Приобщение детей к театрализованной деятельности.
статья (младшая, средняя группа) на тему

Касикова Наталья Игоревна

Статья о приобщении детей к театрализованной деятельности.Должны использоваться разные возможности,чтобы обыграть какой-либо предмет или событие,пробуждая фантазию ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_k_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к театрализованной деятельности

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, я на прогулке говорю, увидев ворону: "Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона".С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.. Игры-инсценировки, проводимые в форме дословного пересказа в лицах (по ролям) художественного произведения, прочитанного воспитателем, или же в виде свободного пересказа текста детьми, становятся основой сюжетно-ролевой игры. Дословный пересказ текста произведения педагог обычно выполняет вместе с детьми и при этом берет на себя роль ведущего, а детям поручает другие роли. Текст, который должен произносить каждый персонаж, сначала произносим сам педагог, а дети его повторяют. Инсценировка художественного произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа происходит как сюжетно-ролевая игра. Как правило, это бывают сказки, много раз читанные и потому очень хорошо известные детям. Кукольный театр - это еще один вид сюжетной «режиссерской» игры: Воспитатель предлагает детям произносить по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек), петрушек (кукол, надеваемых на пальцы рук), вырезанные картинки и т.д. Кукольный театр используется как методическое средство, активизирующее речь детей. Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений; нести ответственность за управление куклой; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять; учит находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Из практики своей работы я сделала вывод, что любая задача любого занятия решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником при подготовке и проведении занятий. Для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не всегда бывают интересны, и, следовательно, не играют особой роли в его развитии.

Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. На практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к театрализованной игре: дети предоставлены самим себе, а воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к деятельности и потребности в ней. Это противоречие может быть разрешено при условии разработки системы занятий по театрализованной деятельности. Приступая к театрализованной работе с детьми, необходимо вначале провести диагностику по теме «Психомоторное развитие ребенка» (методика А.Бурениной) и выявить оценку результатов по критериям театрально-игровой деятельности, разработанным Н.Ф. Сорокиной..Такое начало занятия помогает дошкольникам сконцентрировать свое внимание, настроиться на тему занятия. Затем надо активизировать мышцы языка, губ, подготавливать артикуляционный аппарат детей, выполняя такие упражнения, как «Пятачок», «Зевание пантеры», «Грибок» и др. Большое место в театрализованных занятиях отводится формированию навыков общения и умению вести диалог. Для этого используются упражнения «Киска, как тебя зовут?», «Лапки мыли?», и др. Шутки, потешки, небольшие стихи, чистоговорки, скороговорки помогают сделать обучение увлекательным и разнообразным, поэтому такой материал используется на каждом занятии. В основную часть занятия включаются игры на развитие способности строить позитивные взаимоотношения с окружающим миром, умение понимать других людей, их чувства, настроения, собственные переживания и управлять ими.

В овладении этими умениями большая роль отводится развитию выразительных движений, пластики, мимики, пантомимики, с помощью которых люди выражают свои эмоции. Игры, используемые на занятии, можно объединить в несколько блоков. Первый блок «Что такое театр?». Дети знакомятся с историей театра, с профессиями людей, работающих в нем. Ребята с интересом слушают рассказы о различных театрах, рассматривают иллюстрации. Был сделан наглядный материал к занятиям. Цель этого блока - расширение кругозора детей, воспитание людей любящих и понимающих искусство, стремящихся к театральному творчеству. Второй блок «Волшебный мир эмоций».Эти игры и этюды помогают познакомить детей с основными эмоциями человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых. Для подведения итога по каждой эмоции проводится игра с картинками «Эмоции для всех»: даются ситуации, которые ребенок должен, как бы пропустить через себя и дать ответ. Таким образом, корректируется поведение ребенка, развивается способность быть открытым и чутким, понимать чувства и эмоции других людей. Третий блок «Люблю своего героя». Игры этого блока проводятся с целью тренировки речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания. Сюда входят творческие игры со словами, упражнения на дикцию, интонацию, пальчиковые игры. Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Театрализованные игры помогают воспитателю, любящему своих детей, создавать радостную, непринужденную обстановку в группе. Занимаясь с детьми театром, педагог ставит перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети могли и использовать в повседневной жизни. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные). Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность на первый взгляд кажется легкой и не сложной, но это не так. Требуется много подготовки, много усилий, как со стороны взрослых, так и со стороны детей, чтобы достичь коне...

Приобщение детей к театрализованной деятельности

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в  дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры....

Приобщение детей к театрализованной деятельности с учетом гендерных особенностей

В  ДОУ осуществляется полоролевая социализация детей дошкольного возраста. Ведётся она в детском саду планомерно, с должным педагогическим вниманием, с учетом условий дифференцированного по...

Приобщение детей к театрализованной деятельности

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями м...

Приобщение детей к театрализованной деятельности.

Приобщение детей к театрализованной деятельности....

Приобщение детей к театрализованной деятельности

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию....