействие с семьей
  • Беседы  
  • Консультации  
  • Собрание  
  • Информация в уголке для родителей  
  • Интерактивное общение  

Наглядный

Словесный

Практический

  • наблюдение
  • рассматривание

  • беседы
  • рассказы взрослых
  • вопросы взрослых к детям
  •  чтение художественной литературы
  • исследовательская деятельность
  • экспериментирование
  • обследование

Формы ознакомления с миром природы

Взаимодействие с семьей

  • занятия (фронтальное, индивидуальное)
  •  конструирование
  • экспериментирование
  • наблюдение
  • рассказ
  • беседа
  • чтение художественной литературы
  • целевые прогулки
  • рассматривание
  • просмотр мультфильмов
  • взаимодействие с семьей
  • Беседы  
  • Консультации    
  • Собрание  
  • Информация в уголке для родителей  
  • Интерактивное общение

Наглядный

Словесный

Практический

  • наблюдение
  • рассматривание
  • просмотр мультфильмов

  • беседы
  • рассказы взрослых
  • вопросы взрослых к детям
  •  чтение художественной литературы
  • исследовательская деятельность
  • экспериментирование
  • обследование

Речевое развитие

Формы речевого развития

Взаимодействие с семьей

  • художественная литература
  • демонстрационный материал
  • наглядные пособия
  • дидактические игры
  • сюжетно – ролевые игры
  • картинки
  • книги
  • наборы предметов

  • занятия (фронтальные, индивидуальные)
  • ситуации общения
  • театрализованная деятельность
  • использование различных видов театра
  • взаимодействие с семьей
  • Беседы  
  • Консультации    
  • Собрание  
  • Информация в уголке для родителей  
  • Интерактивное общение  

Формы приобщения к художественной литературе

Взаимодействие с семьей

  •  Чтение и рассказ литературного произведения
  •  беседа о прочитанном произведении
  • инсценировка и драматизация
  • взаимодействие с семьей
  • Беседы  
  • Консультации  
  • Собрание  
  • Информация в уголке для родителей  
  • Интерактивное общение  

Наглядный

Словесный

Практический

  • рассматривание

  • чтение и рассказывание художественных произведений
  • беседа
  • инсценировки
  • драматизации

Художественно-эстетическое развитие

Формы развития изобразительной деятельности

Взаимодействие с семьей

  • Музыкально – дидактические игры
  • Дидактические игры
  • Тематические альбомы
  • Наглядный материал
  • Демонстрационный материал
  • Музыкальные инструменты
  • Конструкторы
  • Образцы построек
  • Игровое оборудование
  • Природный материал (песок, вода, желуди, камешки)
  • Материалы по изобразительной деятельности
  • музыкально-ритмические движения

  • рассматривание
  • организация выставок (тематических, именных)
  • оформление группового помещения к праздникам
  • наблюдения
  • занятия (фронтальные, индивидуальные)
  • взаимодействие с семьей
  • Беседы  
  • Консультации  
  • Собрание  
  • Информация в уголке для родителей  
  • Интерактивное общение  

Наглядный

Словесный

Практический

  • рассматривание
  • показ образца
  •  наблюдения
  •          беседы          
  •  художественное слово
  •  вопросы к детям
  •  обсуждение готовых работ
  •   обследование
  • исследовательская деятельность

Формы развития конструктивно-модельной деятельности

Взаимодействие с семьей

  • конструирование по образцу
  • конструирование по замыслу
  • конструирование по сюжету
  • взаимодействие с семьей
  • Беседы  
  • Консультации  
  • Собрание  
  • Информация в уголке для родителей  
  • Интерактивное общение  

Наглядный

Словесный

Практический

  • демонстрация готового образца
  •  показ
  •  рассматривание
  • беседы
  • обследование
  •  обыгрывание

Формы развития музыкальной деятельности

Взаимодействие с семьей

  • занятия (фронтальные, индивидуальные)
  • развлечения
  • музыка в повседневной жизни
  • просмотр мультфильмов
  • празднование дней рождения
  • слушание музыкальных сказок
  • взаимодействие с семьей
  • Беседы  
  • Консультации  
  • Собрание  
  • Информация в уголке для родителей  
  • Развлечения  
  • Интерактивное общение  

Наглядный

Словесный

Практический

  • показ движений
  • рассматривание

  •          беседы          
  •  пение
  • слушание
  •  разучивание
  •          игра на         музыкальных

инструментах

  • песенное творчество

Физическое развитие

Формы физического развития

Взаимодействие с семьей

  • гигиенические факторы (режим занятий, режим дня, режим питания, гигиена одежды, обуви, физкультурного оборудования, спортивного инвентаря и др.)
  • естественные природные факторы (солнце, воздух, вода)
  • двигательная активность
  •   физкультурное оборудование и пособия
  • Спортивный инвентарь
  • Игровое оборудование
  • Наглядные пособия
  • Физические упражнения
  • Дидактические игры
  • Демонстрационный материал
  • Музыка
  • самомассаж

