Особенности музыкального восприятия дошкольников
статья на тему

Трошкина Маргарита

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет, поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки, как вида искусства.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx21.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Особенности музыкального восприятия дошкольников

Музыкальное восприятие - сложный, чувственный поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Качество музыкального восприятия - сложный психический процесс, в котором присутствуют и познавательные, и эмоциональные стороны. Он характеризуется целостностью и дифференциацией воспринимаемых музыкальных явлений.

Огромная роль в восприятии произведений искусства принадлежит интуитивным и подсознательным процессам.  Музыку воспринимают, чувствуют, переживают все, но степень постижения, глубина переживания и тонкость понимания различна. Она зависит от возраста, врожденных особенностей, реактивности, изменяющихся объективных и субъективных условий, степени подготовленности слушателя, его культуры, качества исполнения.

Восприятие даже несложных музыкальных произведений - процесс многосоставный. Но наиболее характерные признаки его - эмоциональный отклик, и способность к слуховому дифференцированию. Любой вид музыкальной деятельности, доступный ребенку, связан с восприятием музыки.

Психолого-педагогический  механизм формирования восприятия музыки 

Музыкальное восприятие — сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.

Восприятие зависит от прошлого опыта знаний содержания и задач выполняемой деятельности индивидуально – психологических различий людей.

Музыкальное познание предполагает  сравнение звучащего в данный момент с предыдущим звучанием:

  1. Сравнение звуков по высоте и длительности дает представление о ладовой и ритмической организации интонаций и мотивов;
  2. Сравнение мотивов и фраз позволяет воспринимать  масштабно- тематические структуры;
  3. Сравнение частей и разделов приводит  к осмыслению формы и типа развития;
  4. Сравнение данного произведения с другими выявляет жанровые и стилистические особенности.

Полнота восприятия музыки  напрямую связана и зависит от степени развитости музыкальных способностей (музыкальных знаний, навыков, умений), а также условий, в которых живет и воспитывается ребенок.

 Психические процессы, задействованные в музыкальном восприятии, включают в себя весь спектр сознания — от простейших ощущений до сложнейших операций музыкального интеллекта. Сюда включаются память, внимание, эмоциональные переживания, апперцепция и синестезия.

 Необходима определенная последовательность в формировании восприятия. При этом выделяются такие этапы:

  • целостное восприятие, осознание общего характера произведения
  • дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении
  • осознание выразительной роли отдельных средств в связи с развитием музыкального образа и повторное целостное восприятие. 

Главное  — создать условия для всестороннего развития каждого дошкольника — развития его художественно-образного мышления, эмоциональной сферы, вкуса, эстетических потребностей, интересов

Какие подходы рассматриваются в структуре музыкального воспитания

Это подходы, обуславливающие  взаимодействие с содержанием  музыкального искусства, направленные на  освоение  способов музыкальной деятельности; позволяющие проявиться внутреннему миру  ребенка,  дающие возможность наблюдать  процесс интеллектуального развития  через музыку.

Одним из главных принципов в работе с детьми  является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно и раскрепощенно.

Принцип последовательности предусматривает постепенное усложнение поставленных задач по каждому разделу музыкального воспитания.

Принцип доступности музыкального материала, принцип партнерства, принцип положительной оценки деятельности  детей -  все это способствует более высокой активности,  эмоциональной отдаче, желанию  дальнейшего участия в творческом процессе.

Прекрасен  мир искусства – живопись, поэзия, музыка!  Яркие краски, красивые мелодии привлекают ребенка, побуждают у него воображение, фантазию, ассоциативное мышление, желание творить, узнавать. Дети, словно губка, впитывают новые впечатления. Любознательность становится качеством личности. Поэтому большое внимание уделяется познанию в процессе специально организованной деятельности.  Содержанием этой деятельности является окружающий ребенка многообразный мир людей, предметов, вещей, явлений. Музыкальное воспитание в этом отношении имеет особые возможности, поскольку музыка – это, прежде всего язык чувств, эмоций и ее суть тождественна самой природе. Ведь все в окружающем нас мире звучит, поет: это и журчание ручейка, звон капели, и свист ветра, и, конечно, пение птиц. Главная педагогическая задача в том, чтобы найти точный, интересный, личный путь к музыке и показать ребенку, что музыка рассказывает обо всем, что его окружает в жизни. Главное условие – это наше отношение к детям, тонкое видение возможностей каждого воспитанника, создание дружелюбной атмосферы, в которой всем будет комфортно и интересно, умение создать предметно-развивающую среду и организовать творчески игровое пространство. А формы могут быть различными: – это, и совместная игровая деятельность (индивидуальная, подгрупповая), экспериментирование со звуками, различные виды элементарного  музицирования. Дошкольное детство – это тот нежный, сенситивный период, когда от педагога зависит насколько будет раскрыт потенциал ребенка, насколько он будет успешен в будущем.

Все дети от природы музыкальны. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный  друг на всю жизнь. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкально – сенсорных способностей ребенка, уйдет невосполнимо.  Венгерский композитор – фольклорист З. Кодой отмечал: «Нужно начинать  детском саду, ибо там ребенок, играючи, осваивает то, чем заниматься в начальной школе поздно. Возраст от трех до семи лет намного важнее последующего периода: то, что в этом возрасте испорчено или упущено, позднее исправить нельзя».    Музыкальное восприятие направлено на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка, как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический, художественный феномен.

  Как разнообразен огромный мир звуков, который окружает ребенка с раннего возраста! Что привлекает, манит, завораживает?  Какие звуки, музыка приятна, а что не только неинтересно, но и непонятно. Как помочь детям разбираться в таинственном океане музыки, не затеряться, а стать умным, внимательным слушателем. Д. Б. Кабалевский отмечал, что запомнить в музыке можно только то, что понятно и эмоционально прочувствованно.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет, поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки, как вида искусства.  Музыкально – дидактические игры и пособия воздействуют на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребенком, создает основу для эмоционального контакта между ними.

  Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.

  Создание развивающей музыкальной, предметно – пространственной среды  в дошкольном образовательном учреждении является необходимым условием реализации целей и задач музыкального воспитания. Среда в широком понимании слова – это «жизненное» пространство, окружающее ребенка в детском саду, способствующее в той или иной степени раскрытию его потенциала и позволяющее педагогу наиболее эффективно организовать педагогический процесс. Основные требования при организации развивающей среды – это доступность, открытость, многообразие. Музыкальная предметно развивающая среда должна способствовать решению программных задач образовательной области «Музыка».  Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального восприятия дошкольников

Данная работа содержит полную информацию по следующим вопросам:1. Что такое  восприятие. Характеристика музыкального восприятия.2. Возрастные особенности музыкального восприятия дошкольников.3. Х...

"Особенности зрительного восприятия дошкольников с ЗПР"

Особенности восприятия детей с ЗПР обусловлены нарушением: - функции поиска; - замедление процесса переработки поступающей информации;- снижена скорость выполнения перцептивных операций;- за...

Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия дошкольников.

Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия дошкольников.     « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии...

Консультация для воспитателей«Развитие музыкального восприятия дошкольников»

Полезная консультация для педагогов на тему, как научить воспринимать музыку вашим воспитанникам...

Развитие музыкального восприятия дошкольников

laquo;Музыкальное  восприятие  есть восприятие,       направленное на постижение и осмысление тех  значений,        которыми обладает музыка как иску...

Особенности музыкального восприятия детей 1,5-2х-3х лет

Описание особенностей восприятия музыки детей раннего возраста....