  • физкультурные упражнения
  • занятия (фронтальные, индивидуальные)
  • закаливающая гимнастика
  • утренняя гимнастика
  •  физические упражнения на прогулке
  • самостоятельная двигательная деятельность детей в группе
  • беседы, рассказы, чтение художественной литературы
  • развлечения
  • взаимодействие с семьей
  • Неделя здоровья
  • физкультминутки
  • динамические паузы
  • Беседы  
  • Консультации  
  • Собрание  
  • Информация в уголке для родителей  
  • Развлечения  
  • Интерактивное общение  

Наглядный

Словесный

Практический

  •  имитация (подражание);
  • демонстрация и показ способов выполнения физкультурных упражнений
  • использование наглядных пособий
  •  наглядно-зрительные приемы
  • тактильно – мышечные приемы
  • объяснения
  • описание
  • пояснения
  •  указания
  • подача сигналов
  •  вопросы к детям
  • уточнение
  •   слушание музыкальных произведений
  • беседы
  •  рассказы
  •  чтение художественной литературы
  • выполнение движений
  • повторение упражнений
  • катание на трехколесном велосипеде, санках
  • ходьба на лыжах
  • опосредованное обучение (игра)
  • непосредственная помощь взрослого

3.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Режим дня

Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим. Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

В ДОУ используется гибкий режим дня, в него могут вноситься изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья. На гибкость режима влияет и окружающий социум.

Режим дня младшей группы (3-4 года)

Холодный период года

Режимные моменты

Старшая группа

1) Утренний приём

7.00-8.00

2) Утренняя  гимнастика  ( в физкультурном зале)

8.00-8.05

3) Игры, подготовка к завтраку, завтрак

8.05-9.00

4) Подготовка к занятиям, занятия        

9.00-9.40

5) Игры, подготовка к завтраку № 2. Завтрак №2

9.40-10.10

6) Подготовка к прогулке, возвращение с прогулки

10.10-12.05

7) Возвращение с прогулки , самостоятельная деятельность

12.05-12.20

8) Подготовка к обеду , обед

12.20-12.-50

9) Подготовка ко сну, сон

12.50-15.00

10) Подъём, оздоровительные мероприятия, гигиенические процедуры

15.00-15.25

11) Полдник

15.25-15.50

12) Игры и самостоятельно организованная деятельность детей

13) Подготовка к вечерней прогулке, прогулке, прогулка, уход детей  домой

15.50-16.30

16.30-17.30

3.2. Расписание занятий  в младшей группе (3-4 года)

Дни недели

Занятия

Понедельник

1. Развитие речи 9.00 - 9.15

(Образовательная область «Речевое развитие»)

2. Физическая культура 9.25 - 9.40

(образовательная область «Физическое развитие»)

Вторник

1. Формирование элементарных математических представлений 9.00-9.15

(Образовательная область «Познавательное развитие»)

2. Лепка/аппликация 9.25 – 9.40

(Образовательная область «Физическое развитие»)

3. Физическая культура (на прогулке) 15.55 - 16.10

(Образовательная область «Физическая культура)

Среда

1. Ознакомление с предметным и социальным окружением/ознакомление с природой/развитие познавательно-исследовательской деятельности  9.00 - 9.15

(Образовательная область «Познавательное развитие»)

2. Музыка 9.25 - 9.40

(образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»)

Четверг

1. Музыка -9.00-9.15

(Образовательные области «Художественно - эстетическое развитие»)

2. Рисование - 9.25 - 9.40

(Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»)

Пятница

1. Занятие с педагогом - психологом 9.00 - 9.15

(образовательная область «Познавательное развитие»)

2. Физическая культура — 15.55 - 16.10

(Образовательная область «Физическое развитие»)

3.3. Культурно-досуговая деятельность

Отдых. Развивать культурно-досуговую деятельность детей по интересам. Обеспечивать каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие. Формировать умение занимать себя игрой.

Развлечения. Показывать театрализованные представления. Организовывать прослушивание звукозаписей; просмотр мультфильмов. Проводить развлечения различной тематики (для закрепления и обобщения пройденного материала). Вызывать интерес к новым темам, стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения.

Праздники. Приобщать детей к праздничной культуре. Отмечать государственные праздники (Новый год, «Мамин день»).

Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения.

Самостоятельная деятельность. Побуждать детей заниматься изобразительной деятельностью, рассматривать иллюстрации в книгах, играть в разнообразные игры; разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, обыгрывать народные песенки, потешки.

Поддерживать желание детей петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками. Создавать соответствующую среду для успешного осуществления самостоятельной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)...